Преподавание литературы Урок литературы. "Библия. Новый Завет. Рождество Иисуса Христа"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1250 Полянинова Елена Ивановна, учитель русского языка и литературы Цели урока:
Оборудование урока: выставка различных изданий «Библии»; учебник – хрестоматия «Литература», 6 класс, под ред. Полухиной В.П.; репродукция картины Рембрандта «Святое семейство»; аудиозаписи колокольного звона и «Литургии»; наряженная рождественская ёлка; костюмы и атрибуты театрализованной сценки «Колядование»; печенье в форме рождественской (Вифлеемской) звезды. Тип урока: урок-праздник. План урока:
Ход урокаДля создания торжественного и возвышенного настроения урок начинается колокольным звоном. Учитель литературы: На свете есть много разных книг: большие и маленькие, толстые и тонкие, иллюстрированные и без картинок. Каждая из них имеет свое название. Но есть одна из книг – самая главная, самая важная в жизни людей. В ней собрана вся мудрость человеческая, в ней говорится, как должен жить человек на этой земле. У этой книги нет названия. Она называется просто «Книга», а если перевести на греческий язык, то «Библия», поскольку она первоначально была написана не по-русски. Библию читают во всех странах мира. Её читают и дети, и взрослые. После перестройки и наша Россия стала издавать эту книгу. Вот выставка Библий, изданных и у нас, и за рубежом. (Учитель демонстрирует выставку) Библия делится на две части. Первая часть называется Ветхим заветом. Там говорится о сотворении мира и о жизни людей до появления Спасителя. Во второй части говориться о жизни Иисуса Христа. Поэтому центральной частью Нового завета является рождение сына Божьего, то есть праздник Рождества Христова. Рождество… Многие из наших современников – не только дети, но и взрослые – имеют об этом празднике очень смутное представление. А ведь Рождество Христово называют «матерью всех праздников». В эту ночь родился Иисус Христос – сын Божий, Спаситель мира. Значение этой святой ночи столь велико, что наше летосчисление мы ведем от Рождества Христова. До 1917 года праздник Рождества Христова был одним из самых любимых в России. В ночь на 25 декабря (7 января по новому стилю) по всей стране, в малых и больших церквах, совершалось торжественное богослужение. (Звучит аудиозапись «Литургии»). За вопросом учителя «Что же рассказывает нам Библия о рождении Иисуса Христа?» следует рассказ ученицы о том, где и как родился Иисус Христос (использован материал учебной хрестоматии для 6 класса) Затем учитель выразительно читает стихотворение Б.Пастернака «Рождественская звезда», в поэтической форме рассказывающего библейскую легенду о рождении Иисуса Христа. Демонстрация репродукции картины Рембрандта «Святое семейство» и рассказ ученика о ней: Мы вновь обращаемся к гениальному Рембрандту, к его картине на библейскую тему. Перед нами его «Святое семейство». Картина изображает некое пространство, дающее представление о бедности его обитателей. На переднем плане – детская колыбель и склонившаяся к ней богоматерь с такой лаской глядит на свое дитя, что кажется, все полотно согрето теплом ее души. Освещены только они – Мария и маленький Иисус – это главное в картине. Но если приглядеться внимательнее, можно увидеть на заднем плане темную фигуру Иосифа. Он, как обычно, плотничает, занят своим будничным делом. Слева, в углу картины, несколько ангелов охраняют сон младенца Иисуса. Картина погружена в полумрак – малыш спит. Спокойная, исполненная теплоты библейская сцена раскрывает тонкие оттенки человеческих переживаний, рождает чувство душевной близости между зрителями и персонажами картины. Учитель литературы: До революции праздник Рождества Христова был одним из самых любимых в России. Его праздновали все. Рождеству предшествовал 40-дневный пост, известный под названием Рождественского. Люди ели только постную, то есть растительную пищу: хлеб, овощи, фрукты. День перед Рождеством назывался сочельником. В сочельник ничего не едят до самого вечера, «до звезды», то есть до появления на небе первой звездочки, той, которая указала волхвам путь к новорожденному Христу. С вечера рождественского сочельника обыкновенно начиналось «колядование». Ребятишки гурьбой выходили на улицу, стучались в ворота домов. И когда их приглашали войти в дом, то они славили Христа и пели колядки – короткие песенки, в которых упоминали именно о том, что могло быть всего нужнее данному хозяину. Ребят, певших колядки, называли колядовщиками. Сценка: группа ряженых ребят с рождественской звездой, украшенной цветными ленточками, стучится в дом. - Кто там? – спрашивает хозяин. - Это мы, колядовщики. - Здравствуйте, хозяюшка. Позвольте во горенку войти, во горенку войти да на лавочку сесть. На лавочку сесть да песенку спеть. Дети исполняют колядки. Девочка:
Мальчик:
Девочка:
Все вместе:
Хозяин с хозяйкой награждают детей деньгами и угощением. Ученик рассказывает легенду о том, почему именно ёлка стала символом рождественского праздника: Святая, торжественная ночь опустилась на землю, принесла с собой великую радость людям. В Вифлееме, в убогой пещере родился Спаситель мира. Не только люди, но и деревья, и цветы – все по-своему принимают участие в великом торжестве. Они простирают свои ветки, поднимают головки, стараясь заглянуть внутрь пещеры. Счастливее других – три деревца, стоящие у самого входа в пещеру: это стройная пальма, прекрасная пахучая маслина и скромная зеленая ёлка. - Пойдем и мы поклонимся Божественному младенцу и поднесем ему наши дары,- говорила маслине пальма. - Возьмите меня с собой!- робко промолвила скромная ёлка. - Куда тебе с нами,- презрительно окинув взглядом ёлку,- ответила пальма. - И какие дары ты можешь поднести, кроме колючих иголок да противной липкой смолы,- прибавила маслина. Промолчала бедная елка и отошла назад. Великолепная пальма обмахнула младенца лучшим листом из своей кроны. А маслина наклонила свои ветки, и с них закапало душистое масло, и вся пещера наполнилась благоуханием. С грустью, но без зависти смотрела на это елка. «Они правы»,-думала она. Но ангел слушал разговор деревьев и видел гордость пальмы и маслины и скромность елки, он взглянул на небо. Оно было усеяно сверкающими звездами. И ангел сделал знак, и одна за другой звездочки стали скатываться на землю, прямо на зеленые ветки елки, и скоро она вся засияла блестящими огоньками. И когда Божественный младенец проснулся, то не благоухание в пещере, не роскошный веер пальмы привлекли его внимание, а сияющая елка. На нее взглянул он, и улыбнулся ей, и протянул к ней руки. Обрадовалась елка, но не загордилась. И ангел видел это и сказал: «Ты доброе деревце, милая елка, и за это ты будешь вознаграждена. Каждый год в это время ты теперь будешь красоваться в сиянии множества огней, и дети, глядя на тебя, будут радоваться и веселиться. И ты, скромная зеленая елка, сделаешься знамением веселого рождественского праздника. Загораются огни на елке. Дети хороводом идут вокруг нее и поют «Маленькой елочке…»
Заканчивается урок выразительным чтением ученицей стихотворения:
Ребята угощают гостей и одноклассников печеньем в форме рождественской (Вифлеемской) звезды, покрытой белой глазурью. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |