Преподавание русского языка Русский язык. План-конспект обобщающего урока "Кафе "Части речи". 7-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 716 Завагильская Наталья Михайловна, учитель русского языка и литературы Цели урока:
Оборудование урока: магнитная доска или ватман, заготовленные заранее три вырезанных из цветной бумаги «стола» разного цвета: большой прямоугольный, средний треугольный и маленький круглый, таблички с названиями частей речи и их морфологическими признаками. Ход урока I. Оргмомент. Формулировка задач урока. II. Беседа с учащимися. Ребята! Давайте представим, что волею случая мы с вами оказались в совершенно необычном месте: небольшом кафе с неожиданным для подобного заведения названием: «Части речи». Да и обстановка внутри кафе несколько странная…несколько стульев и всего три стола разной величины и формы. Первый стол – большой и прямоугольный. На нём красивая белая скатерть, украшенная цветами, и табличка: «Самостоятельные части речи». Второй стол выглядит гораздо проще: он треугольный, скатерть беленькая, а украшает стол табличка «Служебные части речи». Третий стол – круглый. Он пока пуст и загадочен. И вот начинают приходить гости. Как вы думаете, кто появился первым? – Имя существительное, потому что это самая уважаемая часть речи. И за каким столом оно разместится? – Конечно, за столом «Самостоятельные части речи». А какие морфологические признаки имени существительного вы знаете? – Оно обозначает предмет, отвечает на вопросы: Кто? Что? Склоняется, изменяется по родам и числам и в предложении чаще всего бывает подлежащим или дополнением. (На доске крепится табличка с изложенной информацией рядом с прямоугольным «столом»). Молодцы! А кто пришёл в кафе вторым? – Глагол. Почему вы так думаете? – Он обозначает действие предмета. А ещё какие признаки он имеет? (Далее следуют ответы учащихся, и на доске крепится табличка с изложенной информацией рядом с прямоугольным «столом» строго напротив таблички с существительным). Но глагол пришёл не один, с собой он привёл двух очень симпатичных малышей. Как вы думаете, кого? – Причастие и деепричастие. А почему их привёл именно глагол? – Они его особые формы. А что вы знаете про причастие и деепричастие? (Далее следуют ответы учащихся, и на доске крепятся таблички с морфологическими признаками деепричастия и причастия рядом с глаголом). Ну вот, главные гости пришли. А вон посмотрите, видите, идут и остальные. Пока они в гардеробной, давайте подумаем, как же нам их рассадить? И что нам при этом необходимо помнить? – Необходимо помнить, что самостоятельные части речи делятся на именные и глагольные. Следовательно, наш большой стол нам следует поделить на две части. Кого мы посадим рядом с именем существительным? (Далее следует работа с именными и глагольными самостоятельными частями речи, импровизированное кафе на доске заполняется посредством ответов учеников). Гости за большим столом уже собрались, а кто же будет помогать им за ужином? Без кого самостоятельные части речи не смогут соединиться в предложения? – Без служебных частей речи: предлога, союза и частицы. Правильно. Этих гостей мы расположим за небольшим треугольным столом. А как вы думаете, почему они называются служебными? – Они служат для связи слов в предложении и для связи предложений в тексте. (Далее следует работа со служебными частями речи, их морфологическими признаками). Вот наше кафе почти и заполнено. И тут в зал вбежало междометие: « Ах! Опоздало я!» Ему и достался маленький круглый столик у окна. Как вы думаете, почему мы не можем посадить его ни за большой прямоугольный, ни за треугольный столы? – Оно обладает признаками и самостоятельных и служебных частей речи. 3. Практикум. Задание 1. Теперь давайте оставим наше уютное кафе и вернёмся в класс. Умение различать части речи, знание их морфологических признаков часто помогают выбрать правильное написание орфограммы в слове. Учащиеся записывают словосочетания, графически объясняют орфограммы и доказывают, что выбор орфограмм зависит от правильности определения части речи. Дождь, не прекращавшийся в течение часа, отдохнуть в продолжение недели, в продолжении книги, попал в течение реки, работать по-новому, сделать по новому методу, завернув в плотную бумагу, подойти вплотную, одеться по-зимнему, идти по зимнему лесу, мощёная улица, мощённая булыжником улица, крашеный забор, крашенный краской пол. Задание 2. В ряде случаев знание частей речи помогает правильно выбрать знаки препинания в предложении. Например, умение распознать, чем выражены главные члены предложения, поможет поставить тире в простом предложении. Спишите с доски предложения, правильно расставив тире, докажите справедливость его постановки. Антонимы – слова одной и той же части речи с противоположным значением. Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов. Неологизмы – новые слова, возникшие в языке. 4. Самостоятельная работа. Перед вами на доске текст. Я прошу выписать из него в три столбика, указывая часть речи, слова, которые
Было тихо. Впервые оказавшись здесь, девочка, покачивая ручонками, настороженно вошла в воду. Не заходя в глубь, нагнувшись над отшлифованными морским прибоем камнями, в течение нескольких минут в никем не нарушаемой тишине она наблюдала, как проносились мимо стайки рыбёшек. 5. Подведение итогов урока. Запись домашнего задания. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |