Преподавание русского языка Творческая лаборатория "Имя существительное". 6-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1504 Сиротина Светлана Валентиновна, учитель русского языка и литературы Презентации к урокуЗагрузить презентацию (121,13 КБ) Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию. Цель урока: расширить представления учащихся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли имен существительных в речи. Задачи урока:
Оформление урока:
Записи на доске:
Домашнее задание к текущему уроку
Ход урока 1. Оргмомент. Настрой на работу, постановка цели, выдвижение гипотезы, проблемного вопроса. - Урок сегодня и обычный, и необычный. Обычный, потому что от вас, как всегда, потребуются ваши знания, ваша смекалка и сообразительность, ваше творческое воображение. Как вы оцениваете свое настроение на момент начала нашей работы? (дети рисуют смайлик, отражающий их настроение на данный момент) Необычной будет форма урока – она записана на доске. 2. Мотивационный этап. - Что такое лаборатория? (Ученики дают свои определения и сверяют ответы с толковым словарем: Лаборатория – помещение для научных и технических опытов, исследований, учреждение, где занимаются такими опытами). - А что является результатом опыта? (подтверждение или опровержение гипотезы и даже открытия!) Работа со словом гипотеза по словарю иностранных слов, запись значения слова. - Но у нашей лаборатории нет названия. Есть у вас предположения, что написано на закрытой части доски? - Подтвердить или опровергнуть ваши гипотезы поможет небольшое стихотворение Льва Васильевича Успенского:
- Так с чем же будут связаны наши лингвистические опыты? (Презентация, слайды 2, 3) - Первая ваша гипотеза подтвердилась, значит, результат можно занести в таблицу 1 (приложение 1). На предыдущих уроках мы с вами плодотворно работали над грамматическими свойствами имени существительного. Сегодня познакомимся с его выразительными возможностями. Итак, главный вопрос нашего урока: каковы изобразительно-выразительные возможности имени существительного? Ваши гипотезы. Задача нашего урока – подтвердить или опровергнуть нашу гипотезу, основываясь на результатах наших лингвистических опытов. - Л.В. Успенский сказал: «Имя существительное – хлеб языка» (слайд 4). Как вы понимаете эти слова? (Имена существительные составляют основу языка, называя все существующие предметы и отвлеченные понятия). 3. Проверка домашнего задания (ч.1) - Самое время теперь обратиться к результатам ваших домашних опытов. Каждый из вас дома работал с текстом: вы выполнили краткий текстоведческий анализ и подсчитали количество слов каждой самостоятельной части речи. Результатом вашего труда стала таблица 2. Посмотрим, что получилось, но сначала – ваши гипотезы (ученики высказывают свои предположения относительно количества существительных в текстах различных стилей). - Выразительное чтение учениками текстов (на доске по мере ответов заполняется таблица 2). - Итак, подтвердилась ли наша гипотеза о преобладании существительных над другими частями речи в текстах разных стилей? (слайд 5) 4. Актуализация знаний о стиле художественной литературы, выяснение роли имен существительных в текстах этого стиля. - Давайте вспомним высказывание К.Г. Паустовского о русском языке (слайд 6).Конечно, слова писателя прежде всего относятся к именам существительным, потому что именно эта часть речи выполняет номинативную (назывную) функцию (запись в таблицу 1) - Текста какого стиля не было в домашнем задании? - Какие признаки стиля художественной литературы мы знаем? - Отличительной чертой стиля художественной литературы является употребление изобразительно-выразительных средств языка, то есть тропов (запись в таблицу 1). Имя существительное лежит в основе многих тропов. - Какие произведения художественной литературы наиболее насыщены тропами? Ваша гипотеза? (Поэтические произведения, стихи – запись в таблицу 1.) - Прочитайте выразительно есенинские строки (слайд 7). - Какие тропы употребил Сергей Есенин в этой строфе? (Сравнение, метафора, олицетворение.) - Почему поэт сравнил вечер с сажей? - Что поэт имеет в виду под белой пряжей? - Почему это выражение нельзя назвать сравнением? (Нет союзов как, будто, словно, точно) - Как называют такие сравнения? (Скрытое сравнение, метафора). - Какой троп употреблен в последней строчке? (Олицетворение). - Что же показал наш опыт наблюдения? (В поэтических художественных текстах используются различные тропы на основе имен существительных.) В таблицу 1 записываются слова олицетворение, метафора, сравнение (слайд 8) - Доказательств в науке много не бывает, поэтому ваше следующее задание – поиск тропов в следующем тексте (слайд 9). Ученики работают с текстом 5 , затем называют тропы и проверяют себя (слайд 10). Итак, мы в очередной раз убедились, что имя существительное – очень выразительная часть речи. 5. Проверка 2 части домашнего задания, подготовка к восприятию нового материала. Обратимся к 2 части вашего домашнего задания, которое вы выполнял заранее. Его результат – на доске (рисунки). - На основе чего вы их рисовали? (Поэтические тексты). Я прошу вас представить свои рисунки (Дети показывают рисунки и читают стихи.) - Трудно ли вам было иллюстрировать эти произведения? - Определите тип речи в этих текстах (слайды 11 – 15). - Вспомните, пожалуйста, отличительные признаки типа речи описание. - Чем необычны эти описания? - Какая синтаксическая особенность объединяет эти стихи? (Односоставные назывные предложения.) Лев Толстой об одном из таких стихотворений сказал: «В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина» (слайд 16). Эти строки относятся к стихотворению Афанасия Фета «Это утро, радость эта…» (слайд 17 ) Выразительное чтение стихотворения учителем. - Какую роль играют в стихах односоставные назывные предложения? (слайд 18) (Запись в таблицу 1 слов односоставные, назывные, описание.) - Итак, мы заполнили таблицу с результатами наших опытов и наблюдений. Кто подведет промежуточный итог нашей работе? Нашла ли подтверждение наша главная гипотеза?(ответ ученика с опорой на таблицу 1) 6. Подготовка и написание сочинения – миниатюры. - А в таблице спрятан секрет: слово, которое будет ключом к следующему заданию. Составьте его из выделенных букв (творчество). - Так что же будет финальным опытом нашего урока? (Сочинение-миниатюра.) - Я предлагаю вам создать зимний пейзаж, используя те выразительные возможности имени существительного, о которых мы говорили на уроке. Вам поможет наша таблица и опорные слова (слайд 19). 7. Чтение сочинений-миниатюр. - Что из знаний, полученных на уроке, вам удалось применить в своих работах? - Спасибо за такие интересные работы. Сегодняшний урок – наше совместное творчество. 8. Рефлексия. Обоснование выставленных за урок отметок. - Интересно ли вам было на уроке? - Чем увлекло вас имя существительное? (слайд 20) - Как вы теперь оцените свое настроение? Изменилось ли оно по сравнению с началом урока? (дети рисуют смайлик, отражающий их настроение в конце урока) 9. Домашнее задание. 1. Сочинение-миниатюра и иллюстрация к нему – для тех, кто хочет продлить радость творчества. 2. Кроссворд на тему «Имя существительное» - для тех, кто хочет освежить в памяти знания о существительном. 3. Поиск стихотворений, содержащих назывные предложения; указание тропов, использованных в этих произведениях. Выразительное чтение этих стихов. Список использованной литературы.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |