Преподавание русского языка
Урок русского языка "Распознавание спряжения глаголов по неопределенной форме". 4-й класс
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1906
Воробьева Елена Анатольевна, учитель начальных классов Триединая дидактическая цель урока: - Обучающая: учить распознавать спряжение глаголов по неопределённой форме, формировать умение писать безударные личные окончания глаголов настоящего и будущего времени, развивать орфографическое «чутьё».
- Развивающая: активизировать познавательную деятельность через решение проблемных ситуаций, развивать внимание, речь, культуру речи.
- Воспитательная: создавать атмосферу доброжелательности между учащимися, учителем и учащимися, стимулирование активного творческого труда.
ХОД УРОКА – Начнём наш урок русского языка. А эпиграфом к нашему уроку я взяла строки Алексея Николаевича Толстого. Послушайте их внимательно и ответьте на вопрос: Как вы понимаете смысл этих строк? «Обращаться с языком кое-как – значит мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно…» – Мы должны учиться правильно, грамотно выражать свои мысли, чтобы наша речь была понятна другим людям. Итак, начнём наш урок. 1. Актуализация знаний – Догадайтесь, о какой части речи мы будем сегодня говорить, если она имеет вот такие окончания? -ешь, -ишь – Сегодня на уроке мы продолжим разговор о глаголах настоящего и будущего времени. – Что нам могут рассказать эти окончания о глаголах? – Вы сказали, что глаголы стоят во 2 лице. А почему тогда окончания разные? – Перечислите личные окончания глаголов 1 спряжения; 2 спряжения. – Умеем ли мы выбирать нужное личное окончание? 2. Постановка проблемы – Прочитаем глаголы. В каком времени стоят эти глаголы? Нес...шь, уч…шь, прыга…шь, говор…шь, зна…шь. – Запишем глаголы в два столбика. В первый столбик – глаголы, в которых нет сомнений в написании окончания, и вставьте окончания. А во второй столбик – глаголы, в которых написание окончаний вызывает сомнение, мы «не доверяем этим окончаниям». Проверка. несёшь (1 спр.) говоришь (2 спр.) – Почему в этих глаголах нет сомнений в написании личного окончания? – Определим спряжение. – Прочитаем второй столбик. уч…шь прыга…м зна…шь – Почему окончания в этих глаголах вызывают сомнение? – Какая орфограмма в этих словах? – Как вы думаете, что нам надо знать об этих глаголах, чтобы правильно написать личное окончание? – А можем ли мы определить спряжение у глагола с безударным личным окончанием? – Чтобы вы хотели узнать сегодня на уроке? Цель нашего урока сегодня такова: - Будем учиться определять спряжение глагола с безударным личным окончанием;
- Учиться писать безударные личные окончания.
3. Открытие знаний – Прочитаем словосочетания. краснеем от стыда чистишь куртку полешь грядки думает над задачей лечит болезни – Какие это словосочетания? Почему? – Тип связи словосочетаний? – Назовём глаголы. – Какие окончания у этих глаголов? – А можем ли у них определить спряжение? – Выпишем из этих словосочетаний глаголы 1 спр. в первый столбик, а глаголы 2 спр. во второй столбик. думает чистишь полешь лечит (делаем всем классом) краснеем – Какая форма глагола является начальной? Как по-другому она называется? – На какие вопросы отвечает? – Поставим глаголы в неопределённую форму. думать чистить полоть лечить краснеть – Спряжение – это постоянный признак? – Значит неопределённая форма, какого спряжения? – Какого спряжения будут глаголы? – Посмотрите внимательно, на что оканчиваются глаголы неопределённой формы первого спряжения, второго спряжения. – Что вы заметили? – Глаголы 1 спр. могут оканчиваться и на –ять, -уть, -ыть. – Неопределённая форма подсказывает какого спряжения глагол? – Как по неопределённой форме определить спряжение глагола? – У каких глаголов мы будем определять спряжение по неопределённой форме? – Проверим, верно, ли мы предположили. Откроем учебники на стр. – Правильно ли мы предположили? – Как определить спряжение у глагола с безударным личным окончанием? – Составим алгоритм нашего действия, если встречается глагол с безударным личным окончанием. 1. Услышать глагол с безударным личным окончанием и записать с «окошком». 2. Поставить глагол в неопределённую форму. 3. Посмотреть, на что оканчивается, и определить спряжение. на -ить – 2 спряжение не на -ить – 1 спряжение 4. Написать окончание. – Если глагол первого спряжения, какую букву гласного звука вы будете писать? – А если второго? – Мы составили алгоритм, проговорим его друг другу. – Посмотрите на наш алгоритм, какой пункт для нас новый? – Я произношу слово, а вы определяете спряжение, если первое спряжение – хлопаете один раз, если 2 спр. – два раза. Рисовать, читать, лепить, чертить, писать, решать, чинить, колоть. 4. Первичное закрепление – Возьмём листок №2. – Какая орфограмма в этих словах? – Что будем делать? Мечта…шь Пил…шь Корм…т Окружа…м – Как мы определяем спряжение у глаголов с безударным личным окончанием? – Теперь можем вставить буквы во втором столбике? (Вставляем буквы во 2 столбике) – Прыгаем, что означает этот глагол? – Кто может совершать это действие? – А в каком значении использует этот глагол Н. Сладков. Прочитаем. На берёзках с листика на листик, как со ступеньки на ступеньку, прыгают озорные дождевые капли. Смотришь на эту красоту и любуешься. – В каком значении использует этот глагол Н. Сладков. – Зачем автор использует этот приём? – Попробуем заменить это слово словом «падает». – Какой вариант более удачен? – Какие ещё выражения помогают лучше представить картину? как со ступеньки на ступеньку озорные (нарушающий правила) – Кого мы можем так назвать? В каком значении? – Найдём глаголы и докажем правописание безударных личных окончаний. – Всё ли мы знаем о правописании безударных личных окончаний? – На следующем уроке мы узнаем ещё одну тайну русского языка. 5. Рефлексия – Какова была цель нашего урока? – Как определить спряжение у глагола с безударным личным окончанием? – Оценим свою работу: - кому было всё понятно, со всеми заданиями справлялся, поставьте + первому человечку;
- если затруднялись, поставьте + второму человечку;
- кому было очень трудно, поставьте + третьему человечку.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|