Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Урок русского языка в 9-м классе. Тема: "Сложные предложения с различными видами связи"
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Урок русского языка в 9-м классе. Тема: "Сложные предложения с различными видами связи"


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 3517

Черникова Ирина Анатольевна, учитель русского языка и литературы

Эстетическое чувство – одно из важнейших человеческих чувств, отражающее духовную потребность человека в прекрасном, потребность в гармонии с окружающим. Оно включается в число черт, характеризующих человека как личность. Умение видеть прекрасное, понимать и ценить его по законам  красоты необходимо каждому человеку, поэтому, развивая  у учащихся эстетическое чувство, школа готовит их к жизни, формируя тем самым одно из основных разносторонней личности. Русский язык как  предмет изучения и объект  овладения связан со всеми сферами жизни человека, поэтому в нём в словесной форме отражаются и природа, и личность человека, и  искусство. Прекрасное в них наш предмет отражает в дидактическом материале, в текстах художественных произведений. Развивая языковое эстетическое чувство на уроках русского языка, мы тем самым создаём базу для понимания эстетики языка изучаемых на уроке литературы  художественных произведений. Будучи продолженной на уроках литературы, эта работа закрепит языковое эстетическое чувство и послужит основой для формирования художественно-словесного эстетического  чувства. Ни для кого не секрет, что многие учащиеся сегодня считают русский язык одним из сложных предметов, литературу – «балластом», который занимает много времени… В 8-9 классах темы, как им кажется, «скучные», ведь изучается в основном синтаксис и пунктуация. Так как же сделать так, чтобы и тема была пройдена, и захотелось на уроке литературы блеснуть?... Мне кажется, что вполне возможно объединять материал литературный с материалом теоретическим, да ещё если подключить компьютерные технологии… Предлагаю вниманию моих коллег урок русского языка в 9 классе «Сложные предложения с различными видами связи», который любой учитель-словесник может сделать «под себя»: включить презентацию, компьютерное тестирование или работу с текстом.

Цели урока:

1) помочь учащимся практически усвоить понятие «Сложные предложения с различными видами связи»;

2) показать необходимость вдумчивого, осмысленного обращения с языковым материалом; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки;

3) продолжить работу по подготовке к экзамену по русскому языку, используя комплексный анализ текста на примере произведений М.Ю. Лермонтова;

4) воспитывать у детей любовь к родному краю.

Оборудование: таблица-схема «Структуры сложного предложения с различными видами связи»; репродукции картин Лермонтова; высказывание Белинского, тексты.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя

- Здравствуйте, ребята! Тема нашего урока «Сложные предложения с различными видами связи».

? – Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке, и чему вы должны сегодня научиться?

(Речь пойдет о предложениях, в которых сочетаются все виды связи: сочинительная, подчинительная, бессоюзная. Должны понять: что это за предложения, для чего они нужны. Должны научиться находить их в текстах, строить самостоятельно).

- Разговор наш пойдет на материале произведений М.Ю. Лермонтова, жизнь и творчество которого мы изучаем на уроках литературы. Из биографии поэта мы знаем, что Лермонтов неоднократно бывал на Кавказе; любовь к Кавказу пронес через всю жизнь и немалое место уделил теме Кавказа в своем творчестве. Поэтому эпиграфом к нашему уроку я взяла слова В.Г. Белинского: «Кавказ был колыбелью его поэзии…, и после Пушкина никто так поэтически не отблагодарил Кавказ за дивные впечатления его девственно-величавой природы, как Лермонтов». [1]

А) Работа с эпиграфом

- Запишите число, тему урока.

- Запишите в тетрадь эпиграф

- Проанализируйте пунктограммы, выделите грамматические основы.

- Определите тип предложения.

- Начертите схему.

II. Объяснение материала по теме

А) Слово учителя

- Кроме таких простых синтаксических конструкций встречаются такие сложные предложения, состоящие из нескольких частей, смысловые отношения между которыми находятся на разных уровнях, т.е. связаны сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью. Чтобы правильно понять смысл такого сложного предложения, нужно посмотреть, из каких частей оно состоит, потому что 2 или даже 3 тесно связанных по смыслу предложения могут составлять одну сложную часть.

Б) – Обратимся к таблице-схеме (можно использовать стандартную из набора «Оборудование кабинета русского языка» или придумать свою).

?- Что мы на ней видим?

В сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью рядом могут оказаться и сочинительные и подчинительные союзы. Запятая между ними ставится тогда, когда после придаточного предложения нет второй части двойного союза (то, так) или союза но.

- Есть ли в этих предложениях двойные союзы?

III. Домашнее задание

- Прежде, чем мы приступим к практической работе, запишите домашнее задание: учебник, страницы 67-68 (прочитать и разобраться в схемах); найти и выписать из романа «Герой нашего времени» (глава «Бэла») 2 предложения с различными видами связи и начертить их схемы.

IV. Самостоятельная работа учащихся

- Обратимся к тексту, который лежит у каждого на парте. Это отрывок из романа «Герой нашего времени». [2]

Я с трудом проб…рался (по) крутизне и вот вижу слепой пр…ост…новился потом пов…рнул низом (на) право. Он шел так близко от воды  что к…залось  сейчас волна схватит и унесет но видно это была (не) первая его прогулка судя по увере…ости с которой он ступал с камня на камень и изб…гал рытвин.

Наконец он ост…новился  будто пр…слушиваясь к чему(то) присел на землю и пол…жил возле себя узел. Я наблюдал за его движениями  спрятавшись за выдавшеюся скалою берега. Спустя несколько минут с против…положной стороны пок…залась белая фигура  она подошла к слепому и села возле него.

М.Ю. Лермонтов

1. Вставьте пропущенные орфограммы, знаки препинания.

2. Выразительно прочитайте текст. Найдите ключевые предложения.

3. Объясните орфограммы.

4. Определите стиль речи. Докажите.

5. Определите тип высказывания. Докажите.

6. Составьте перечень пунктуационных правил, с которыми вы встречались в данном тексте (Примеры)

7. Найдите деепричастные обороты. Объясните их роль.

8. Найдите в тексте слова с чередованием гласных в корне. Объясните их написание.

9. Найдите в тексте предложения с различными видами связи; подчеркните грамматические основы, составьте схемы.

V. Работа по конструированию текста

- А сейчас, ребята, обратимся к несколько неожиданной для нас стороне творческого таланта М.Ю. Лермонтова, о которой мы пока не говорили – к живописи. (Ребята рассматривают акварели поэта «Вид Пятигорска», «Вид Крестовой горы»  и «Воспоминание о Кавказе» и составляют по опорным словам предложения с различными видами связи).

Опорные слова: великолепные, снежные шапки, молочный туман, величественные горы, скалистая местность, всадники в дороге, торжественное величие, кавказская тема.

- Давайте проверим работу.

VI. Обратимся к тому домашнему заданию, которое вы получили на уроке литературы

Я просила вас подобрать отрывок из стихотворений, поэм или прозы Лермонтова, в котором есть описание Кавказа, его природы.

- Давайте проанализируем один из отрывков.

Например:

Из Гете.

Горные вершины
Спят во тьме ночной;
Тихие долины
Полны свежей мглой.
Не пылит дорога,
Не дрожат листы…[3]

- Выразительно прочитайте отрывок.

- Объясните знаки препинания.

- С каким видом связи мы встретились?

- Какие чувства, мысли вызывают эти строки?

- Выделите орфограммы, подчеркните грамматические основы.

VII. Итог урока

- Итак, ребята, с какими предложениями мы познакомились на уроке? Исходя из практических целей, мы видим, что вы можете использовать сложные синтаксические конструкции на письменном экзамене, при сдаче устного экзамена по русскому языку в форме комплексного анализа текста.

Спасибо всем за работу!

Список используемой литературы

1. Лермонтов М.Ю. Стихотворения; М., «Художественная литература», 1973 год, стр. 36

2. Лермонтов М.Ю. Стихотворения и поэмы. «Герой нашего времени»; Мурманское книжное издательство, 1972 год; стр.194

3. Лермонтов М.Ю. Стихотворения и поэмы. «Герой нашего времени»; Мурманское книжное издательство, 1972 год; стр.23


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21