Преподавание литературы Анализ поэтического текстаNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 740 Лушпай Ирина Владимировна, учитель русского языка Анализ поэтического текста – это очень сложный вопрос, в решении которого испытывают затруднения не только ученики, но и учителя. Конечно, такое положение вещей можно оправдать ограниченным количеством часов, отводимых программой на изучение теории литературы и теории поэтической речи в частности. Однако существуют и другие причины. Прежде всего – нехватка вразумительных методических пособий, да и те, что имеются в наличии, представляют собой пространные трактаты для узких специалистов, либо набор схем, буквальное следование которым может высушить даже самые пронзительные лирические тексты. Формула Колриджа гласит: "Поэзия есть лучшие слова в лучшем порядке". Привить школьникам поэтический вкус, любовь к стиху – одна из важнейших задач, стоящих перед учителями-словесниками. Причём важно не просто ознакомить ребят с ритмическим рисунком того или иного стихотворения, научить определять их средства художественной выразительности, использованные поэтом, или ориентироваться в стилевом и жанровом разнообразии лирики, но дать им возможность услышать "живое" звучание стиха, глубже постичь его особенности. Любое произведение необходимо воспринять сначала сердцем и только потом уже анализировать и обобщать его содержание. В.Г. Белинский настаивал на мысли о том, что произведение "надо сперва перечувствовать, чтобы потом понять мыслью". Современная теория стиха находится в стадии большого оживления и вместе с тем – в процессе брожения. Насчитывается более 2000 работ по стиху. Большая часть их вышла в последние десятилетия. В них много противоречий, изысканий в чрезвычайно узких областях знаний. Здесь предлагается схема анализа поэтического текста. Но это только примерная схема, строго следовать ей было бы смешно. Пользуясь этой схемой, не надо забывать и о читательской интуиции и чутье, чтобы полностью не "поверять алгеброй гармонию". Вот эта схема. Слагаемые анализа поэтического текста1. Первоначальная реакция. После прочтения стихотворения учащиеся могут говорить о впечатлении, которое произвело на них поэтическое произведение. Пусть их высказывания будут непосредственными, а форма выражения мыслей и чувств – произвольной. 2. Предварительные сведения. Продолжить анализ можно в такой последовательности: - время создания стихотворения; - чем вызвано его появление на свет; - кому или какому событию посвящено; - с какими событиями в жизни поэта связано. 3. Смысл заглавия. Часто смысл заглавия помогает понять суть стихотворения. Заглавие может быть соотнесено с содержанием стихотворения или противопоставлено ему, особенно в стихотворениях иронического, сатирического плана. Можно говорить также о прозрачности или завуалированности заглавия. 4. Жанровая специфика. Определение жанра должно предшествовать идейно-тематическому анализу. Так как зная признаки лирических жанров, можно многое сказать о содержании стихотворения. (Лирические жанры: баллада, песня, романс, элегия, дума, ода, послание и др.) 5. Виды лирики. Политическая, философская, любовная, гражданская, пейзажная. Такое деление весьма условно, так как в одном стихотворении могут быть слиты разные виды лирики. 6. Тема стихотворения. В переводе с греческого "тема" означает то, что "положено в основу". В. И. Даль определил тему как "положенье, задачу, о коей рассуждается или которую разъясняют". Кстати, в определении темы путаются даже учёные мужи. В лирической поэзии тему стихотворения определить подчас очень трудно, иногда – невозможно. Особенно это касается поэтов-модернистов. Надо помнить, что в лирике важно не описание (кого-то или чего-то), а чувство поэта. Значит, важно не что описано, а как и кем описано. 7. Образный строй произведения. Здесь изучаются образы, которыми населено стихотворение. "Образ – это целостная картина человеческой жизни". (Тимофеев). "В настоящее время для обозначения этой картины употребляют термин "образ-переживание", который отражает человечески значимые, глубокие чувства и переживания, отдельные мгновения жизни человеческой души" (Лисовский). 8. Идея произведения. Это обобщающая эмоциональная, образная мысль, лежащая в основе стихотворения. Идея определяется особенностями мировоззрения поэта. Идея – это своеобразный ответ писателя на основные вопросы, проблемы произведения. Говоря другими словами, идея – это мысль, ради которой рука поэта "тянется к перу, перо – к бумаге". Надо подсказать учащимся, что сформулировать идею чаще всего помогает отглагольное существительное: критика..., протест..., отрицание..., утверждение... и др. Если тема лежит на поверхности, то идею ещё нужно извлечь из содержания. 9. Пафос стихотворения Это эмоциональное воодушевление, страсть, которая пронизывает стихотворение; сообщает ему единое дыхание; то, что можно назвать душой произведения; важнейшее условие воздействия на читателя. В произведениях может быть героический, трагический, драматический, сентиментальный, романтический, юмористический, сатирический и другие виды пафоса. 10. Композиция стихотворения. Это построение, архитектура произведения. Как сказано в одной из литературоведческих работ, "композиция – это дисциплинирующая сила и организатор произведения. Ей поручено следить за тем, чтобы ничего не вырывалось в сторону, а сопрягалось в целое. Её цель – расположить куски так, чтобы они замыкались в полное выражение идеи". Композиция имеет свои составные части: экспозицию, завязку, кульминацию, развязку. Но в поэтическом тексте они слабо просматриваются, либо совсем не просматриваются. Практикуемое иногда составление плана стихотворения не целесообразно. Вряд ли следует планировать лирическое произведение. Рыбникова писала:"Каждое стихотворение должно быть прочитано и разобрано соответственно его природе". Сцепление частей поэтического текста подчинено не логическим, а ассоциативным связям. 11. Лирический герой – это условное литературоведческое понятие; один из способов раскрытия авторского сознания; художественный "двойник" поэта; образ, возникающий в сознании читателей на основе восприятия стихотворения. Это понятие впервые было употреблено Ю. Тыняновым по отношению к лирике Блока. Образ лирического героя часто бывает автобиографичным, но его нельзя отождествлять с автором, даже если повествование ведётся от первого лица. Это понятие было введено в художественную литературу, чтобы не смешивать возникающий в лирике художественный образ поэта с автором как частным человеком. 12. Звуковой строй стихотворения. Говоря о нём, надо рассматривать фонику (аллитерация, ассонанс) и ритмику (строение строфы, стихотворный размер, рифма). 13. Словесное строение текста. Здесь говорят об особенностях лексики, морфологии, синтаксиса. Особенности лексики и синтаксиса издавна изучались поэтикой как тропы и стилистические фигуры. Стилистические фигуры индивидуализируют речь, придают ей эмоциональную окраску. Вот наиболее часто повторяющиеся фигуры: повторы ("истина в вине"), удвоение ("мечты, мечты, где ваша сладость?), анафора, эпифора, градация ("не час, не день, не год уйдёт"), параллелизм, эллипсис ("мы сёла – в пепел, грады – в прах, в мечи – серпы и плуги"), инверсия, риторическое обращение, риторический вопрос. Тропы – обороты речи, в которых слово употреблено в переносном значении. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются близкими в каком-то отношении. Это эпитет, сравнение ("под ним Казбек, как грань алмаза"), гипербола ("в сто сорок солнц..."), литота ("ниже тоненькой былиночки надо голову клонить"), ирония ("отколе, умная, бредёшь ты , голова?), аллегория ("проснёшься ль ты опять, осмеянный пророк? Иль никогда на голос мщенья, Из золотых ножон не вырвешь свой клинок, Покрытый ржавчиной презренья?), олицетворение ("я свистну, и ко мне послушно вползёт окровавленное злодейство"), метсафора ("Ах, увял головы моей куст"), метонимия (суд идёт), синекдоха ("...девичий стан..."), перифраз (Ключ Касталии – Кастальский ключ). Анализ тропа мало плодотворен, если он рассматривается изолированно. Троп понятен только в общей системе речи, в соотнесённости с идеей текста. Можно говорить о "тучках небесных", выписывать эпитеты: "вечные странники", "степью лазурною", "цепью жемчужною", но если мы не откроем горького авторского чувства изгнанника, наш разбор не достигнет цели. На уроках надо постоянно говорить, что тропы и стилистические фигуры содержат в себе оценочность. С их помощью автор оценивает то, о чём пишет. В тропах – позиция автора. Тимофеев: "Сам по себе троп художественно нейтрален. Мы не можем сказать, хорош он или плох, не зная, к чему он относится, какой характер обрисовывает...Нам надо не только констатировать наличие тропов, а разъяснять, в чём смысл их появления, о каких особенностях авторской речи они говорят, какие моменты подчёркивают...". 14. Ассоциативный фон. В конце анализа возможно обращение к ассоциативным связям, возникающих при чтении стихотворения. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |