Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Урок "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа"
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Урок "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа"


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1831

Козлова Людмила Анатольевна, учитель русского языка

Цели урока:

  • Образовательная: познакомиться с именами существительными, которые имеют форму только мн. числа; учиться находить их среди других существительных и правильно использовать.
  • Воспитательная: дать почувствовать уч-ся удивление, гордость, сопричастность при понимании значимости самостоятельно сделанного открытия.
  • Развивающая: развитие важнейших интеллектуальных качеств: речи, внимания, памяти, мышления, наблюдательности.

Ход урока

Организационный момент.

– У нас на уроке присутствуют гости. Когда к вам приходят гости, какое впечатление вам хочется на них произвести? Правильно, удивить. Мне тоже хочется удивить и порадовать. И не только гостей. Я приготовила вам сегодня сюрприз – цветочки, от которых будут зависеть ваши отметки на уроке. Те ребята, которые будут давать полные, исчерпывающие ответы, получат большие цветы. А те, чьи ответы будут менее глубокие и не совсем точные, получат цветы поменьше. И в конце урока вы покажите мне свои букетики.

1. Мобилизующий этап.

Где щи да каша, там и место наше.
Дело мастера боится.
Где щи, тут и нас ищи.

– Исключите одну пословицу по нескольким признакам одновременно. (По смыслу и по структуре предложения.)
– В первой и третьей говорится о людях, которых в первую очередь привлекает вкусная пища, а потом уже всё остальное, а во второй – о том, что мастер хорошо знает своё дело и выполняет его легко и правильно.
– Второе предложение – простое.

2. Формулирование темы и цели урока.

– Назовите существительные из пословиц в алфавитном порядке, образуйте от каждого существительного формы ед. и мн. числа. Что вы заметили? Обобщите свои знания, включая новое открытие.

(Открытие: в русском языке есть имена сущ., которые имеют форму только мн. числа.)

– Какова же тема нашего урока?
– Сформулируйте цель, используя слова: познакомиться...., учиться находить... и правильно использовать ... .

3. Изучение нового материала.

Дерево, очки, бумага, ножницы, горы, заморозки.

– Мы уже знаем, что есть существительные, которые имеют только форму множественного числа. Как отличить такие существительные?
– Надо попытаться образовать от существительного две формы числа. Если форма единственного числа не образуется, то...
– Выпишите те сущ., которые имеют только форму мн. числа. Приведите свои примеры. Сделайте вывод.

4. Закрепление изученного материала.

Упражнение 1. (На уровне словосочетания.)

Прочитайте группы фразеологических оборотов, определите значения. Сформулируйте задание, которое соответствует теме урока.

Выпишите фразеологизм с существительным в форме только множественного числа.

Найдите существительное, в котором все согласные звонкие, мягкие.

  1. Как на дрожжах, словно грибы после дождя.
  2. Ни под каким видом, ни в коем случае, ни за какие деньги.
  3. Волосы становятся дыбом, мороз по коже дерёт, поджилки трясутся, душа уходит в пятки.
  4. Нагнать холоду, задать перцу, расчесать кудри, накрутить хвост, взять в оборот.

Упражнение 2. (На уровне предложения.)

Прочитайте предложения, сформулируйте задание.

(Надо заменить словосочетания существительными, которые употребляются только во множественном числе.)

  1. Школьники особенно радуются летнему перерыву в занятиях.
  2. Весь день прошёл в многочисленных заботах.
  3. В жизни человека больше непраздничных дней, чем праздничных.

Слова для справок: хлопоты, каникулы, заморозки, будни.

Какие орфограммы встретились? Какое предложение можно исключить?

Упражнение 3. (По таблице, на уровне текста.)

Сформулируйте задание, внимательно рассмотрев таблицу.

(Надо написать предложения, учитывая общее количество существительных и количество существительных, которые имеют только форму множественного числа.)

Там была создана прочная ткань для изготовления корабельных парусов.

Современные джинсы появились во французском городе (Н, н) име.

Из неё сшили первые матросские штаны, которые стали предками джинсов.

Потом появились первые джинсы для женщин.

Вскоре джинсы были завезены в (А, а) мерику, где их носили рабочие и пастухи коров – ковбои.

Постепенно такие брюки стали частью одежды многих жителей (А,а) мерики, а теперь их носит население других стран.

№ п.п. Общее количество имен существительных. Количество существительных, которые
употребляются только в форме мн. числа.
1 3 1
2 2 -
3 3 2
4 6 1
5 2 1
6 7 1

– Что получилось?

(Текст.)

– Какие орфограммы встретились? Найдите предложения с неполными основами.

5. Итог урока.

– Вернёмся к цели. Приведём примеры (оценивается деятельность уч-ся)

Домашнее задание (по выбору)

  1. Параграф 74, упражнение 752.
  2. Иллюстрации к теме урока.

Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21