Преподавание русского языка Урок русского языка в 5-м классе "Путешествие в созвездие Существительных"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 787 Ефимова Ольга Александровна, учитель русского языка и литературы Цель урока: Обобщить знания учащихся по теме "Имя существительное", научить ребят применять свои знания в необычной учебной ситуации; развивать орфографическую зоркость, знания основных разделов "Имени существительного; воспитывать в детях любовь к Родине, её людям, прививать интерес к родному языку. Оборудование: запись песни "Земля в иллюминаторе", на каждого ученика бортовые журналы, в которых помещены задания, карта звёздного неба и созвездия Существительного, сигнальные карточки М, С, Ж, карточки с загадками. Ход урока Организационный момент Предстартовая подготовка. (Проверка бортовых журналов, космических билетов, ручек). _Сегодня мы с вами совершим путешествие в созвездие Существительных. Перед вами бортовые журналы, куда вы будете записывать ответы на задания. Обобщение по теме. Ключ на старт - Чтобы ракета полетела, нужно включить зажигание. Для этого выполним экспресс-тест. Выбрать верные ответы и обвести в кружок. Имя существительное - часть речи, которая обозначает: а) действие; б) признак; в) предмет 2. Имя существительное изменяется по: а) числам; б) падежам; в) лицам 3. В предложении имена существительные чаще всего бывают: а) определением; б) подлежащим; в) дополнением 2. Полёт нормальный. 1-я остановка на планете "РОД" (Работа с сигнальными карточками М. С, Ж) Звезда, космос, созвездие, Земля, корабль, путешествие, солнце, Родина, космонавт, ракета, дом. 3. Полёт нормальный. Пролетаем метеорный поток И, Р, Д, В., Т, П. - Послушать предложение, выписать существительные и определить падеж. Если с другом вышел в путь - веселей дорога. - Открываем следующую страничку бортового журнала. Там написано 2 предложения. У существительных определить падеж. Люди всегда стремились разгадать тайну глубин нашей планеты. Что находится в центре Земли? 4. Летим дальше. Выход в открытый космос. ФИЗМИНУТКА. (Склонение имен существительных). - Соберём звёзды в мешочки и привезём на Землю. Ответьте, какие существительные относятся к I скл., II скл., IIIскл. Как определяется склонение имён существительных. (На доску поместить таблички с окончаниями каждого из склонений, 3 мешочка с прорезью , куда будут опускаться звёздочки со словами ) - Берём звёздочку, определяем склонение написанного слова и опускаем в нужный мешочек. От улыбки, дом, молодёжь, деревней, в окно, дичь, берёза, о Родине, в школу, в марте, цветок, товарищ, ключ, ночью, в тетради, дочь, радость. 5. Полёт продолжается. Следующая остановка на планете "Угадай-ка". (Задание в конверте ) - Отгадки записать в 2 столбика у себя в журнале. Какие существительные называются одушевлёнными, а какие неодушевлённые? Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка. Собаки лают, а достать не могут. (месяц) Скатерть бела, всю землю одела. (Снег). Не говорит, не поёт, а кто к хозяину идёт, она знать даёт. (Собака) Под кустами, под ёлками катится клубок с иголками. (Ёж) По веткам скачет, а не птица. Рыжая, а не лисица. (Белка) Без рук, без топорёнка построена избёнка. (Гнездо) Хвост с узорами, сапоги со шпорами, песни распевает, время считает. (Петух) Не дерево, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает.(Книга) 6. Остановка на планете "РОБОТОВ" - Они подготовили нам испытание. Нам нужно его преодолеть, чтобы лететь дальше. (На доске написаны слова. ) - Когда у существительных на конце после шипящих пишется Ь знак? Карандаш(?), мыш(?), много туч(?), доч(?), малыш(?), около дач(?), брош(?), мимо рощ(?), ключ(?). 7. Летим дальше. Остановка на планете "Размышляй-ка". - В бортовом журнале в 5 задании найти лишнее слово и его вычеркнуть. - Какие существительные относятся к именам собственным, а какие к нарицательным? Мама, кошка, брат, Ушаково. Школа, А.С.Пушкин, Волга, "Жигули". Возвращаемся на землю. - В бортовом журнале на следующей странице даны два предложения. Найти имена существительные, подчеркнуть их как члены предложения. - Какими членами предложения могут быть имена существительные? Давно отгремели последние залпы войны. Синее небо дышит спокойствием и ласковой тишиной. Итог урока. Ребята, наше путешествие подошло к концу. Вам понравилось оно? А что вам больше всего запомнилось? Я проверю ваши журналы и оценю ваши знания по теме. Домашнее задание. Написать сочинение-миниатюру на тему "Путешествие в космос". Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |