Преподавание русского языка Подготовка к сочинению на публицистическую тему "Жизненная ситуация, которая меня научила..."Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1435 Кабанек Ирина Ивановна, учитель русского языка Размышления учителя литературы. Как сделать так, чтобы после урока литературы художественное произведение не осталось на страницах учебника, а было взято учеником в свой жизненный багаж? И побуждало бы к размышлениям о поставленных автором проблемах, о совершенных героями поступках, высказанных на страницах книги мыслях? И если мы, учителя-словесники, сможем хоть немного приблизиться к ответу на этот вопрос, то в будущем общество получит личность мыслящую, думающую не столько о личных проблемах, сколько об общественных. Как же побудить школьника стать активным читателем, сделать так, чтобы чтение стало и удовольствием, и образом жизни, и необходимостью? «Нашим детям незнакомо милосердие», – слышим мы. Откуда оно возьмется, если мы будем о нем мало говорить? И где то живое у маленького человека, за которое надо задеть, чтобы он полюбил вдруг кого-то беззащитного и нелепого рядом? Читаем на уроке внеклассного чтения книгу В. Железникова «Чучело», спорим, думаем. На помощь приходит одноименный фильм (1983 г.). Сначала Лена Бессольцева кажется детям смешной, через несколько уроков приходит понимание ее духовной красоты. В продолжение темы на классных часах смотрим и обсуждаем художественный фильм «Щенок» (2009 г., реж. М.Евстафьева, 45 минут) –фильм об умении 11-летних детей прощать и жертвовать. Еще интересен короткометражный фильм «Софи» (2007 г., реж. И.Литвак, около 20 мин.). Интересным может получиться разговор после прочтения учащимися повести современного писателя и психолога Е. Мурашовой «Класс коррекции», затрагивающей проблемы детей с ограниченными возможностями и рисующей внутренний мир ребенка, часто социально запущенного. «Наши дети не романтики», – говорим мы. Давайте учить их мечтать всеми средствами: и живописи, и кинематографа, и театра, и литературы. Выносим же мы на внеклассное чтение изучение повести-феерии А.Грина «Алые паруса». А какой замечательный одноименный фильм снят (1961 г., реж. А.Птушко)! Но продолжаем говорить о мире мечты! Смотрим кинофильм «Бабочка» (2002 г., Франция). Маленькой Эльзе открывается замечательный мир природы, о котором она и не мечтала!.. Хорошо, когда у ребят после просмотра или прочтения возникает много вопросов, на которые они хотят получить ответ. Обязательно делаем выборку афоризмов по каждой обсуждаемой теме, предлагаем для обсуждения. И итогом работы должно непременно стать сочинение-обсуждение. Если тема оказалась ученикам интересной, вызвала много разных эмоций, то можно быть уверенным, что в дальнейшем они будут проводить аналогии между поступками героев и своими, обращаться к тому, что не оставило равнодушным. К тому же, комплексный подход к проблемам формирует навыки написания сочинения-рассуждения на ЕГЭ по русскому языку. Предложим план урока по теме «Подготовка к сочинению на публицистическую тему: «Жизненная ситуация, которая меня научила..» Урок проводится после прочтения и обсуждения рассказа В. Астафьева «Конь с розовой гривой в 6 классе. Цели:
Задача: подготовить к написанию сочинения-рассуждения с вовлечением материала художественного произведения. План урока. 1. Повторение терминов: «сочинение-рассуждение», «эпиграф», «цитата», «прямая речь».
3. План №1 к сочинению. А) Тезис. Доказательство 1 на материале художественного произведения. В) Вывод = тезису. План №2 к сочинению. А) Вступление. – суть произошедшего, В) Выводы. 4. Проверка домашнего задания: ответы на вопросы с использованием цитат: – Как рассказчик решился на плохой поступок – обман бабушки? – «не спасовать, не струсить, не опозориться». Вывод: необходимо использовать этот материал в сочинении. 5. Работа с афоризмами по теме.
Вопросы:
6. Коллективное устное сочинение. Образец рассуждения. Как хочется в двенадцать лет, чтобы ровесники относились к тебе с уважением! И так трудно остаться твердым в своем решении, отказать расшалившимся ровесникам и не совершить то, о чем потом будешь жалеть. Как поступить в условиях трудного выбора? Как жить так, чтобы не краснеть от стыда потом перед близкими тебе людьми? И за ответом я обращаюсь к книгам. В. Гете советует: «Всякий обладает достаточной силой, чтобы исполнить то, в чем он убежден». Наверное, сам ошибался в жизни не раз. А вот рассказ А.Астафьева «Конь с розовой гривой». Спустя десятилетия память жжет случай из детства, когда рассказчик не смог противостоять советам завистливых мальчишек и обманул бабушку. Этот свой поступок герой рассказа до сих пор считает «мошенничеством», «содеянным злом». Но ведь хватило силы воли после мучительных угрызений совести не повторить ошибку, а решительно отказать левонтьевским: «Не буду так делать!.. И слушать тебя не буду!..» «Ошибки, которые не исправляются, вот настоящие ошибки», – говорил древний философ Конфуций. И это высказывание я возьму себе на вооружение. 7. Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение по выбранной теме. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |