Преподавание литературы "В чем смысл жизни?" (по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина "Премудный пескарь")Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1503 Тюрнёва Наталья Владимировна, - Цели:
Тип урока: Урок-рассуждение с мультимедийной поддержкой. Словарь урока: Милосердие, себялюбец, эгоист, ирония, гротеск, аллегория, гипербола, порок, равнодушный человек, благородство, честь, смелость Оборудование: Мультимедийный проектор, слайдовая презентация, слова из рубрики “Словарь урока”, смайлы, графики. Ход урока1. Организационный момент
2. Объявление темы и целей урокаУчитель. Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать не только, но и, в первую очередь, за других людей – создают основу человеческого счастья. Человек, дающий другим добро, умеющий сопереживать, чувствует себя счастливым. Напротив, себялюбец. Эгоист – несчастлив. Иван Сергеевич Тургенев писал: “Себялюбие – самоубийство. Себялюбивый человек засыхает. Словно одинокое бесплодное дерево”. (1 слайд – слова Тургенева. См. Приложение) – Насколько справедливы слова Тургенева, разберём на уроке, на примере сказки “Премудрый пескарь”. (2 слайд – тема урока) “В чём смысл жизни?” – тема нашего урока. Этот вопрос волнует людей на протяжении всей жизни. (Пример одной работы ученицы 7-го класса.)
– Ребята как надо прожить жизнь? В чём вы видите смысл своей жизни? 3. Проверка домашнего задания1. Сочинение-рассуждение или стихотворный текст “В чём смысл жизни?” Вспомните, что побудило автора создавать сказки? (Сказка была понятна и близка простому народу, именно к ней обратился писатель, чтобы обмануть бдительность цензуры. Ведь сказки создавались в эпоху жесточайшей реакции.) 4. Аналитическая беседа по содержанию сказки– Каждая сказка М.Е.Салтыкова-Щедрина посвящена определённому общественному явлению. Чем же вызвана к жизни эта сказка? (3 слайд – “историческая справка” – сказка написана в 1881-1882 годах, после покушения народовольцев на царя Александра 2 (1 марта 1881 года) (4 слайд) “Уж очень худое время наступает,” – отмечает Салтыков-Щедрин в один из первых мартовских дней 1881 года. В атмосферу русской жизни проникают подозрительность и трусость”). – Но, страшнее всего, считал автор, малодушие. И в это время он берётся напомнить своим современникам о человеческом достоинстве, о чести, стыде, о мудрости, истинной и мнимой. Своему герою писатель дал определение “премудрый”. – Каково значение этого эпитета? Подберите синонимы к этому слову “премудрый” ( 5 слайд)
– А теперь подберите антонимы.
– Какой смысл вкладывает писатель в это слово? – Действительно ли пескарь “премудрый”? (Автор говорит с насмешкой.) (6 слайд – ирония) – Как называется этот приём в литературе? – Итак, в устах автора “премудрый” звучит насмешливо, язвительно. Но ведь если посмотреть на начало сказки, автор абсолютно без иронии говорит, именует молодого пескаря умным, зачитайте. (“И отец, и мать у него были умные…) (“А у молодого пескаря ума палата была”) – Не впервые в русской литературе мы сталкиваемся с эпизодом, когда родители дают своим детям заветы, наказы, как надо жить. – А какой наказ дали пескарю? (Со слов “Гляди в оба…”.) – Но чего же боялся пескарь-отец, учивший уму-разуму сына? (Эпизод ловли пескарей “целой артелью, во всю ширину реки невод растянули”, “страсть, сколько рыбы попалось”.) – А что же самое страшное для пескаря- сына в жизни? (Когда против его норы полдня стоял рак, его поджидал, или, когда щука “тоже целый день его стерегла”.) – В завете пескаря нет какой-то агрессии, наступательности. А какими пословицами можно выразить его жизненную позицию? (Моя хата с краю, ничего не знаю; всякий сверчок должен знать свой шесток.) – В этих деталях отражается обстановка времени, показаны те, кто боялся жизни, подобно тому, как пескарь боится солнечного луча, быстрого течения, острых ощущений. Пескари сами себя считают премудрыми, а какие они у Салтыкова- Щедрина?
– Да, в своей жизни они не сделали никому и никогда ничего дурного, они безвредны, но в чём же обвиняет их автор? (Они прожили жизнь без порывов, без полноты существования – “лучше не есть, не пить, нежели с набитым желудком жизни лишиться”.) – Автор в сказке показал три стороны жизни: (7 слайд – исторический, бытовой, сказочный) – Докажите это примерами из сказки. – Такая жизнь слепого, глухого, голодного пескаря – это одно из самых страшных, сильных обвинений автора. Равнодушным пескарям на всё наплевать: гибни всё, только меня не троньте. (Просмотр фильма по сказке “Премудрый пескарь”.) – “Какие были у него радости? Кого утешил? Кому добрый совет подал? Кому доброе слово сказал? Кого приютил, обогрел, защитил? Кто слышал о нём? Кто об его существовании вспомнил? И на все эти вопросы ему пришлось отвечать: никому, никого”. “Неправильно полагают те, кто думает, что лишь пескари могут считаться достойными гражданами. Кои, обезумев от страха, сидят в своих норах и дрожат. Нет, это не граждане, а по меньшей мере, бесполезные пескари. Никому от них ни тепло, ни холодно, никому ни чести, ни бесчестия, ни славы, ни бесславия…живут, даром место занимают, да корм едят…” – Кто это говорит – автор или пескарь? (Это мысли, внезапно посетившие самого пескаря, автор просто разделяет их, показывая, что забытые слова о чести и бесчестии, славе не умерли, потому как в предсмертный час их вспоминает пескарь.) – Лишь на мгновение наступило прозрение “вылезти из своей норы и гоголем по всей реке проплыть” – но это теперь невыполнимая мечта.
(8 слайд – слова И.С. Тургнева “Себялюбец…”) – В книге Б.Ясенского “Заговор равнодушных” есть слова: (9 слайд – не опасайся друга – он может только предать. Не бойся врага – он может только убить. А бойся равнодушных. Это с их молчаливого согласия происходят на земле предательства и убийства) – Каков же итог жизни пескаря? (“Жил дрожал, и умирал дрожал”.) – Сказка содержит главный нравственный урок – трусость, равнодушие ко всему на свете, кроме собственной персоны рано или поздно лишает человеческую жизнь всякого смысла. Чему учит эта сказка? (10 слайд) Честности – Говорит о смысле человеческой жизни 5. Итог урокаТестовый контроль “Верное-неверное утверждение” (11 слайд) (Учащиеся отвечают словами “верно”, “неверно”.) Я утверждаю… – сказки Салтыкова-Щедрина написаны только для детей; – в его сказках используется только разговорный стиль; – автор прямо указывает на недостатки своих героев; – в сказке используются черты народных сказок и реальной жизни; – для сказки характерно использование гротеска, аллегории, гиперболы; – в сказке показан добрый авторский смех. Взаимопроверка(11 слайд – ответы) 6. Занимательная лингвистика(12 слайд) – Обратимся к названию сказки, попробуйте объяснить написание слова “пескарь”. (Учитель обращает внимание учащихся к статье этимологического словаря.) 7. Оценка результатов(У каждого ученика график – координатная плоскость, задача – проставить баллы от 1–5.) мне было интересно на уроке… (Выставление оценок.) 8. Рефлексия– С каким настроением уходите с урока? (Смайлы красного, зелёного, синего цвета на столе каждого.) Красный – всё прекрасно Урока время истекло, 9. Домашнее задание– Известно, что сказки Салтыкова-Щедрина иллюстрировали Кукрыниксы, Черепанов. Подготовить иллюстрацию на стенд “Гении. Таланты и мы среди них…” Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |