Преподавание русского языка Урок развития речи "Подготовка к сочинению-описанию "Моя любимая игрушка"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 2392 Чемаева Светлана Ивановна, учитель русского языка и литературы I. Организационный момент 1. Оформление тетрадей. 2. Сообщение цели урока. Чтобы хорошо подготовиться к домашнему сочинению об игрушке, мы должны:
Оборудование:
II. Вводное слово учителя : 1. Сколько лет игрушке?.. Ведь игрушки появились давным - давно и имели особое значение: женская фигурка олицетворяла плодородие; конь считался слугой солнца; птицы предвещали весну, тепло (до сих пор в некоторых деревнях бабушки лепят - пекут из теста жаворонков). Игрушка так же, как сказки, песни, передавала понятия об окружающем мире, о добре и зле, о счастье и красоте. Издавна развивалось это удивительное рукотворное ремесло. 2. Словарная работа. - А как вы понимаете это слово "рукотворный"? (записать) Обратите внимание на корень - твор - Он взят от глагола "творить". Подберите и запишите однокоренные слова:
III. Экскурсия по "музею". Чтобы лучше узнать о сотворении игрушки, мы сегодня отправимся с вами на экскурсию в музей игрушки. Правда, наш музей пока ещё мал. А существует в нашей стране большой музей игрушки. Он находится в Московской области, в городе Сергиев Посад, в огромном старинном здании. А наш музей хоть и мал, но он волшебный. Вы видите, что закрыты его двери, без входного билета нас не пустят. А входными билетами станут ваши знания, правильные ответы на мои вопросы: 1. Устный опрос: - Какие стили речи вы знаете? - Какие типы речи вы знаете? - Какова композиция (слово на доске) повествования? - Какова композиция описания? (общее впечатление, описание деталей, оценка - запись в тетрадь!). Ну что же, посмотрим, откроются ли нам двери музея? (Звучит музыка, с помощью "волшебного" ключа ученик открывает музей. Экскурсоводами музея будут заранее подготовленные ученики. Доклады о народной игрущке были их домашним индивидуальным заданием.) 2. Перед нами первый зал музея: "Богородская игрушка". Задание: при проведении экскурсии в рассказе экскурсовода найдите и запишите слова с приставками "при" -"пре". (Придумывая, принадлежавших. ) (Приложение №1) 3. А вот следующий зал нашего музея "Игрушки из Дымковской слободы". Задание: найдите в рассказе экскурсовода имена прилагательные, употреблённые для описания игрушки. (Небольшая, особая, известная, глиняные, красные, синий, жёлтые, белые, чёрные, золотые) (Приложение №2) 4. И вот перед нами зал № 3 "Каргопольская игрушка". (Приложение №3) Задание: найдите в рассказе экскурсовода слова, доказывающие древние истоки происхождения игрушки. (Первобытным, фантастическое, мифологического, сказочный.) 5. А наша экскурсия продолжается : Зал № 4 - "Филимоновская игрушка". Задание: а теперь найдите слова с известными вам приставками и запишите их к себе в тетрадь. (Продавали, промысла, сохраняя, дополнения, изменения, выполненные, отличаются, причудливые, находится, вытягивают, приходится, подтягивать, приглаживать, удлиняется, расписывать, роспись.) А как вы понимаете слово "орнамент"? 6. Свой орнамент присущ и следующему нашему экспонату, русской матрёшке. (Зал №5) Как, например, К.Г.Паустовский в очерке "Толпа на набережной", отрывок из которого приведён в наших учебниках по развитию речи. 7. Работа по учебнику 1. чтение отрывка 2. определите стиль написания 3. отметьте наличие слов и оборотов, характерных для данного стиля (метафора, сравнение, эпитеты). 4. определите тип речи (смешанный, повествование с элементами описания) 5. какое место в композиции повествования занимает описание матрёшки (кульминация) Вот какую интересную страничку нашей истории, нашей культуры приоткрыли мы сегодня, знакомясь с русскими игрушками. Но о многом мы сегодня не упомянули, да и не могли упомянуть. В дальнейшем знакомстве с русской игрушкой вам помогут книги и ваша любознательность. А впереди у нас ещё одна экспозиция, следующий зал. Только у него пока нет названия. Ведь там расположены ваши игрушки, а у них пока нет такого художественного паспорта, как у экспонатов предыдущих залов.(Зал №6) Вот составлением таких паспортов-описаний мы и займёмся на следующем уроке. (Второй урок) IV. Работа над стилем и речью будущего сочинения. 1. Беседа (опрос) по теме урока. - Заложена ли в формулировке темы сочинения ("Моя любимая игрушка") его идея? ("Любимая" - значит, за описанием игрушки должна чувствоваться личность автора, его интересы, ведь выбор игрушки не случаен.) - В каком стиле должно быть выдержано наше сочинение-описание? (художественном) а) работа с текстами на парте. (Приложение №6) Представьте себе, что игрушечная фабрика выпускает много разных игрушек и посылает их краткое описание в магазины, чтобы получить заказы (Текст А1). - Соответствует ли этот текст нашей теме? (Нет, здесь речь идёт об игрушке вообще, а не о любимой вещи; дана информация, но не выдержано авторское отношение.) (Достать собачку : (похоже на фокус)). - Не правда ли, не хочется про такую милую зверюшку говорить казёнными словами? Посмотрите, она даже на нас обиделась. А если так, то, может быть, другое описание ей понравится больше? (читаем 2-е описание : (смотрите, щенку нравится)). - Докажите, что это художественное описание. (Дети находят выразительные средства.) - Найдите его композиционные части. б) продолжение беседы. - А можно ли описание совместить с повествованием? Какова композиция такого сочинения смешанного типа? (Описание может занимать место кульминации, как в тексте Паустовского.) - В чём может состоять завязка, развитие действия? (Как появилась игрушка.) - А можно ли начать сочинение, сразу с кульминации, т.е. с описания? (Да, например: "Эта игрушка меня очаровала, как только я её увидела :") 2. Cловарная работа. - А как вы понимаете слова "очаровать, очаровательный"? - Каков корень слова? Как его написать? - А какие ещё слова могут нам помочь при описании игрушки? Пластмассовая, металлическая, прекрасная, чудесная, занимательная, удивительная, механическая, увлекательная, забавная, симпатичная, интересная, автоматическая, заводная. - Какие из данных слов являются нейтральными, т.е. служат просто для описания, а какие слова содержат оценку. Подчеркнуть оценочные прилагательные. Каждому из записанных вами слов необходимо найти в тексте нужное место, иначе может потеряться и значение его, и красота. Поэтому сейчас мы поработаем над соединением слов в предложения, над композицией сочинения, его элементами. 3. Pедактирование. Перед вами под литерой Б лежат отрывки из сочинений учащихся. В чём недочёты предложенных вам ученических работ? Отредактируйте их. (Работа с текстами. Приложение №6) 4. Устное описание. Итак, мы уже поняли, как, в какой последовательности, какими словами писать сочинение, - а вот о чём оно будет? Какое слово в названии сочинения говорит о его теме? ("Моя") - Давайте с особым вниманием посмотрим на свои игрушки. Какой долгий путь проделали они к нам! Так неужели мы их обидим?! НЕТ! Мы должны составить для них такой паспорт, чтобы они с гордостью составили экспозицию этого, пока ещё не названного зала. - Попробуйте устно (с учётом всего выше сказанного) описать принесённую игрушку. А остальные внимательно слушают, комментируют, если надо, редактируют и оценивают ответы. Мы слушали ваши рассказы об игрушках. - Как же мы назовём этот зал нашего музея? (запись на листе) ("Моя любимая игрушка") 5. Вывод по уроку. - Над чем мы сегодня работали на уроке? - В каком стиле должно быть написано наше сочинение? - Какой тип речи мы будем использовать в нашей работе? - Как должна строиться композиция описания? - Какой ещё тип речи мы можем использовать в нашем сочинении? - Какое место будет в этом типе речи занимать непосредственно описание игрушки? - Какое слово отражает идею нашего сочинения? - Может ли игрушка отразить личность своего владельца, рассказать о хозяине или хозяевах? - А может ли игрушка рассказать о целом народе? (В национальных русских игрушках всегда ощутима доброта, мягкий юмор, художественное решение их скромное и простое, но они дарят радость.) А ведь игрушка, ребята, может нам поведать не только о культуре народа, но даже о тайнах истории государства Российского. Чтение учителем стихотворения Е.Евтушенко "Баллада о русской игрущке". (Звучит музыка) V. Домашнее задание. Вот и закончилась наша экскурсия в музей игрушки. Закрывают его двери. Но разговор об игрушке будет продолжен на страницах ваших домашних сочинений. Использованная литература. 1. Никитина Е.И. Уроки развития речи: К учебнику "Русская речь. Развитие речи": 5 класс. - М., Дрофа, 2000. 2. Рогов А. П. Чёрная роза. Книга о русском народном искусстве. - М.: Современник, 1978. 3. Книги серии "Народные промыслы" - ООО ИПФ "Околица",1998. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |