Преподавание русского языка Рабочая тетрадь по русскому языку: "Словосочетание. Предложение". 5-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 2153 Носикова Ольга Ивановна, учитель русского языка и литературы Цепочка слов, или Что такое синтаксис.Отдельные слова, как известно, можно связывать друг с другом, образуя цепочки. Вот отдельные слова из словаря: звонко, в, роща, птицы, петь. Их можно соединить в предложение: В роще звонко поют птицы. А оно состоит из отдельных словосочетаний. Каких? ! Помните, что подлежащее и сказуемое словосочетанием не являются. Подлежащее со сказуемым – это
Быстрый ручей, глухо стонет, почки сосны, пышно цветут, в тихом лесу, охотиться на зайцев, из жарких стран, тихо качает, писать письмо. Согласование, управление и примыкание – это способы связи слов в словосочетаниях.
Вставьте пропущенные буквы. Выпишите по два словосочетания со связью согласования, управления, примыкания, указав в них главные слова.
На влажной з..мле возле луж..цы с..дят стайкой мотыльки ( ) А что это за странный бурый л..сток между ними ( ) Вдруг л..сток словно раскрывает..ся, опускает вниз два ч..десных черных крылышка ( ) Да это же бабочка ( ) А какая б..льшая и красивая ( ) Не ул..тай, не бойся ( )
Внуч..ка маленьк.. смело (Д.Минаев)
1. Небо затянули______________.2. ____________________ветер закруж..л пыль _________________. 3. Я люблю читать ___________ и . 4. ________________ и весной ________________ распускают..ся ________________. 5. ___________________ р..бята выехали к морю. Если стоят однородные члены,
а) б) Расставьте в схемах, где это необходимо, запятые. Придумайте свои предложения, соответствующие данным схемам.
1. Фиалки ландыши для нас веселый май в тиши припас. 2. Лес тихонько увядает выцветает облетает мокнет сохнет. 3. Ночь уходит на покой и уводит за собой и сверчка и светлячка и ночного мотылька. 4. Мы ссорились мирились и спорили порой но очень подружились за нашею игрой. 5. К вечеру предзакатное солнце косыми лучами позолотило изумрудную листву берез и осин тронуло розовой краской их белые и темно-зеленые стволы.
1. Синица, подсолнух, чистил, ясный, скворец, дружеский, снегирь, поправлял. 2. Сидеть, рисовать, пейзаж, весенний, раскрашивать.
1. С севера прилетают на лето …………… красавцы снегири нарядные свиристели. 2. Орехи шишки грибы любимые …………………. белок. 3. В лесах появляются осенние ………….. рыжики грузди опенки. 4. На лугу радуют глаза ……………. колокольчики ромашки васильки. Синтаксический разбор первого предложения.
Времена года, всюду, звери, занятия, деревья.
Подчеркните обращения, расставьте недостающие знаки препинания. Песня о весне
Дорогая мама, милая внучка, Саша, бабушка, жигит. Разберите по членам одно предложение.
1. Кот поет у печи а _________________________________ . 2. Солнце светит ярко и _________________________________ . 3. Я жду когда _________________________________ . 4. Ребята едва расслышали что _________________________________ . 5. Когда начинается зима _________________________________ . 6. Если солнце село за тучи _________________________________ .
1. Пришла в..сна и пот..кли сосульки затр..щ..л лед. 2. Ветер по морю гуляет и к..раблик подг..няет. 3. В..дали ли вы как гр..бы ходят? 4. Если солнечным утром п..йдешь в лес, то увидишь блестящие капли р..сы в тр..ве. Номера сложных предложений: _________________________________ .
В предложениях расставьте знаки препинания, подчеркните глаголы, указывающие на прямую речь. 1. Обещала осень лесу я тебя озолочу. 2. Смотри папа какой корабль плывет восторженно кричала дочь. 3. А вы умеете летать спросила Валя у гостя.
1. Ребята решили _____________________________________. 2. удивленно спросила подруга. _____________________________________. 3. А Лена добавила _____________________________________. 4. тихо прошептала бабушка._____________________________________.
1. Что же мне с вами делать баловни притворно сердито спрашивает бабка внуков. 2.Сиди тихо сказал с ласковой усмешкой рыбак да молчи а то я шутить не стану. 3.Разбудила пчелка пчелку не ленись встрепенись в дальний путь со мной несись. 4. Дождь осенний шепчет лесу сладко спи родной мой лес и весенних жди чудес.
Скучать некогда
Озаглавьте текст и запишите его, правильно оформляя диалог. Заметило солнце, что один цветок все время на него глядит. Хочешь быть братом спросило солнце. Да ответил цветок. Ведь у меня нет брата. Стали с тех пор солнце и цветок братьями. И нет на всем свете у солнца более верного брата, чем подсолнух. Весь день стоит лицом к брату. (С.Вангели) Использованная литература 1. Бурмако В. М. “Русский язык в рисунках”. – М., “Просвещение”, 1991. 2. Александрова Г. В. “Занимательный русский язык” (серия “Нескучный учебник”). Санкт-Петербург, “Тригон”, 1997. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |