Преподавание русского языка Конспект открытого урока в 5-м классе по русскому языку на тему: "Морфемика. Морфемный разбор слова"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 3168 Стажарина Алла Николаевна, учитель русского языка и литературы Тема: «Морфемика. Морфемный разбор слова». Задачи урока: 1. Повторение словарных слов. 2. Обобщение знаний о морфемах слова. 3. Совершенствование навыка морфемного разбора слова. 4. Развитие внимания и зрительной памяти. Оформление доски:
Ход урока: І. Сообщение темы и задач урока. ІІ. Повторение словарных слов. (На доске записаны два столбика словарных слов) - Прочитайте слова парами и установите между ними смысловую зависимость. (дети читают вслух по одной паре слов) - Еще раз прочитайте про себя и запомните слова в столбиках. (Затем учитель закрывает слова первого столбика) - Глядя на слова второго столбика, запишите по памяти слова первого столбика. (дети пишут) - Кто запомнил все 8 слов? (Один ученик вызывается к доске и читает записанные слова орфографически. Учитель открывает слова первого столбика, ученики проверяют свои записи). ІІІ. Актуализация полученных ранее знаний о морфемах слова. – Найдите среди записанных слов те, которые соответствуют схеме (схема изображена на доске под № 2). Выпишите эти слова и выделите в них морфемы. Давайте вспомним, что такое морфема? (Ученики дают определение морфемы). - Какие слова вы выписали? Докажите, что они соответствуют схеме. («тракторист» и «соломенная»). - Дайте определение каждой морфеме. - Что общего у приставки и суффикса? (Служат для образования новых слов) - Чем отличается морфема окончание от приставки и суффикса? (Окончание не образует новые слова, а образует только формы одного и того же слова). - Для чего служит окончание? (Для связи слов в предложении). - Какая морфема в слове самая главная? Почему? (Корень слова, так как содержит в себе лексическое значение слова) Физкультминутка. ІV. Упражнения в морфемном разборе слова. - Итак, главная морфема в слове – корень, так как содержит в себе смысл слова. И не поняв лексического значения слова, мы не сможем правильно выделить в слове морфемы. Как вы думаете, одинаковы ли морфемы в словах «каменный» и «клюквенный»? (Слова записаны на доске под номером № 3). - Запишите эти слова и разберите их по составу. С чего нужно начать разбор? (С определения части речи и выяснения лексического значения слова). (У доски по одному ученику разбирают слова с комментированием) V. Самостоятельная работа по сборникам упражнений Т. Шкляровой (с. 22, упр.59) - Прочитайте задание. Чем отличаются формы слова от однокоренных слов? (У форм слова различны только окончания, а однокоренные слова имеют разные приставки и суффиксы. - На доске выполнят это упражнение молча двое учеников: один будет записывать формы слова «дом»дом" доске выполнят это упражнение молча двое учеников: один будет записывать формы слова "ксы( , а другой - однокоренные слова к слову " дом". Выделять морфемы в словах. (После выполнения задания у доски и на местах выполняется правильность его выполнения). VI. Диктант. - Я весь день стирала, мыла и порядок наводила, но вот только для себя не хватило мыла. - Проверим орфографию: объясните написание слов "стирала", "порядок", "наводила", "не хватило". - Какое слово встречается в предложении дважды? - Одинаков ли морфемный состав слова "мыла"? Почему? Выпишите слова и разберите их по составу. мыла VII. Творческое задание. - Придумайте предложения или мини-текст со словами стекло - существительное стекло - глагол (Учитель открывает запись этих слов на доске) - Прочитайте свои работы. (Заслушиваются несколько учащихся) Жидкое стекло в форму стекло. Я сегодня мыла стекло и мыло по стеклу стекло. За окном дождь. Я сижу у окна и смотрю на улицу через стекло. Вот несколько капель стекло. VIII. Подведение итогов урока. - Что изучает морфемика? Что такое морфема? Как правильно выполнять морфемный разбор? (Учитель оценивает работу учащихся на уроке и выставляет отметки) Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |