Преподавание литературы Философская лирика А.С. ПушкинаNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1295 Гавриш Нина Васильевна, учитель русского языка и литературы Цель урока:
Задачи:
Ход урока 1. Сообщение темы, цели и задач урока. 2. Аналитическая беседа: 1. Какие произведения называются философскими? 2. Когда человек обращается к философским произведениям? И в жизни Пушкина наступил момент, когда у него появилась потребность в размышлении о смысле прожитой жизни, когда поэт преодолевает трагическое ощущение неизбежности гибели человека. В такие минуты и было рождено стихотворение “…Вновь я посетил…”. 3. Рассказ учащихся об истории создания стихотворения. 4. Соотнесем письмо с содержанием стихотворения. “Вновь я посетил…” не только рассказ о возвращении в родные края и воссоздание пейзажа. Стихотворение стало художественным воплощением философских раздумий поэта о законе вечного движения и обновления жизни. Оно написано мыслями о приближающейся старости, об итогах собственного пути, о молодом поколении, идущем на смену. Перед нами одно из самых глубоких и проникновенных произведений философской лирики Пушкин 5. Знакомство со стихотворением “…Вновь я посетил…”. Чтение стихотворения учащимися 6. Беседа по содержанию стихотворения: Почему поездка в Михайловское послужила созданию философского стихотворения? Что значит Михайловское в жизни Пушкина? (Это точка опоры, обращение к истокам, к детству, к началу.) 7. В стихотворении нет заглавия, значит, мы будем называть по первой строке “…Вновь я посетил…”. Как вы думаете, а как мог бы Пушкин назвать это стихотворение? 8. Анализ стихотворения стихотворения. 1) Сколько частей в стихотворении? – начальная, посвященная приезду в Михайловское. – центральная, обширная. Воспоминания, связанные с Михайловским. (Холм, рощи, озеро…) – заключительная, содержащая обращение к будущим поколениям. Вывод из всего стихотворения. 2) Давайте представим Пушкинскую словесную картину, нарисуем образы, которые создал поэт в стихотворении. Групповая работа: учащиеся рисуют на доске “картину” стихотворения. 3) Картину, которую вы нарисовали, воспроизводит то, что увидел поэт. Она проста и без поэтических прикрас. 4) Какой образ, образы занимают центральное место? – описание трех сосен, вокруг которых раскинулась молодая поросль. Не случайно отбирая стихотворение для издания, он озаглавил коротко “Сосны”. Сосны, поросль – символический смысл образов. Какой? – идея семьи. Как удается донести эту мысль? – через антитезу (контраст). “Угрюмый их товарищ, все пусто” 5) Какова идея? – Идея вечного обновления природы, идея бессмертия в материалистическом смысле. Материя не исчезает, явления природы и человек как часть ее бессмертны, т.к. в природе все диалектически изменяется: на смену старому вырастает новое. Эта философская идея выражена в образе неизменно обновляющего леса. 6) Какой образ помогает поэту передать раздумья о смысле бытия? Образ Времени как философской категории. Как удается его создать поэту? – Перед нами прошлое, настоящее и будущее Выводы: Жизнь, по мнению поэта, есть “сцепление” прошлого, настоящего и будущего. Это есть единое целое под общим названием Вечность, которая существует независимо от человека, от его воли. А какой художественный образ воплощает в себе поэтическую мысль о вечной жизни? – Образ дерева, листьев Вывод: Ты уйдешь из жизни, но останется мир и ты в нем… через детей, через память. Так возникает в стихотворении мотив памяти. В чем смысл жизни по Пушкину? – В этой памяти. Мы все – часть друг друга. Мы все едины. Человек с человеком. Человек с природой. И поэтому время не разрывается в сознании, не распадается связь времен. Жизнь человека имеет смысл 7) Художественные особенности стихотворения: Первая группа – фонетические особенности. Втора группа – лексические особенности. Третья группа – синтаксические.
Четвертая группа. Почему начато стихотворение с многоточия и упоминается не об” уголке”, а об уголке земли? Что достигается этими деталями? – Говоря об “общем законе природы, Пушкин поднимает свое поэтическое повествование на большую философскую высоту. Глагольные временные формы (настоящее и прошедшее время) рождают ощущение текучести, подвижности времени. Вывод: Философская лирика Пушкина – познание и открытие мира с его вечными законами жизни, приобретение жизненного опыта, наполнение духовного пространства души. Любовь как состояние души спасает человека от одиночества. Человек не один в мире, он в гармонии с ним. К этому мы сегодня с вами прикоснулись. Вы – наша поросль. Частица вечного движения. Из мира вечности Пушкин обращается к Вам: “Здравствуй, племя, молодое, незнакомое…” Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |