Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Открытый урок "Наречие как часть речи. Использование исторического комментария при изучении наречия"
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Открытый урок "Наречие как часть речи. Использование исторического комментария при изучении наречия"


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1629

Березцова Ирина Александровна, учитель русского языка и литературы

Цель: Получить полное представление о словоизменительных особенностях и происхождении наречий в современном русском языке.

Образовательные:

  • актуализировать знания учащихся о грамматических особенностях наречия как знаменательной части речи;
  • обеспечить качественной информацией о происхождении наречий;
  • заострить внимание на процессе адвербиализации – переходе других частей речи в класс наречий;
  • обратить внимание на процесс перехода наречий в другие части речи;
  • особое внимание уделить приобретению навыков в области правописания наречий;
  • способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям учащихся в соответствии в индивидуальными возможностями и способностями, склонностями и потребностями.

Развивающие:

  • развитие познавательных стратегий учащихся;
  • развитие исследовательских навыков учащихся, позволяющих проявить индивидуальные склонности и возможности;
  • развитие способности анализировать обусловленность явлений и процессов, характерных для процессов адвербиализации, субстантивации, адъективации, прономинализации и др.;
  • развитие умений индивидуальной, парной, групповой и дискуссионной работы.

Воспитательные:

  • воспитание чувства уважения к историческому прошлому русского языка и литературы;
  • развитие коммуникативных компетенций.

Оборудование урока:

  • общий компьютер;
  • широкоформатный экран для показа слайдов;
  • учебники русского языка для 10-го класса;
  • словари: словообразовательные, этимологические, орфографические в печатном и электронном вариантах.

Тип урока: урок-повторение темы «Наречие».

Вид урока: комбинированный.

1-я часть урока - лекция с элементами беседы и использованием компьютерных технологий.

2-я часть урока – исследование: наблюдение над особенностями происхождения наречий.

Время урока: 1 час.

Основные понятия: словоизменение, формообразование, словообразование, адвербиализация, субстантивация, адъективация, прономинализация, исторический комментарий, этимологический анализ.

Подготовительный этап: К 10-ому классу учащиеся уже приобрели определенные навыки морфологического анализа слова. При изучении тем: «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Имя числительное», «Местоимение», «Глагол», «Причастие», «Деепричастие» школьники обращали внимание на комплекс признаков, характерных для каждой части речи в отдельности. Им приходилось заниматься исследовательской деятельностью. Им знакомы такие понятия, как цель, планирование, организация хода работы, контроль и анализ. Тема «Наречие как часть речи. Использование исторического комментария при изучении наречия» позволяет учащимся в полной мере проявить индивидуальные способности, под руководством учителя выполнить ряд заданий:

  • продолжить самосовершенствование в области морфологического, словообразовательного и этимологического анализа слова;
  • получить представление о таких лингвистических явлениях, как адвербиализация, субстантивация, адъективация и др.;
  • расширить знания по теме «Морфология», используя этимологические и словообразовательные словари;
  • подготовить слайды для презентации изучаемого материала;
  • самостоятельно разобраться в ряде особенностей происхождения наречий.

ХОД УРОКА:

1. ПОВТОРЕНИЕ ТЕМЫ «НАРЕЧИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ», ИЗУЧЕННОЙ В 7-ом КЛАССЕ.
НАРЕЧИЕ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ.

Вступительное слово учителя:

Как известно, наречие – одна из самых трудных частей речи. Это связано со многими причинами. Одна из них та, что наречие образуется от многих частей речи.

Существительные, прилагательные, местоимения, числительные, глаголы, причастия и деепричастия участвуют в образовании наречия, которое, как стрелой, попадает в них, искажает их, и в результате каждая из названных частей речи теряет часть своих признаков, изменяет оставшиеся и приобретает новые. Это вызывает затруднения в определении наречия как части речи и в его правописании. Одним словом, наречие -трудная мишень». Поэтому самое главное в работе с этой частью речи – убедиться, что перед вами действительно наречие.

В грамматике наречие определяется как знаменательная (самостоятельная) часть речи, включающая в себя НЕИЗМЕНЯЕМЫЕ слова (нет окончания, не имеет форм). Таким образом, характерным грамматическим отличием наречия от всех других самостоятельных частей речи является отсутствие у него ФОРМ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ.

Например, слова правильно, зря, невзначай, сверху, снизу, навзничь, ничком, едва-едва, невтерпеж, оттого, со зла, очень, слишком и др.- не имеют словоизменительных форм и относятся к классу наречий.

ВОПРОС: Что обозначает наречие и каковы его синтаксические признаки?

ОТВЕТ: Обозначая ПРИЗНАК ДЕЙСТВИЯ, ПРИЗНАК КАЧЕСТВА ИЛИ ПРЕДМЕТА, наречие сочетается с другими словами в составе словосочетания посредством примыкания, а в предложении играет роль обстоятельства.

Например: Ученик отвечает (как?) ПРАВИЛЬНО. (наречие «правильно» обозначает признак действия, примыкает к глаголу-сказуемому «отвечает» и в предложении выполняет функцию обстоятельства).

ЗАДАНИЕ: Давайте вспомним, как образовался термин «наречие»?

ОТВЕТ: Изучая наречие, необходимо знать, что термин «наречие» встречается уже в древнерусском языке. В этом слове выделяется корень –реч-, который прежде был более многозначным, чем в современном языке. Слово «речь» когда-то имело среди других значений и значение «глагол». Поэтому, если буквально перевести термин «наречие» на современный язык, мы получим искусственное слово «наглаголие».

УЧИТЕЛЬ: Следовательно, между глаголом и наречием существует непосредственная связь. Какая?

ОТВЕТ: Основная функция наречия – определять глагол, обозначать признак действия. Такую особенность наречий отмечали и древние римляне, которые эту часть речи называли adverbium. Слово verbium означает «глагол», а приставка ad- - «при», то есть буквальный перевод термина adverbium звучал бы как «приглаголие».

УЧИТЕЛЬ: Итак, уже древние ученые главную особенность наречия видели в том, что оно должно быть связано с глаголом. Так оно и есть: наречие при глаголе выполняет ту же функцию, что и прилагательное при существительном, уточняя его и сообщая ему четкость и стилистическую выразительность. Ср.: работать – работать вдохновенно, радостно, продуктивно и т.п.

1. ДАЛЕЕ УЧИТЕЛЬ ПРЕДЛАГАЕТ УЧЕНИКАМ рассмотреть «Риторические эскиз – «Наречие как самостоятельная часть речи», который высвечивается на экране. (См. приложение – слайд №1).

УЧАЩИЕСЯ комментируют изображенное на экране.

В результате ребята получают полное представление о лексических, морфологических и синтаксических особенностях наречия.

2. ЗАТЕМ УЧИТЕЛЬ предлагает учащимся рассмотреть на экране и сравнить с наречием на -о краткие прилагательные среднего рода ед. числа. На экране появляется «Риторический эскиз – «Краткое прилагательное среднего рода» - слайд № 2).

В результате ребята делают вывод, что в русском языке часто встречаются грамматические омонимы – слова, имеющие одинаковое написание и произношение, но в зависимости от контекста ведущие себя по-разному.

Например: Ребенок спит СПОКОЙНО. ( Спокойно – наречие, так как обозначает признак действия; не изменяется, не имеет категорий; примыкает к глаголу-сказуемому «спит», выполняет функцию обстоятельства; морфема –о - суффикс). –

Море СПОКОЙНО. (Спокойно – краткое прилагательное, обозначает признак предмета (море каково?); в форме среднего рода, единственного числа; в предложении выполняет функцию составного именного сказуемого; морфема –о - окончание).

3. ДАЛЕЕ УЧИТЕЛЬ предлагает учащимся познакомиться, а затем сравнить с наречием слова категории состояния на –о. На экране появляется «Риторический эскиз – «Категория состояния как часть речи» - слайд № 3.

Ребята убеждаются в том, что наречия могут иметь еще один грамматический омоним – слова категории состояния.

Например: Котенок УЮТНО устроился в мамином кресле и спит. (УЮТНО – наречие, обозначает признак действия; не изменяется, не имеет категорий; в предложении играет роль обстоятельства, примыкает к глаголу-сказуемому «устроился»; морфема – о - суффикс). –

В нашем классе УЮТНО. (Уютно – категория состояния, обозначает состояние окружающей среды; не изменяется, но выражает значение настоящего времени, несовершенного вида, изъявительного наклонения; выполняет функцию сказуемого в односоставном безличном предложении; морфема –о – суффикс).

В результате данного сравнительного анализа учащиеся делают ВЫВОД, что при определении частеречной принадлежности слова, имеющего грамматические омонимы, необходимо в первую очередь обращать внимание на СИНТИАКСИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА СЛОВА: сочетаемость с другими словами и функцию в предложении, а затем определяются морфологические признаки, лексическое значение и формальные показатели слова.

Например: На все вопросы незнакомец отвечал ХОЛОДНО и был немногословен. (Холодно – наречие, так как примыкает к глаголу-сказуемому «отвечал», в предложении играет роль обстоятельства; обозначает признак действия; не изменяется, не имеет категорий; морфема –о – суффикс).-

Лицо его ХОЛОДНО и бесстрастно. (Холодно – краткое прилагательное, так как,обозначая признак предмета, является сказуемым; среднего рода, единственного числа; морфема –о – окончание). –

В лесу сегодня очень ХОЛОДНО. (Холодно – категория состояния, так как играет роль сказуемого в односоставном безличном предложении; обозначает состояние природы; настоящего времени, несовершенного вида, изъявительного наклонения; морфема –о – суффикс).

2. НАБЛЮДЕНИЕ НАД ОСОБЕННОСТЯМИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ НАРЕЧИЙ.

Учитель: Наречие – очень интересная в историческом отношении часть речи.

Как известно, язык на протяжении всей своей истории активно пополняется наречиями. Как это происходит?

Уже неоднократно отмечалось, что грамматический строй языка непрерывно изменяется: появляются новые грамматические формы, уходят из языка некоторые старые формы. Но так как развитие языка происходит медленно, постепенно, старые формы обычно сразу и бесследно не исчезают. Некоторые былые регулярные грамматические формы застывают и превращаются в отдельные реликты. Так, ряд старых форм существительных и прилагательных - осколки былых падежных систем – превратились в неизменяемые наречия.

Круг наречий в древнерусском языке был ограничен, причем можно выделить две группы наречий: а) первичные – наречия, которые непосредственно не связаны с другими частями речи, и поэтому установить их происхождение часто затруднительно; б) производные – наречия, которые явно обнаруживают связь с иными словами, и эту связь затруднительно восстановить.

К первой группе можно отнести наречия, образованные еще в дописьменную эпоху от древних местоимений: КУДА, ТУДА, СЮДА – при помощи наречного суффикса места –ДА; КОГДА, ТОГДА, ИНОГДА, ВСЕГДА – при помощи наречного суффикса времени –ГДА; ГДЕ, ВЕЗДЕ, ЗДЕСЬ – при помощи наречного суффикса –ДЕ; ВСЮДУ, ОТОВСЮДУ, ПОВСЮДУ – при помощи наречного суффикса –УДУ (ср. обоюдный, обоюдоострый).

Происхождение подобных наречий можно выяснить лишь путем специального этимологического анализа:

НА ЭКРАНЕ появляется материал, объясняющий происхождение ряда древних наречий. (См. слайд № 4).

УЧИТЕЛЬ продолжает: КО ВТОРОЙ ГРУППЕ относятся наречия, образованные от различных частей речи, причем их образование вырисовывается довольно отчетливо, так как связь наречия с источником происхождения сохраняется.

Нередки случаи превращения в наречия существительных, прилагательных, местоимений, числительных и деепричастий. Данный процесс перехода других частей речи в класс наречий называется АДВЕРБИАЛИЗАЦИЕЙ, его можно представить в виде схемы:

РАБОТА В ГРУППАХ:

Учащиеся делятся на 6 групп (по 3-4 человека в группе). Им предлагается для этимологического и словообразовательного анализа лингвистический материал, а именно: наречия, образованные от других частей речи. Задание общее: определить, как образовано каждое наречие в отдельности; составить с 2-3 словами предложения, подчеркнув их грамматические признаки. (Задания выполняются на заранее подготовленном учителем материале – на карточках. Таким образом, каждая группа получает по 9 карточек – на каждой карточке написано по 1 наречию. Результаты анализа записываются непосредственно в карточку).

ОБРАЗЕЦ: КРОМЕ – наречие. Произошло от существительного КРОМА – «край, предел, граница», т.е. «на краю, на грани», а затем – «вне».

Например: В современном русском языке: КРОМЕ, предлог с род.пад.: 1. За исключением, не считая кого-чего-нибудь: Кроме него никого не знаю. 2. В добавление к кому-чему-нибудь: Кроме яблонь было много ягодных кустов. 3. КРОМЕ ШУТОК – в значении вводного слова – к тому же.

Грамматический материал для анализа:

ПЕРВАЯ ГРУППА анализирует наречия: вечером, днем, шагом, осенью, зимой, вмиг, вдогонку, взаперти, взапуски.

ВТОРАЯ ГРУППА анализирует наречия: слева, справа, сгоряча, сослепу, вдалеке, наготове, вкратце, вплотную., вкрутую.

ТРЕТЬЯ ГРУППА анализирует наречия: однажды, дважды, трижды, четырежды; сегодня, сейчас, тотчас; мимоходом, стремглав.

ЧЕТВЕРТАЯ ГРУППА анализирует наречия: невзначай, невдомек, вдосталь, наобум, насмарку, невмоготу, невзрачно, впросак, всласть.

ПЯТАЯ ГРУППА занимается анализом наречий: зыбко, неукротимо, обыкновенно, почти; сызнова, теперь, стремглав, нечаянно, настежь.

ШЕСТАЯ ГРУППА анализирует наречия: молча, лежа, сидя, не спеша, шутя, щурясь; воочию, впотьмах, восвояси.

При работе над лингвистическим материалом учащиеся используют словари: этимологические, словообразовательные, орфографические.

После этимологического и словообразовательного анализа ребята на примере придуманных (или подобранных) предложений в устной форме докладывают о полученных результатах, а затем письменные работы ( карточки с анализом) сдаются учителю на проверку.

Данный материал пополнит картотеку материалов, объясняющих происхождение различных частей речи. (Картотека находится в кабинете русского языка и литературы, и каждый ученик может ею воспользоваться при подготовке какого-либо грамматического задания).

Учащиеся приходят к следующим ВЫВОДАМ:

  • основная трудность изучения темы «Наречие» связана с определением особенностей происхождения и правописания слов, принадлежащих к данному разряду;
  • для определения частеречной принадлежности слова необходимо пользоваться этимологическими и словообразовательными словарями;
  • наречия в современном русском языке в результате адвербиализации могут иметь грамматические омонимы;
  • чаще всего наречия образуются от существительных и кратких прилагательных среднего рода;
  • в ряде случаев процесс адвербиализации еще не завершен. Поэтому нередки случаи, когда одно и то же слово выступает то в роли наречия, то в роли изменяемой части речи, и с этим связаны различия в орфографии. Например: «Снег падал НА ЛИЦО» и «Все учащиеся НАЛИЦО»; «В ТАЙНЕ его не было ничего важного» и «Нападение готовилось ВТАЙНЕ» и т.п.;
  • трудно определить характер конечного согласного наречий типа СПРАВА, СЛЕВА, ИЗДАВНА, ДОСЫТА, ДОСВЕТА, ЗАНОВО, НАНОВО, ЗАСВЕТЛО (а или о). Если учесть, что эти образования возникли в ту эпоху, когда краткие прилагательные еще склонялись, как соответствующие существительные, то сопоставление этих наречий с сочетаниями существительных среднего рода с предлогами «подскажет», какую конечную согласную букву следует написать в наречии: ЗА ОКНО – ЗАНОВО, В ОКНО – ВЛЕВО, С ОКНА – СПРАВА, ДО ОКНА – ДОКРАСНА и т.п. Этот простой прием поможет учащимся избежать орфографических ошибок, а также даст возможность понять закономерность орфограммы, которая обусловлена не произвольным правилом, а происхождением этих наречий:
  • в наречиях, оканчивающихся на шипящий, пишется Ь: навзничь, вскачь, настежь, наотмашь и т.п. Это правило связано с древней мягкостью всех шипящих в русском языке. Но чем вызвано исключение из него, согласно которому в наречиях НЕВТЕРПЕЖ. ЗАМУЖ и УЖ буква Ь не пишется? Объяснить это можно следующим образом. Слова НЕВТЕРПЕЖ и ЗАМУЖ пишутся без Ь потому, что они образованы от существительных ТЕРПЕЖ и МУЖ, которые относятся ко 2-ому склонению и в современном русском языке не имеют на конце Ь. Наречие УЖ еще в «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И.Даля т.е. во второй половине Х!Х века, писалось как УЖЬ.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

  1. Проследить (на примерах) процесс ПЕРЕХОДА НАРЕЧИЙ В ДРУГИЕ КЛАССЫ СЛОВ ( в категорию состояния, предлоги, союзы, частицы):
    ВОПРЕКИ, СОГЛАСНО, ТОЧНО, ВОН, РЯДОМ, ПРОСТО, ПРЕЖДЕ, НАВЕРНЯКА.
    ОБРАЗЕЦ:
    ВОКРУГ не было ни души. (Вокруг – наречие, обозначает признак действия, примыкает к глаголу «не было», играет роль обстоятельства; не изменяется, не имеет категорий). –
    Колхозницы, сгрудившись ВОКРУГ костра, готовили ужин. (Вокруг – предлог, устанавливает подчинительные отношения между словами «сгрудившись» и «костер», не изменяется, самостоятельную синтаксическую функцию в предложении не выполняет).
  2. Составить схему перехода наречий в другие части речи.

Приложение


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21