Преподавание русского языка
Урок русского языка в 5-м классе "Диалектные слова" на краеведческой основе
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 886
Лопаткина Любовь Леонидовна, учитель русского языка и литературы Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой информации и способов ее получения средствами технологии развивающего обучения. Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления. Цели по содержанию урока: Образовательная: создать условия для формирования знаний учащихся о диалектных словах, умений находить их и определять лексическое значение. Развивающая: создать условия для собственного развития учащихся через учебное исследование, сотрудничество “ученик–ученик”. Воспитательная: способствовать воспитанию интереса к предмету через использование краеведческого материала, межпредметную связь. Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, творческий. Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная. Средства обучения: - Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. Учебник для 5-9 кл. общеобразовательных учреждений. М., “Просвещение”, 2005/
- Даль В.И. Словарь живого великорусского языка. М., “Дрофа”, 2001.
- Задания для самостоятельной работы учащихся, составленные автором данной модели урока с учетом рекомендаций Бакулиной Г.А., доктора педагогических наук, профессора (“Интеллектуальное развитие школьников”, М., “Владос”, 2004.)
(см. Приложения к уроку). Ход урока Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Организационный момент | Приветствует учащихся, настраивает на работу, предлагает проверить готовность рабочего места к уроку. | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку рабочего места. | Актуализация знаний учащихся. (Приложение 1) | 1. Организует фронтальную беседу: – Какой раздел науки о языке изучается? (Лексика). – Что рассматривается в данном разделе? (Словарный состав русского языка). – О каких словах уже шла речь? (Омонимы, синонимы, антонимы, однозн. и многозн. слова и т.д.) | Дают полный и точный ответ на вопрос, приводят примеры, где это необходимо. | 2. Предлагает списать с доски слова, разделив их на два столбика (многозначные и омонимы) и вставив пропущенные буквы. | Работают самостоятельно, самоконтроль по обрат ной стороне доски. | 3. Организует коррекционную работу, если допущены ошибки: как отличить многозначное слово от омонима? | Формулируют умение, которое контролировали. Используют толковые словари. | 4. Организует работу по развитию орфографической зоркости учащихся. | Дают полный и точный ответ на вопрос. | Целеполагание и мотивация. Целеполагание и мотивация. | 1. Предлагает учащимся задание на развитие логического мышления: – соедините первые буквы в многозначных словах, а затем – в словах-омонимах в том порядке, в котором они записаны на доске; – назовите получившиеся слова и запишите их: ШАРБА, БУРМЕТ. | Выполняют задание, оставив строчку для названия темы урока. | 2. Организует фронтальную беседу: – встречали ли вы такие слова по телевидению, радио, в газетах? – А в будничной жизни? – Что обозначают эти слова? ШАРБА – уха, БУРМЕТ – лог, по дну которого течет ручей. | Думают и приходят к выводу, что эти слова Часто употребляет, старшее поколение жителей самого южного – Вятско-Полянского района. Приводят свое толкование слов. | 3. Помогает сформулировать значение данных слов, объявляет тему урока. | Записывают в тетрадь тему урока. | 4. Предлагает сформулировать цели урока по опорным фразам на доске: – узнать, как… – научиться отличать… – выяснить, используются ли… – выяснить, каким образом… | Формулируют цели. | 5. Еще раз объявляет цели урока: – узнать, как называются слова, которые употребляются в определенной местности; – научиться отличать их от других групп слов; – выяснить, используются ли и для чего диалектные слова в художественной литературе; – выяснить, каким образом и где можно узнать лексическое значение таких слов. | Внимательно слушают. | Изучение нового материала | 1. Предлагает учащимся познакомиться с материалом в учебнике: стр. 72–73 | Самостоятельно читают. | 2. Что вы можете рассказать о диалектных словах? | Воспроизводят информацию. | 3. Создает проблемную ситуацию: чем, на ваш взгляд, они отличаются от общеупотребительных, профессиональных слов? – Учитель дополняет ответы учащихся. | Обсуждают в парах и дают свой ответ. | Первичное закрепление ЗУН | 1. Предлагает систему упражнений для расширения знаний уч-ся о диалектных словах (Приложение № 2) | Выполняют самостоятельно и в группах. | 2. Просит построить связный рассказ о диалектных словах. | Монологический ответ Дополнения уч-ся. | 3. Создает ситуацию для знакомства с новым словарем. | Самостоятельная и групповая работа учащихся (Приложение № 3). Выводы. | Информация о домашнем задании. | Запуск проекта: Я вам предлагаю включиться в поисковую работу: в ходе бесед со старшим поколением собрать диалектные слова с. Кулыги Вятскополянского р-на. Это может быть индивидуальная, парная или групповая работа. Это может быть общий или тематический словарь. Защита проектов через неделю, на последнем уроке по разделу “Лексика”. (Приложение № 4). | Записывают домашнее задание. | Рефлексия | Обращает внимание уч-ся на цели урока и предлагает оценить своих достижений. | Каждый анализирует уровень своих достижений. | Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|