Преподавание литературы Человек и писатель Варлам Шаламов. Наказание без преступления (урок-беседа)Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 907 Цой Екатерина Григорьевна, учитель русского языка и литературы Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, осмысления и понимания историко-литературных процессов и явлений. Форма урока: урок-беседа. Цели и задачи:
Форма организации учебной деятельности: фронтальная. Методы и технологии урока:
Предварительная работа: учащиеся заранее прочитали «Колымские рассказы» В. Шаламова. Оборудование урока:
Эпиграф к уроку: Душу я не сдам. (В. Шаламов) Ход урока Запись темы урока в тетрадь: «Наказание – преступление». Звучит аудиозапись колокольного звона из коллекции кижских звонарей И. Архипова и И. Хуттера. Учитель:Что вам напомнил этот колокольный звон? Что вы представляли себе, слушая его? Определите свои чувства, ассоциации одним-двумя словами. Ответы учащихся:
Учитель:Обратили внимание на дисгармоничный звук, напоминающий удары о рельс? Как будто сзывают в лагере на работу… Это не просто удары колокола. Это голос Памяти, который стучится в душу каждого из нас. Сегодня он напоминает о времени «большого террора», о жертвах сталинских лагерей, лагерей, разбросанных по всей нашей огромной стране. А зачем это сегодня нам? Нужно ли ворошить прошлое? Не проще ли перелистнуть эту жуткую страницу нашей недавней истории? Учащиеся дают свои варианты ответов. Учитель:Узнать, что происходило во времена ГУЛАГа, мы можем из учебников истории. Понять, что происходило с человеком в ГУЛАГе, мы можем, благодаря книгам А. Солженицына, Е. Гинзбург, А. Жигулина, В. Шаламова. Они в художественной форме свидетельствовали против тоталитаризма и репрессий, потому что сами были жертвами «большого террора». У каждого из них свои лагеря, свои истории, свои жизненные пути, но всё вместе это сливается в Реквием по миллионам замученных, безвестно лежащих в мерзлоте и ждущих. Чего? Наверное, того, что вспомнят? Хотелось бы всех поименно назвать, Память о многих сохранена в «Колымских рассказах» Варлама Тихоновича Шаламова, человека удивительной судьбы. Как много она вместила в себя! Что вам больше всего запомнилось в судьбе Шаламова? Что удивило? Что поразило? Учащиеся предлагают варианты ответов. Учитель:17 лет лагерей… За что? Известно, что наказания не бывает без преступления. А в данном случае? А в этой судьбе что увидели? Ответ учащихся:не только Шаламов, но и многие политзаключенные просто не знали, за что наказаны. Учитель:Давайте снова обратимся к теме урока и исправим нашу запись: «Наказание без преступления».Но в жизни, в судьбе Шаламова это было, и вы сами только что рассказали об этом. Что говорил Шаламов о лагерном опыте? Чем этот опыт был для него? Ответ учащихся:Свидетельство Шаламова: «Лагерь – отрицательная школа жизни целиком и полностью. Каждая минута лагерной жизни – отравленная минута. Оказывается, человек, совершивший подлость, не умирает. Можно лгать – и жить. Он приучается ненавидеть людей. Он раздавлен морально. Его представления о нравственности изменились, и он сам не замечает этого. Возвращаясь на волю, он видит, что он не только не вырос за время лагеря, но что интересы его сузились, стали бедными и грубыми». Учитель:Но именно о лагерном опыте поведает нам Шаламов в «Колымских рассказах». Они связаны неразрывным единством: это судьба, душа самого автора, мысли его. Вы познакомились с некоторыми рассказами Варлама Шаламова. Определите ваше впечатление от них одним-двумя словами. Ответы учащихся:
Учитель:Как удается автору создать зримую картину? Какими средствами? Что лежит в основе его рассказов? Ответы учащихся:
Учитель:Обратимся к рассказу «Ночью». Какая деталь показывает, что такое выдумать нельзя? О чем заставляет этот рассказ задуматься? Ответы учащихся: Становится понятным, насколько страшна система, в которой вынужден жить человек. Учитель:Можно ли понять, как автор относится к этому поступку? Осуждает героев? Сочувствует им? Ответы учащихся. Учитель:Писатель никогда ничего не оценивает. Он утверждает, что в его рассказах «изображены люди в крайне важном, не описанном ещё состоянии, когда человек приближается к состоянию за-человечности». Это с одной стороны. С другой стороны, Шаламов писал, что это «фиксация того немногого, что в человеке сохранилось». В его сборнике мы найдем рассказы, в которых человек, поставленный в немыслимую ситуацию, всё-таки способен не переступить эту грань. Как это утверждение реализуется в рассказе «На представку»? Ответы учащихся. Учитель:Почему герой рассказа не отдал свитер? Ведь это всего лишь вещь? Ответы учащихся. Учитель:Это не просто свитер. Это напоминание о свободе. Это уважение к самому себе, чувство собственного достоинства. Это связь с собой. Это – «Я». Отдашь свитер – и ты потеряешь себя, станешь рабом, и ты уже не человек, а существо.
Вот с каким светом не захотел расстаться герой рассказа – светом собственной души. Рассказ убеждает нас в том, что есть человек и есть обстоятельства. Но только от человека зависит, каким он выйдет из этих обстоятельств. «Колымские рассказы» – это судьба мучеников, не бывших, не умевших и не ставших героями», – писал Шаламов. Но остаться человеком – это очень многое. Биография Шаламова убеждает нас в этом. Мне кажется, что логично было бы продолжить наш разговор, обратившись к небольшому рассказу Шаламова «По снегу». Попробуйте определить символическое значение его. Ответы учащихся:
Учитель:Трудно быть первым. А Шаламов верил, что не напрасно пишет. Что правду о пережитом нужно оставить, что его голос не будет одиноким. И вот я держу в руках несколько журналов. Это номера «Юности» за 1987, 1988, 1989 годы. Вам, наверное, трудно понять, почему я сохранила их. Для моего поколения эти журналы были голосом неслыханной прежде Правды, голосом Истории, которую мы в школе не изучали. И в том, что до нас дошла эта правда, есть заслуга и Шаламова, а значит, есть надежда, что их крестный путь, их наказание без преступления, послужит нам уроком. И каждый, прокладывая в жизни свою дорогу, должен помнить, что легкого пути нет, не бывает; что преступными средствами не достичь поставленной цели; что каждая душа драгоценна и должна охраняться от зла и растления. Об этом книга Шаламова. А теперь посмотрите на рисунок и попытайтесь в контексте сегодняшнего разговора определить, что он обозначает. Ответы учащихся. Учитель:Как сквозь камни холодной колымской земли пробивается хрупкий цветок, так в сердца тех, кто не прошел гулаговский ад, должно пробиться шаламовское слово о том, что нельзя благополучно идти вперед и вперед, оставив забытыми безымянные могилы в Вишере, Воркуте, в Норильске… Литература:
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |