Преподавание русского языка Конспект урока русского языка для 7-го класса средней школы на тему: "Словарное богатство русского языка" (УМК под ред. М.М. Разумовской)Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 2647 Бадина Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы Цели урока:
1. Приветствие. Организационный момент. 2. На основе проверки домашнего задания, а также работы у доски проводится повторение изученного по теме “Лексика” в 5-6 классах. Учитель: На предыдущем уроке мы говорили о понятиях: лексика, лексическое значение слова, синонимы, антонимы, омонимы, многозначность. Речь шла также об особенностях употребления слов, о словарях, в которых “живут” слова. Пользуясь этими знаниями, вы должны были выполнить домашнее задание. (Проверка домашнего задания: разбор “лексического дерева”, изображения которого были розданы ученикам накануне). Ученики (4-5 человек): Ребята приводят примеры, которые отражают особенности лексического значения слов (слова однозначные и многозначные), смысловую связь слов в языке (синонимы, антонимы, омонимы), особенности употребления слов в языке (общеупотребительные, диалектные, профессиональные), происхождение слов. *Одновременно с проверкой домашнего задания всем классом несколько человек работают индивидуально по карточкам. См. приложение. Учитель: Проверяя задание, мы с вами имели возможность убедиться в том, как богат русский язык. Об этом же пишет в стихотворении “Устная речь” В.Шефнер. (Выразительное чтение этого стихотворения было индивидуальным заданием к уроку одного из учеников). Мы внимательно послушаем стихотворение и приготовимся ответить на вопрос: “Над чем заставляет нас задуматься автор”. (Вопрос записывается на отворотной части доски, чтобы дети имели возможность прочитать его самостоятельно). Ученик: выразительное чтение стихотворения Устная речь.
Ученики: выслушивается 2-3 рассуждения на поставленный вопрос: “Над чем заставляет нас задуматься автор этого стихотворения?” 3. Формулирование темы урока. Учитель: Русский язык действительно очень богат. Для выражения различных мыслей и чувств в нём есть огромное количество слов. Мы же порой, владея таким богатым языком, не используем даже половины его богатств. Поэтому нам необходимо быть внимательными и бережливыми к слову. Этому мы посвятим сегодня наш урок, тему которого запишем (учитель - на доске, ученики - в тетрадях): “Словарное богатство русского языка”. Обратимся к работе одного из учеников, которая выполнялась им у доски одновременно с проверкой всем классом домашнего задания. Задание: в данных группах найди лишнее. А: Спрятаться, укрыться, затаиться, испугаться. В: Утро – вечер, всходить – садиться, осень – зима. С: “Лес, точно терем расписной…”, “Отговорила роща золотая…”, “Октябрь уж наступил – уж роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей…”. В процессе проверки этого упражнения классу предлагается к заданиям А и В составить и записать предложения на тему “Осень”, использовав в них данные синонимы и антонимы (работа может быть дифференцирована: часть учеников составляет предложения по картинкам, которые подобраны и разложены на парты учителем перед уроком; часть составляет предложения с обязательным включением в них причастных или деепричастных оборотов), к заданию С – вспомнить авторов стихотворений, из которых взяты данные строки (И. Бунин, С.Есенин, А.С.Пушкин), а возможно, даже и прочитать стихотворения этих поэтов. 4. Формирование умения находить в тексте средства образной выразительности. Учитель: Словарное богатство русского языка создаётся не только большим количеством используемых слов, но и тем, что в нём много слов, близких по значению (синонимов), противоположных по значению (антонимов), слов с переносным значением (тропов). Продолжая тему осени, обратимся к стихотворению Б.Пастернака (текст должен быть размножен или выведен на экран). Золотая осень.
ЧЕРТОГ – (высок., устар.). Пышное, великолепное помещение или здание, дворец. ВЕНЕЦ – 1.Венок (устар.). 2. Драгоценный головной убор, корона, возлагаемая на вступающих в брак при церковном обряде венчания. ПОГРЕБЁННАЯ – ПОГРЕБАТЬ – (книжн.). Хоронить. Вопросы к тексту: - Какую картину удалось нарисовать поэту? - Какие языковые средства, средства образной выразительности помогают нам эту картину увидеть? - Какова особенность употребления слов: чертог, венец, погребённая? *Определения эпитета, сравнения, метафоры, олицетворения рекомендуется вывести на экран, поместить на стенд и т.п. *Как вариант работы, можно использовать этот текст для орфографического и пунктуационного разбора. 5. Проверка умения находить в тексте средства образной выразительности. Задание: Выписать в тетради олицетворения, эпитеты. Текст размножается или выводится на экран. Один человек работает по заданию за отворотом доски. Патриаршие пруды.
6. Написание сочинения-миниатюры. Учитель: Вы, конечно же, обратили внимание, что тексты, которые мы разбирали сегодня на уроке, об осени. Об этом времени года сказаны самые красивые и проницательные слова. Осень вдохновила многих поэтов, художников, музыкантов на создание замечательных произведений искусства. Попробуем и мы написать об осени сочинение-миниатюру на тему “За окнами октябрь”. В помощь вам сама осень за окном и музыка П.И Чайковского “Времена года. Октябрь. Осенняя песня”. 7. Прослушивание созданных учащимися текстов. Обсуждение работ. 8. Подведение итогов урока. Учитель: Русский язык необычайно богат и красив. Мы с вами могли это сегодня увидеть на примере текстов мастеров слова и на примере тех текстов, которые создали сами. Для выражения различных мыслей и чувств в нашем родном языке есть огромное количество слов. Мы убедились сегодня, как важно и интересно быть внимательными к слову, что нужно постоянно стремиться к приобретению новых знаний о возможностях русского языка, развивать в себе умение вдумываться, вслушиваться в слово, чтобы лучше понимать друг друга, чтобы понимать произведения великих писателей, которые помогают нам почувствовать “волшебство” знакомых слов, услышать известные нам давно слова как бы впервые, насладиться красотой их звучания и вдуматься в неисчерпаемую глубину их значения. “В умелых руках язык способен творить чудеса”. Многое зависит от нас, от нашего отношения к языку. Закончить наш урок мне хотелось бы словами стихотворения Н.Рыленкова:
9. Домашнее задание. Составить текст, в котором использовались бы фразеологизмы (1-2). *Индивидуальное задание 2-3 ученикам. Подготовить рассказ о происхождении фразеологизмов: летучий голландец, яблоко раздора, на кудыкину гору. Список использованной литературы.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |