Преподавание литературы Литературно-художественная композиция "Здравствуй, гостья-зима!"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1326 Опольская Людмила Аполлинарьевна, учитель русского языка и литературы Учитель. Поэзия помогает нам увидеть красоту, ведь нужно обладать зоркостью, чтобы заметить что-то чудесное в обычном пейзаже. Ф.И.Тютчев писал о природе:
Поэт утверждал, что природа дает почувствовать неизъяснимую радость жизни. Сегодня мы вновь попробуем расслышать вместе с поэтами "язык" природы и увидеть с художниками красоту пейзажа, зимнего пейзажа. Мы снова будем слушать стихотворения, рассматривать картины и, конечно же, послушаем сочинения, созданные вами. Еще совсем недавно мы вспоминали о лете, но вот промелькнули и осенние денёчки, и мы готовы встретить зиму. Нас ждет много чудес, ведь зима - самое волшебное время года. Вы готовы встретиться с чудесами? Тогда отправляемся в путь. Чтец.
Ведущий. Начало зимы — это всегда событие для души поэта, хотя для каждого — свое… Ученик читает стихотворение А.А.Фета “Мама! глянь-ка из окошка…”. Ведущий. Как красив снегопад в безмолвной тишине зимнего дня, когда снежинки мелькают в воздухе, будто маленькие белые мотыльки, тихонько опускаются на землю. Каждая снежинка нежная, хрупкая, похожая на прекрасный сказочный цветок, и каждый снежный цветок неповторим. А когда поднимается сильный ветер, все меняется вокруг, и тогда не разберешь, откуда летит снег: то ли с неба, то ли с земли. Все смешивается в сплошном хаосе, ничего не видно, кроме белой пелены. Но вот первый снег укрыл и укутал озябшую землю. Чтецы.
Ведущий. Первый снег изменил все вокруг. Мир стал серебряным, белым, новым, волшебным. Чтецы.
Ведущий. После снегопада очень красиво в лесу. “Молодые березки и липы, вытянув свои тонкие стволы, образуют причудливых форм арки, покрытые снегом. В белых пушистых шубках, напоминающих озябших снегурочек, стоят елочки и сосенки, опустив заснеженные рукава. Снеговая лепка выразительна, и кажется, что ее создавал какой-то чародей-скульптор. Иногда беззвучно сорвется с ветки ком снега и также беззвучно упадет на землю, оставляя за собой в воздухе полосу серебряной пыли” .[ 4 ] В стихотворениях и И.Никитина, и А.С.Пушкина, и Ф.И.Тютчева зима — волшебница, колдунья, чародейка, которая украшает землю, сковывает ее, закрывает белым пологом. Заснеженные стоят в лесу деревья. Зимнее солнце не согревает землю, а, кажется, еще более холодит ее, и снег ярко блестит под его лучами. Ученик читает стихотворение Ф.И.Тютчева “Чародейкою Зимою…”Ведущий. Сказка начинается с первых строчек стихотворения Ф.И.Тютчева. Чародейка Зима взмахнула ледяной волшебной палочкой, и очарованный “сном волшебным“ лес безмолвен, неподвижен, он спит до весны, когда его разбудит солнце. Но природа вовсе не скоро проснется под его весенними лучами, и мы еще успеем налюбоваться её зимней красой. Волшебную сказку зимнего леса поможет нам ярче представить картина И.И.Шишкина “Зима”. На картине изображен прекрасный зимний лес. И стихотворец, и живописец независимо друг от друга увидели зимний лес, который поразил каждого из них ''ослепительной красотой''. И в стихотворении, и на полотне пейзажиста лес ''околдован''. "Утонули деревья в дремучих сугробах. Вместе со снегом налетели в лес диковинные, невиданные существа. Странные белые фигурки, неподвижные, незнакомые, расселись по пням и сучкам. Тут вылез из сугроба лесной человек в огромной шапке. А там и вовсе непонятный зверек. Но сделай шаг в сторону, и обернется зверек сучком, запорошенным снегом".[ 2] А вот как описала природу зимнего леса в своем сочинении Мигель Наталья. Звучит сочинение-миниатюра Мигель Натальи ? Зимой в лесу? .Как прекрасно в зимнем лесу, когда солнце озаряет его своими лучами, и снег, блестя на солнце, хрустит при каждом твоем шаге. Идешь по лесным тропкам, а снежный наст напевает звонкую мелодию: "Хрусть, хрусть!" Зимой в лесу бывает очень холодно, и каждый замерзший сучок при малейшем ветре падает и подпевает веселой песенке твоих шагов. Снежный ковер расчерчен следами лисы и зайчонка, чуть-чуть позади следы воробья и вороны. Тебе так хочется остаться здесь и еще немного полюбоваться снежным волшебством. Но уже темнеет, пора уходить домой, прощаться с чудесами зимнего леса. И ты весь вечер, сидя в теплой комнате, не устаешь повторять: "Как прекрасно в зимнем лесу!" Ведущий. На несколько мгновений мы еще раз попадем в сказку зимнего леса, проносясь через него на тройке вместе с лирическим героем стихотворения С.Есенина “Пороша”. Ученик читает стихотворение С.Есенина “Пороша”. Ведущий. Вместе с героем стихотворения мы покинули зимний лес и оказались среди заснеженных полей, по которым несется вдаль лихая тройка. Чтецы.
Учитель. Вы заметили, как изменился пейзаж? Сказка исчезла, и перед нами картины суровой зимней природы. А волшебница зима превратилась в грозного воеводу Мороза. Чтец. Н.А.Некрасов.
Учитель. Мороз-воевода из стихотворения Н.А.Некрасова имеет мало общего с добрейшим рождественским дедом, скорее он похож на Морозку из русских народных сказок. Кстати сказать, к нам только что из зимнего сказочного леса пожаловали гости. Входят гости . Декабрь.
Январь.
Февраль.
Декабрь.
Январь.
Февраль.
Декабрь. Ну-ка, ребята, отгадайте из какой пьесы-сказки мы к вам прибыли? Дети отвечают на вопрос. ( С.Я.Маршак. Двенадцать месяцев.) Февраль. Какие ещё сказки, сказочные повести, связанные с зимними праздниками вам известны? Дети отвечают на вопрос. (Дети вспоминают произведения Н.В.Гоголя “Ночь перед Рождеством”, А.И.Куприна “Чудесный доктор”, Ф.М.Достоевского “Мальчик у Христа на ёлке”, Г.Х.Андерсена “Снежная королева”, Братьев Гримм “Госпожа Метелица”, Э.Т.А.Гофмана “Щелкунчик и Мышиный Король”.) Гости благодарят детей за ответы и уходят. Учитель. Да, суровы бывают зимние братья-месяцы. Вспомните, как были наказаны мачеха и её дочь. Суров и Морз-воевода. В его седой бороде колючие ледяные иглы, он суров и даже немного страшен, он может погубить незваного гостя. Он беспощаден. Также сурова и беспощадна может быть зимняя природа. Чтецы.
Ведущий. ? Зима, снег — уже повод не к веселью, не к удивлению, а скорее, к раздумью? .[ 1] Это время года часто связывают с чувством тоски, грусти и печали, с чувством одиночества. Прекрасную сосну в великолепном снежном наряде видим мы на картине И.И.Шишкина. Её окружают только холодные голые скалы. Как же одинока она, как ей тоскливо на этом утесе! Красив и печален этот пейзаж! И.И.Шишкин назвал свою картину строкой лермонтовского стихотворения.
Чтец.
Ведущий. Вот ещё одно стихотворение о снеге. Чтец.
Ведущий. ? Снег для Б.Л.Пастернака ? это гораздо больше, чем природное явление. Взгляд на зимний пейзаж в этом стихотворении ? это взгляд из окна. Тут, в комнате, свеча, знак дома, очага, защищённости. А там, за окном, метель, вихрь, тьма ? смятение, бесприютность? .[ 1] А в стихотворении А.С.Пушкина “Зимнее утро” буря уже отбушевала. Пейзаж в этом произведении ? это тоже взгляд из окна, но пространство здесь постепенно расширяется, а чувство печали, тоски и одиночества сменяется чувством радости, восторга перед миром. И мы уже видим необъятные снежные просторы и вместе с лирическим героем готовы мчаться в санях ?по утреннему снегу?. Ученик читает стихотворение А.С.Пушкина “Зимнее утро”. Ведущий. И снова перед нами радостные, яркие пейзажи, пейзажи зимней ночи. Чтецы.
Ведущий. Всё радостно и празднично в этих пейзажах. Какие же праздничные дни ожидают все вокруг? Ведущий. Рождество было всенародным и одним из самых любимых праздников в России. А любимым занятием в рождественские дни, особенно для молодёжи, становилось гадание, которое превратилось в народную забаву. Ученик читает отрывок из баллады В.А.Жуковского “Светлана” (? Раз в крещенский вечерок…? ) Ведущий. Шумны, веселы и сытны были зимние праздники. Святки ? это торжество семейного единения, добрососедства и милосердного отношения друг к другу, прощения обид, радости друг за друга. Ярким и радостным кажется зимний пейзаж в это время. Чтец.
Ведущий. Мы снова оказались в зимнем лесу, теперь это светлая берёзовая роща. Сейчас ребята вам расскажут, какими они увидели березки на картине Игоря Эммануиловича Грабаря ?Февральская лазурь?.
Звучит сочинение ?Обыкновенное чудо? Латышевой Натальи. На картине И.Э.Грабаря ?Февральская лазурь? изображено солнечное зимнее утро. Все краски этого пейзажа необычны: небо фиолетового оттенка, а горизонт зеленовато-жёлтого цвета. На нём нет ни единого облачка. Молоденькие берёзки стоят по кругу, как прекрасные девушки, которые водят хоровод. Впереди красуется старшая берёза, она наряднее всех остальных деревьев. Её ствол розово-сиреневый, а верхушка желтоватая. Веточки берёзы похожи на жемчужное кружево. Тени берёз придают снегу голубовато-сиреневый оттенок, они словно играют друг с другом. Воздух чист и холоден, и мы как будто бы слышим хруст снега. Февраль подарил нам чудесное особенное утро, которое художник так замечательно изобразил на своей картине. Звучит сочинение ?Обыкновенное чудо? Крупенниковой Екатерины. Очень красива картина И.Э.Грабаря ?Февральская лазурь?. Когда я увидела её, мне показалось, что художник изобразил чудесное зимнее утро в сказочном лесу. Деревья на картине похожи на стройных молодых девушек, которые водят хоровод вокруг разодетой в кружево ветвей берёзки-невесты. На снегу, на стволах берёз видны желтоватые, серебристо-золотые утренние тени. Они, будто маленькие и большие змейки, покрывают почти весь снежный ковер. Снег отражает солнечные лучи и придает стволам деревьев особые розоватые оттенки. Кружевное переплетение ветвей, бахрома прошлогодней листвы, игра солнечного света на стволах деревьев ? вся эта фантастическая картина объединена лазурью неба. Художник передал всю красоту февральского пейзажа. Ведущий. Крепкие, сильные берёзы взметнулись из сине-белых снегов и взлетели под самое небо. Когда смотришь на них, вспоминается стихотворение С.Есенина ?Берёза ?. Ученик читает стихотворение С.Есенина ?Берёза ?. Ведущий. ?Берёза выделяется своей красотой, словно споря с сонной тишиной, нарушая белое безмолвие. Она противостоит застывшему во сне зимнему снежному царству, холоду и морозу. Заботливое внимание зари ещё более возвеличивает берёзу, которая разодета в драгоценные наряды?. [ 3] Поэт с великим мастерством передал чувство восхищения родной природой. Удивительно красив и загадочен зимний пейзаж. Но южные зимы редко радуют нас снегом, поэтому он такой долгожданный для детворы. Своё стихотворение прочтёт Меркулова Ольга. Чтец. Меркулова Ольга.
Учитель. Поэты и художники помогли нам лучше увидеть и почувствовать красоту природы, они заставили нас зорче всмотреться в окружающий мир, увидеть неповторимость зимних красок. Зима только начинается, и мы надеемся, что она ещё порадует нас снежными пейзажами, морозом, лазурью февральских окон, и, конечно же, весёлыми рождественскими праздниками. Литература.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |