Преподавание русского языка Программа курса по теме: "Основы журналистики"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 706 Кошелева Ирина Николаевна, преподаватель русского языка и литературы В современных условиях чрезвычайно велико влияние публицистики на жизнь людей всех возрастов. Умение изложить свой опыт, критические замечания необходимы специалистам всех без исключения профилей. В школах, как правило, ведется издательская работа. Собрать материал, провести его обработку, представить, учитывая особенности любой аудитории, – умения, которые актуальны не только для деятельности журналиста, но и для деятельности педагога. Теоретические знания о структуре текста (публицистического) также будут полезны будущим педагогам. Умение организовать работу редакции, оформить газетное издание является одной из составляющих профессионального багажа педагога. Цели:
Задачи:
Курс “Основы журналистики” рассчитан на 68 часов. Предлагаемый вариант программы включает следующие разделы:
Основной задачей первого, второго и третьего разделов является формирование комплексного взгляда на место журналистики в обществе, знакомство с особенностями газетной речи. Далее логика развития курса проявляется в том, что:
Особое место в курсе занимает раздел, посвященный издательской работе, в ходе которой рассматриваются принципы организации и планирования работы редакции, техническая сторона формирования газетного издания с перспективой издания собственной газеты (“Вестник БПК”). Особенность этого раздела заключается в том, что с издательской работой студенты знакомятся в процессе освоения всего курса. В первом полугодии студенты получают теоретические знания по организации и планированию работы редакций; выбору и подготовке иллюстраций; литературном и шрифтовом оформлении заголовков; техническом оформлении изданий; макетированию. Во втором полугодии студенты работают в группах (5 групп) – каждая группа должна возглавить работу над выпуском одного номера газеты. Таким образом студенты осваивают работу в специальной программе Microsoft Office Publisher 2003, которая позволяет формировать публикации для печати. В каталоге Publisher хранится много вариантов публикаций, позволяющих выполнить печатное издание в различных стилях. Важной задачей в данном случае является научать студентов ориентироваться в программе и формировать печатное издание. В процессе изучения курса студенты должны овладеть основными категориями и ключевыми терминами, составляющими понятийный аппарат:
Студенты должны владеть знаниями: - о теоретических основах и тенденциях журналистской деятельности; Студенты должны владеть умениями: - программировать собственную деятельность на успех; Содержание темы “Журналистика в социальном мире”: Массовая коммуникация. Диалог и формы “человекотворчества”. Информация. Мотивы, цели, функции и результаты массово-коммуникативной деятельности. Управление имиджем журналиста. Права и обязанности журналиста. Что такое плагиат? Культура оформления рукописи. Студенты должны знать: тенденции журналистской деятельности; принципы формирования имиджа журналиста; наряду с очевидными психологическими факторами, влияющими на характер восприятия журналистских произведений, уровни психической деятельности; функции, мотивы, цели журналистской деятельности. Студенты должны уметь: программировать собственную деятельность на успех; учитывать менталитет отечественного читателя; оформлять рукопись. Содержание темы “Формирование “информационного багажа” журналиста”: Поиск темы и информации. Каналы формирования “информационного багажа”. Студенты должны знать: каналы формирования “информационного багажа”. Студенты должны уметь: самостоятельно отбирать актуальный материал; формулировать тему публицистического сочинения. Рекомендуем в рамках данного раздела дать тему восьмого раздела – “Организация и планирование работы редакций”. Содержание темы “Публицистический стиль: лексика и синтаксис”: Общие особенности языка газеты. Лексика современной газеты. Стилистическая роль устойчивых сочетаний. Фразеология в контексте. Трансформация фразеологии. Ошибки в использовании фразеологии. Синтаксис языка газеты. Практические занятия: Анализ лексики современной газеты. Трансформация фразеологии. Ошибки в использовании фразеологии. Наблюдения над синтаксисом языка газеты. Сочетание книжного и разговорного синтаксиса. “Рубленая” проза. Эллиптическое предложение. Номинативные предложения. Присоединительные конструкции. Актуальное членение предложения. Управление. Согласование. Примеры организации самостоятельной работы студентов: Составить таблицу “Особенности публицистического стиля”. Найти приметы научного и художественного стилей. Выбрать из текста речевые формы, обладающие оценочным характером. Студенты должны знать: лексические особенности газетного жанра; синтаксические особенности публицистического произведения. Студенты должны уметь: отбирать устойчивые сочетания, фразеологию, формирующие различные газетные жанры. Рекомендуем в рамках данного раздела дать темы восьмого раздела – Выбор и подготовка иллюстраций. Литературное и шрифтовое оформление заголовков. Техническое оформление изданий. Содержание темы “Технология интервью”: Подходы к интервью. Виды интервью. Формы организации интервью. Подготовка к интервью. Драматургия интервью. Завершение интервью. Искусство задавать вопросы. Разновидности вопросов. Вопросы, которых следует избегать. Умение слушать. Как люди “читают” людей. Интервью: люди и обстоятельства (особые обстоятельства, трудные собеседники. Интервью: закон и этические коллизии. Подготовка интервью для печати. Интервью в эфире. Примеры организации самостоятельной работы студентов: Составить интервью на заданную тему. Студент должен знать: теоретические и практические основы интервьюирования: виды, формы, режиссуру интервью; знать разновидности вопросов; тактику преодоления неприемлемых обстоятельств при интервьюировании. Студент должен уметь: задавать вопросы; преодолевать “особые” обстоятельства. Содержание темы “Жанр заметки”: Разновидности заметки. Заметка информационного характера. Поиск заголовка. Особенности положительной заметки. Критическая заметка. Полемическая заметка. Расширенная заметка. Практические занятия: Анализ заметки информационного характера. Специфика положительной заметки. Особенности критической заметки. Специфические особенности полемической заметки. Примеры организации самостоятельной работы студентов: Найти в газете критическую, полемическую, расширенную заметку, заметку информационного характера. Наклеить в тетрадь. Найти в любой газете 10 свежих заголовков, запишите их в тетрадь с указанием газеты и номера. Если сам заголовок не ясен, то в скобках сообщите суть материала. Исправить заметки учащихся. Объясните коррективы. Написать заметку на любую актуальную тему. Студенты должны знать: виды, формирующие жанр заметки; роль и функции заголовка. Студенты должны уметь: продуцировать заметку любого вида. Рекомендуем в рамках данного раздела дать тему восьмого раздела – Макетирование. Планирование работы редакций. Содержание темы “Корреспонденция”. Практические занятия: Особенности жанра корреспонденции. Студенты должны знать: специфические особенности жанра. Студенты должны уметь: анализировать и обрабатывать исходный материал. Содержание темы “Жанры периодической печати”: Отзыв. Аннотация. Рецензия. Очерк. Эссе. Практические занятия: Отзыв о кинофильме, спектакле, картине… Отзыв о двух или нескольких произведениях современной литературы на одну и ту же или близкую тему. Что такое рецензия? Отличие от отзыва и аннотации. Особенности жанра рецензии. Жанр очерка. Виды очерков: публицистический, художественный, путевые заметки. Эссе. Примеры организации самостоятельной работы студентов: Найти в газетах зрительский отзыв, приклеить в тетрадь. Написать отзыв о кинофильме или спектакле. Найти в газетах очерк, приклеить в тетрадь. Определить вид очерка. Написать эссе на заданную тему (об искусстве и о литературе, о духовных и нравственных проблемах, об экологии человеческих взаимоотношений, о социальных проблемах). Студенты должны знать: особенности публицистических жанров. Студенты должны уметь: составлять аннотации, рецензии, писать отзывы, очерки, эссе; высказывать свои впечатления о произведении искусства; уметь сжато излагать текст. Содержание темы “Издательская работа”: Организация и планирование работы редакций. Выбор и подготовка иллюстраций. Литературное и шрифтовое оформление заголовков. Техническое оформление изданий. Макетирование. Планирование работы редакций. Примеры организации самостоятельной работы студентов: студенты работают в группах – каждая группа должна выпустить один номер. Написать сочинение в любом публицистическом жанре. Студенты должны знать: как оформить заголовок (шрифт); как составить макет будущей газеты. Студенты должны уметь: оформить печатные издания; планировать работу редакции; уметь работать в команде. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |