Преподавание литературы Программа развития творческого воображения "Путь к мастеру"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 755 Шипкова Анна Геннадьевна, учитель русского языка и литературы Основной целью деятельности по предложенному проекту является, прежде всего, воспитание духовно зрелой, социально адаптированной личности, способной адекватно оценивать себя и свои возможности, безболезненно войти в самостоятельную жизнь и быть равноправным членом общества. Работа по программе РТВ ведется по следующим направлениям: 1. Гражданское (воспитание любви к Родине, краю, своей «малой Родине», семье, уважение к нашей истории) Работа по программе РТВ «Путь к Мастеру» позволяет установить атмосферу сотрудничества, доброжелательности, творчества в системе педагог-ученик. Учитель координирует деятельность учащихся, является советчиком, сам участвует в творческом процессе, развивая в ученике здоровый дух авторского соперничества. Однако значительную часть работы выполняют ученики. Подготовка и выпуск журнала позволяет учащимся освоить ИКТ-технологии, проявить свои способности редактора и оформителя. Очень важно, чтобы автор осознал свою значимость, поэтому вся творческая деятельность должна быть популяризирована. Для этого проводятся встречи с читателями (учащиеся школы), встречи с учащимися других школ, публикации в журналах, участие в конкурсах различного уровня, выступления перед родителями на родительских собраниях, оформление тематических подборок. Учитель должен осознавать, что вряд ли кто-то из его талантов посвятит себя труду писателя, но развитие творческого потенциала школьника, формирование эмоционального «я», приобретение практических навыков работы в коллективе позволит ребенку определить свое место в будущей жизни, выбрать профессию. Пояснительная запискаНаш бурный век высоких технологий и стремительно развивающегося бизнеса предъявляет к активному члену общества немного иные требования: человек должен быть энергичным, твердым, даже несколько жестким, умеющим выживать в жных условиях конкуренции. Он должен быть умным, уметь ориентироваться в современных условиях, быть коммуникативным и толерантным. Обществу требуется практичный человек, умеющий сдерживать свои эмоции. Развитие творческой личности такого человека направлено более на рациональное, чем на духовное. Такое «ожесточение» характера не может не волновать педагогов, связанных с эстетическим и духовным воспитанием. Приходится признать, что для современного человека духовная сторона жизни стала играть не такую уж важную роль. Человек, не отдающий должного уважения искусству слова, звука, образа, вряд ли может быть по-настоящему ценным в обществе, внутренне счастливым. К месту вспомним слова Ч.Дарвина: «Если бы мне пришлось вновь прожить свою жизнь, я установил бы для себя правило читать какое-то количество стихов и слушать какое-то количество музыки, по крайней мере, раз в неделю: быть может, путем такого упражнения мне удалось бы сохранить активность тех частей мозга, которые теперь атрофировались. Утрата этих вкусов равносильна утрате счастья и, быть может, вредно отражается на умственных способностях, а еще вероятнее – на нравственных качествах, так как ослабляет эмоциональную сторону нашей природы». Цель: развитие творческих способностей, направленные на формирование и развитие демократического типа личности ребенка в условиях современного мира, становление духовности, индивидуальной и социальной ответственности, уважения к культурному наследию. Исходя из основной цели программы, можно выделить частные задачи:
Развитие творческих способностей осуществляется через систему работы на уроках русского языка и литературы, внеурочной деятельности (проведение предметных недель, организация литературных творческих объединений, школ юных поэтов), работы факультативов. Развитие драматических способностей осуществляется в системе дополнительного образования через организацию театральной студии или кружков (пальчиковый театр, театр на столе, теневой театр, актерский). Работа по программе РТВ основана на принципах добровольности, системности, преемственности, доступности, перспективности, информативности, с применением здоровьесберегающих технологий и ИКТ-технологий, технологий проектного обучения, групповых и коллективных способов обучения. Программа РТВ «Путь к Мастеру» разработана с учетом использования изученного материала по русскому языку (авторы программы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М. Шанский) и литературе (программа под редакцией В.Я.Коровиной Москва «Просвещение» 2006). Опираясь на умения, которые учащиеся получают в результате обучения по данным программам, учитель помогает совершенствовать накопленный опыт, расширяет границы творческих возможностей учащихся. Программа «Путь к Мастеру» рассчитана на развитие творческих способностей учащихся в системе, поэтапно с 5 по 11 класс, что позволяет год от года совершенствовать приобретенные навыки. Так, знакомясь в 5 классе с жанром рассказа, ученики в 6-9 классах работают над юмористическими, фантастическими, мистическими рассказами, что дает им возможность выразить в письменной форме свои подростковые интересы. В 10,11 классах предлагаемые учителем или самостоятельно избранные темы приобретают общественно значимое звучание. Авторы пробуют осмыслить свое видение мира, дать личную оценку волнующим их процессам. Целесообразно в старших классах возвращаться к видам работ, отдельным конкретным темам, выполненным в 5,6 классах. При сравнении получается очень интересный результат, что позволяет ученику видеть рост своих возможностей, отметить более совершенную манеру языка повторных работ. Предлагаемый программой РТВ материал осваивается в учебном процессе, во внеурочной деятельности, на факультативе. Во внеклассной работе по предмету учитель планирует проведение предметной недели, проводит конкурсы юных поэтов и писателей, организует работу творческих мастерских, литературных творческих объединений, театральной студии. Развитие творческих способностей учащихся планируется с учетом возрастных и психофизических особенностей. Примерное распределение материала5 класс: Русский язык Работа над лирической миниатюрой (зарисовка на природную тематику «Капелька лета», «Радуга», «Куст шиповника», «чудесное облако»). Литература Создание произведений в жанрах устного народного творчества (колыбельные, загадки) 6 класс: Русский язык Лингвистическая сказка (сказки о фразеологических оборотах, «Подарю слово»). Литература Создание колядок. Басни (совершенствование умений). 7 класс: Русский язык Лирические зарисовки.(«Береза под моим окном в разные времена года», «Озеро за селом», «Ночь (закат, рассвет) на море». «Великолепие и ужас грозы»). Литература Создание произведений в жанрах устного народного творчества (былина), древнерусской литературы (поучение), XVIII века (ода). 8 класс: Русский язык Лингвистическая сказка. (Совершенствование умений. Сказки о пунктуации). Литература Метаморфоза (исповедь вещи: вилка, топор, пылесос, телевизор и т.д. после изучения рассказа М.Зощенко «Пенсне»). 9 класс: Русский язык Рассказ (совершенствование умений, увеличение объема рассказа). Литература Сентиментальный рассказ. 10 класс: Русский язык Путевые заметки. Эссе. Литература Мистический рассказ ( при изучении произведений Гоголя). 11 класс: Русский язык Лирические зарисовки. Литература Эссе. Примерные темы творческих работ учащихся (из опыта работы)
Творческие работы на общественно значимые темы
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |