Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Тема урока: "Авторская позиция в рассказе Леонида Андреева "Кусака". 7-й класс
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Тема урока: "Авторская позиция в рассказе Леонида Андреева "Кусака". 7-й класс


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 5544

Толстогузова Марина Владимировна, учитель русского языка и литературы

Да, меньшие братья нам преданно служат от века.
Однако жестокого сколько ещё вокруг?
Мы часто твердим, что собака – друг человека.
Но вот человек. Он всегда ли собаке друг?
Эдуард Асадов

В книгах мы жадно читаем о том,
на что не обращаем внимания в жизни.

Эмиль Кроткий

ЦЕЛИ:

  • Формировать в ходе урока навыков анализа художественного текста, понятия об авторской позиции и способах её выражения.
  • Развивать умение выделять главное, существенное, логически излагать свои мысли.
  • Cодействовать нравственному воспитанию учащихся.

ХОД УРОКА

<Приложение. Слайд 1>

Объявление темы урока, её расшифровка, постановка цели.

Что такое авторская позиция? Как, с помощью чего в художественном произведении может быть выражена авторская позиция?

(Авторская позиция – авторское понимание жизни и её оценка, в частности оценка изображаемых характеров. Существуют разные способы выражения АП: прямое высказывание автора, через портрет. Особенности поведения персонажей, пейзаж, цвет, время и т. д. В художественном произведении важно каждое слово.)

Учитывая всё сказанное, попробуйте сформулировать цель сегодняшнего урока.

(Анализируя рассказ Леонида Андреева, выяснить, какова авторская позиция в этом произведении),

К уроку я подобрала 2 эпиграфа

Обратимся к первому из них. Это миниатюра Эдуарда Асадова.

Удачно ли, на ваш взгляд, подобран эпиграф? Объясните свою точку зрения.

Миниатюра Эдуарда Асадова созвучна тем проблемам, которые поднимаются в рассказе “Кусака”. Созвучна. Но раскрывает ли их в полной мере? Мне поначалу казалось, что авторская позиция Леонида Андреева ярко выражена, просто лежит на поверхности. Но я прочитала ваши работы, где вы делитесь первыми впечатлениями от рассказа, и вы своими высказываниями заронили в мою душу сомнение – действительно ли всё так просто? Теперь я хочу заразить этим сомнением вас.

В большинстве ваших работ звучат слова грусть и жалость. Большинство возмущены поступком пьяницы-мужика и радуются, что Леля приласкала и приручила Кусаку. Всем жаль, что Леля уехала и оставила Кусаку. Но это “жаль” звучит уже без возмущения, без осуждения.

Хотя есть несколько работ, не похожих на другие. На три из них я хотела бы обратить ваше внимание.

Абубакиров Айвар краток и категоричен: “Мне не понравилось, как хозяева оставили Кусачку”.

Сафаров Ренат: “Самое большое впечатление на меня произвёл эпизод, когда собака изо всех сил переворачивалась, стараясь развлечь дачников”.

Обратите внимание, что ни в той, ни в другой работе нет слова жалость, и наибольшее впечатление на ребят произвели вовсе не моменты физической жестокости по отношению к Кусаке.

А в третьей работе – работе Абубакировой Гули – вместо жалости появляется непонятное чувство вины: “Мне очень понравился рассказ “Кусака”. У меня он вызвал ощущения, которые нельзя описать. Как будто я в чём-то виновата в связи с жизнью этой собаки”.

Может быть, Айвар, Ренат и Гуля не смогли разобраться в рассказе, увидеть в нём самое главное – тогда мы обязательно должны им помочь.

Но ведь может быть и наоборот: ребята сумели заметить в истории Кусаки что-то, чего не заметили, не почувствовали другие. Может быть не только против пьяницы-мужика и людей, бросающих в Кусаку палки и камни, выступает Леонид Андреев? А его авторская задача не ограничивается желанием вызвать жалость и сочувствие по отношению к обиженному животному?

Я надеюсь, что зерно сомнения всё же поселилось в ваших душах. А потому давайте ещё раз вспомним события рассказа, поразмышляем над ними, обращая внимание даже на то, что на первый взгляд кажется несущественным – ведь, повторюсь, в художественном произведении не бывает ничего случайного.

На прошлом уроке мы выделили в рассказе 3 части - в соответствии с периодами в жизни Кусаки. Напомните, что это за части.

1. До встречи с Лелей (1 глава).

2. Период “дружбы” с Лелей и другими дачниками (2, 3, 4 главы).

3. После отъезда Лели (5 глава).

(Чтение 1 абзаца.)

Рассказ начинается тройным отрицанием. Как вам кажется, зачем это автору?

(Читатель с первых слов ощущает ситуацию безысходности, тяжёлых условий, в которых живёт собака.)

Почему действие рассказа начинается именно зимой?

(Это время года, когда бездомным животным приходится особенно трудно; к тому же эта зима была долгой и морозной.)

Как относились к Кусаке ребята, взрослые, дворовые собаки?

(Ребята бросали в неё камнями и палками, взрослые весело улюлюкали и страшно, пронзительно свистали; дворовые собаки отгоняли её от тёплых изб.)

Чем можно объяснить такое отношение?

(Со стороны людей – желание повеселиться, развлечься.)

Почему Кусака, несмотря на то, что её обижали, продолжала показываться на улице?

(На улицу её гнали голод и инстинктивная потребность в общении.)

Что значит – инстинктивная? Что хотел сказать автор, используя такой эпитет?

(Инстинкт – врождённая способность совершать целесообразные действия по непосредственному, безотчётному побуждению. То есть общение так же необходимо живому существу, как еда, вода, воздух; одиночество – это противоестественное состояние.)

Обратите внимание на глаголы, которые использует автор в первом абзаце, рассказывая о жизни Кусаки. <Приложение. Слайд 2>

(Не принадлежала, не было, находилась, кормилась, отгоняли, показывалась, бросали, улюлюкали, свистали, мчалась, пряталась, зализывала, копила.)

Что общего между этими глаголами с точки зрения русского языка?

(Все эти глаголы несовершенного вида, что может указывать на незавершённость или повторяемость действия; в данном случае, конечно, на повторяемость.)

Последний глагол в ряду – копила. Объясните лексическое значение этого слова. Что можно копить? А что копила Кусака?

(Копить – собирать впрок, запасать, приобретать, сберегая. Кусака копила страх и злобу)

Выходит, что изначально в душе Кусаки не было ни страха, ни злобы. Люди тем, что свистали, улюлюкали, бросали, заставляли собаку мчаться, прятаться, зализывать – в результате зародились злоба и страх. А поскольку действия повторялись неоднократно, злоба и страх увеличивались, нарастали – копились.

И ещё на одно слово в этом абзаце обратите внимание: гонимая. Часть речи? Вид? В данном случае страдательное как нельзя больше соответствует своему названию. Своим отношением дворовые собаки и люди гнали Кусаку от теплых изб, с улицы, вынуждали прятаться на краю поселка, в глубине большого сада. А отсюда её гнали голод и одиночество. Получается гонка по замкнутому кругу.

Кратко расскажите о случае с пропойцей-мужиком. Почему он пнул собаку?

<Приложение. Слайд 3>

И снова замкнутый круг: одни обижают от хорошего настроения, чтобы повеселиться, другие от плохого настроения, чтобы выместить обиду и злобу.

Чувствуем ли мы авторское отношение к человеку, ударившему собаку? Как оно выражено?

(Выражено использованием слов с ярко выраженной экспрессивной – негативной окраской.)

Какую роль этот случай сыграл в жизни Кусаки?

(Кусака с тех пор не доверяла людям, которые хотели её приласкать).

Обратимся ко второй части. Наступает весна, которая приносит в жизнь Кусаки большие перемены. С чем связаны эти перемены?

(С приездом дачников. Леля сумела расположить к себе Кусаку, преодолеть её недоверие).

Кусака меняется как внутренне, так и внешне.

Найдите описание внешности Кусаки.

Интересно, что в первой главе о внешности собаки сказано только 2 слова: грязная и некрасивая. А здесь, в 3 главе, дано как бы двойное описание: что было и что есть. Попробуем разделить. <Приложение. Слайд 4>

БЫЛО ЕСТЬ
Грязная, некрасивая; Шерсть, висевшая рыжими сухими космами и на брюхе покрытая засохшей грязью.

Можно предположить, что во взгляде затаились злоба и страх

Шерсть почернела и стала лосниться как атлас.

…важно осматривала улицу вверх и вниз

Ребята бросали в неё камнями и палками, взрослые весело улюлюкали и страшно свистали Никому уже не приходило в голову дразнить её или бросить камнем

Обратите внимание на заключение, сделанное автором в конце описания Кусаки.

А почему? Почему в некрасивую грязную собаку бросали палки и камни, весело улюлюкали, пронзительно свистали, а в Кусаку с почерневшей лоснящейся шерстью, важно осматривающую улицу, никому не приходило в голову бросить камнем? Неужели люди вдруг изменились, стали добрее?

Выходит, что голодная, грязная и жалкая Кусака почему-то вызывала у людей не желание покормить и пожалеть её, а сделать ещё более несчастной, увидеть страх в её глазах.

А когда Кусака “стала лосниться” и взгляд приобрёл важность, людям дразнить её стало просто неинтересно.

Как мы уже говорили, в Кусаке произошли не только внешние, но и внутренние перемены. Какие? <Приложение. Слайд 5>

Внутренние перемены давались Кусаке нелегко:И когда все наперерыв стали ласкать её, она долго ещё вздрагивала при каждом прикосновении ласкающей руки, и ей больно было от непривычной ласки, словно от удара”.

Найдите во 2 и 3 главах ещё подтверждения, что внутренние перемены давались Кусаке нелегко.

Кусака изменилась, благодаря приехавшим “очень добрым дачникам”, как говорит о них автор. А вас ничего не настораживает в поведении этих “добрых людей”?

Перечитать эпизод со слов: “И все собирались…” <Приложение. Слайд 6>

Что за странная мольба в глазах у Кусаки?

Почему никто из “очень добрых дачников” не замечает этой мольбы?

( Озабочены дачники только собой, собственным весельем.)

Поэтому и появляется, казалось бы, неуместные во второй части слова – КАК ПРЕЖДЕ. А что в жизни Кусаки осталось как прежде?

(В основе отношения к ней людей лежит только желание повеселиться; одна лишь разница: веселятся по-разному.)

<Приложение. Слайд 7>

Но, может быть, хотя бы Леля, которая “ввела Кусаку в счастливый круг отдыхающих и веселящихся людей”, не такая, как все. Может быть, хотя бы она искренно любит Кусаку?

(Леля приручила собаку, потому что было хорошее настроение, хотелось веселья. Девочка говорит, что любит Кусаку; и, когда приходит пора уезжать, ей жалко оставлять собаку, она готова заплакать, но после обещания мамы взять породистого щенка плакать ей уже не хочется. Леле становится скучно, и она забывает даже попрощаться с Кусакой.)

Был ли у Лели выбор, могла она хотя бы попытаться найти выход из ситуации? Любила ли она Кусаку?

Давайте попробуем составить таблицу + и – в жизни Кусаки (с точки зрения, что у неё было и чего не было.) <Приложение. Слайд 8>

ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ КУСАКИ +
1.ДО ВСТРЕЧИ С ЛЕЛЕЙ ЗЛОБА, СТРАХ ИМЯ, ХОЗЯИН, ПИЩА
2.ПЕРИОД “ДРУЖБЫ” С ЛЕЛЕЙ И ДРУГИМИ ДАЧНИКАМИ ИМЯ, ХОЗЯИН, ПИЩА,СТРАХ ЗЛОБА
3.ПОСЛЕ ОТЪЕЗДА ЛЕЛИ БЕЗНАДЁЖНОЕ СПОКОЙСТВИЕ ИМЯ, ХОЗЯИН, ПИЩА, ЗЛОБА, СТРАХ

Во второй части + и – поменялись местами. Появилось имя, ощущение принадлежности (“Она принадлежала людям и могла им служить”), сытость.

Но нет злобы: “У неё отняли её непримиримую злобу”. Что значит - отняли? Объясните лексическое значение этого слова.

(Отнять – взять у кого-нибудь силой, лишить кого или чего-нибудь.)

Что можно отнять?

Друга, надежду, деньги – то есть что-то ценное, нужное.)

А так ли уж ценна и нужна злоба?

(В прежней жизни злоба для Кусаки была очень важна, помогала выжить. Теперь Кусака знала, что если кто-нибудь ударит её, она уже не в силах будет впиться в тело обидчика своими острыми зубами.)

Положение, состояние Кусаки стало лучше или хуже после периода дружбы с Лелей и другими дачниками? Почему?

Злоба и страх говорят о том, что Кусака живёт и готова бороться за своё существование, а безнадёжное спокойствие – это равнодушие, отсутствие всяких чувств и желаний, что, пожалуй, хуже смерти.

Составив таблицу + и – в жизни Кусаки, мы увидели, что её состояние после общения с Лелей и “очень добрыми дачниками” стало хуже, чем до встречи с ними.

<Приложение. Слайд 9>

Перед вами 3 иллюстрации к рассказу ЛА. Как вам кажется, к какой части каждая из этих иллюстраций?

Обычно, когда художник берётся иллюстрировать книгу, он выполняет все рисунки в одном цветовом решении. (Сравнить 2 книжки) Перед нами же иллюстрации, нарисованные одним человеком, но они разные. Как вы думаете, почему? Послушаем автора, или точнее – соавтора, поскольку Женя работала над иллюстрациями вместе с мамой.

Женя проанализировала цветовую гамму рассказа. Судя по цвету, преобладающему в той или иной части, положение, состояние Кусаки стало лучше или хуже после периода дружбы с Лелей и другими дачниками?

Чей поступок для Кусаки больнее – Лели или пьяницы-мужика?

<Приложение. Слайд 1>

Так только ли пьяного мужика и людей, улюлюкающих и кидающих в Кусаку камнями, осуждает Леонид Андреев в своём рассказе? Осознаёт ли Леля свою жестокость по отношению к Кусаке?

Скажите, а в жизни приходилось ли вам видеть бездомных животных, приходилось ли сталкиваться с ситуациями, когда люди обижали животных?

История с Кусакой – не исключительная. Подобное происходит каждый день, и мы так привыкли, что порой просто равнодушно проходим мимо.

Может быть, этим и вызвано то непонятное чувство вины, которое испытывала Гуля при чтении рассказа?

Может быть, Леонид Андреев поведал нам историю Кусаки, чтобы обратить наше внимание на то, что мы видим каждый день, но как-то не задумываемся об этом?

Пожалуй, пришло время обратиться ко второму эпиграфу к сегодняшнему уроку.

Это афоризм Эмиля Кроткого, который заставляет задуматься, почему бездомные животные, каждый день встречаемые нами на улице, хотя и вызывают жалость, но какую-то мимолётную, тогда как над историей о Кусаке хочется плакать.

И ещё один вопрос: Только ли об отношении к животным этот рассказ?

Вспомните два эпизода: пьяница, пнувший Кусаку, идёт домой и там долго и больно бьёт жену; кучка людей у трактира дразнит деревенского дурачка Илюшу. Зачем Андреев вставляет в рассказ эти эпизоды, не имеющие прямого отношения к истории Кусаки?

Люди жестоки не только к животным, но и друг к другу.

Вот теперь, когда мы заново открыли для себя рассказ ЛА, давайте вновь попытаемся сформулировать его авторскую позицию.

Авторская позиция: своим рассказом Леонид Андреев призывает нас обратить внимание на то, что люди жестоки, и не только по отношению к животным, но и друг к другу. Эта жестокость стала настолько привычной, что порой её не замечают не только окружающие, но и те, кто эту жестокость совершает.

В рассказе “Кусака” Леонид Андреев показывает, какими люди быть не должны.

Ну, а закончить урок мне бы хотелось чтением последней главы рассказа о Кусаке.

(Чтение главы) <Приложение. Слайды 10 - 11>

В этой главе воплощена вся душевная боль Кусаки. Пусть каждый из нас примет в своё сердце частицу этой боли – сопереживание полезно для наших сердец.

Дома: Сочинение-миниатюра – Зачем Леонид Андреев рассказал нам историю Кусаки? (3–5 предложений.)


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21