Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Программа курса по теме: "Основы журналистики"
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Программа курса по теме: "Основы журналистики"


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 706

Кошелева Ирина Николаевна, преподаватель русского языка и литературы

В современных условиях чрезвычайно велико влияние публицистики на жизнь людей всех возрастов. Умение изложить свой опыт, критические замечания необходимы специалистам всех без исключения профилей. В школах, как правило, ведется издательская работа. Собрать материал, провести его обработку, представить, учитывая особенности любой аудитории, – умения, которые актуальны не только для деятельности журналиста, но и для деятельности педагога. Теоретические знания о структуре текста (публицистического) также будут полезны будущим педагогам. Умение организовать работу редакции, оформить газетное издание является одной из составляющих профессионального багажа педагога.

Цели:

  • создание условий, способствующих формированию способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда;
  • выпуск собственной газеты БПК;
  • внедрение электронной версии газеты на сайт БПК.

Задачи:

  • способствовать реализации индивидуальных способностей студентов и развитию творческого потенциала личности;
  • познакомить студентов с особенностями публицистического стиля и его жанрами (заметка, репортаж, интервью, корреспонденция, статья, рецензия, зарисовка, очерк);
  • формировать базовый понятийный (терминологический) аппарат;
  • формировать умение собирать материал и выполнять работы в жанрах публицистического стиля;
  • воспитывать умение самостоятельно отбирать актуальный материал, развить в учащихся коммуникативные навыки письма и слушания.

Курс “Основы журналистики” рассчитан на 68 часов.

Предлагаемый вариант программы включает следующие разделы:

  1. Журналистика в социальном мире; (4 часа).
  2. Формирование “информационного багажа” журналиста; (1 час+2 часа из раздела Издательская работа).
  3. Публицистический стиль: лексика и синтаксис; (11 часов+6 часов из раздела Издательская работа).
  4. Жанр заметки; (8 часов+2 часа из раздела Издательская работа).
  5. Технология интервью; (16 часов+2 часа из раздела Издательская работа).
  6. Корреспонденция; (2 часа).
  7. Жанры периодической печати; (8 часов).
  8. Издательская работа; (18 часов: восемь часов теоретического курса издательской работы распределяется следующим образом: 2 часа рекомендуем прочитать после 2 раздела + 6 часов целесообразно включить в третий раздел + 2 часа в 4 раздел; 2 часа – в 5 раздел; десять часов практического курса издательской работы распределяются между месяцами второго полугодия).

Основной задачей первого, второго и третьего разделов является формирование комплексного взгляда на место журналистики в обществе, знакомство с особенностями газетной речи.

Далее логика развития курса проявляется в том, что:

  1. происходит знакомство с основными принципами интервьюирования;
  2. рассматриваются особенности газетных жанров: заметки, корреспонденции, статьи, аннотации, отзыва, рецензии, зарисовки, очерка, эссе.

Особое место в курсе занимает раздел, посвященный издательской работе, в ходе которой рассматриваются принципы организации и планирования работы редакции, техническая сторона формирования газетного издания с перспективой издания собственной газеты (“Вестник БПК”). Особенность этого раздела заключается в том, что с издательской работой студенты знакомятся в процессе освоения всего курса. В первом полугодии студенты получают теоретические знания по организации и планированию работы редакций; выбору и подготовке иллюстраций; литературном и шрифтовом оформлении заголовков; техническом оформлении изданий; макетированию.

Во втором полугодии студенты работают в группах (5 групп) – каждая группа должна возглавить работу над выпуском одного номера газеты. Таким образом студенты осваивают работу в специальной программе Microsoft Office Publisher 2003, которая позволяет формировать публикации для печати. В каталоге Publisher хранится много вариантов публикаций, позволяющих выполнить печатное издание в различных стилях.

Приложение 1.

Важной задачей в данном случае является научать студентов ориентироваться в программе и формировать печатное издание.

В процессе изучения курса студенты должны овладеть основными категориями и ключевыми терминами, составляющими понятийный аппарат:

  • лексика современной газеты;
  • синтаксис языка газеты;
  • заметка;
  • интервью;
  • статья;
  • корреспонденция;
  • отзыв;
  • зарисовка;
  • очерк;
  • эссе;
  • издательская работа.

Студенты должны владеть знаниями:

- о теоретических основах и тенденциях журналистской деятельности;
- знать формы организации работы журналиста;
-наряду с очевидными психологическими факторами, влияющими на характер восприятия журналистских произведений, уровни психической деятельности;
- функции, мотивы, цели журналистской деятельности;
- принципы формирования имиджа журналиста;
- каналы формирования “информационного багажа”;
- знать особенности жанров публицистического стиля;
- теоретические и практические основы интервьюирования: виды, формы, режиссуру интервью;
- знать разновидности вопросов;
- тактику преодоления неприемлемых обстоятельств при интервьюировании.

Студенты должны владеть умениями:

- программировать собственную деятельность на успех;
- учитывать менталитет отечественного читателя;
- оформлять рукопись;
- планировать работу журналиста;
- самостоятельно отбирать актуальный материал (темы, информацию);
- уметь задавать вопросы;
- отбирать устойчивые сочетания, фразеологию, формирующие различные газетные жанры;
- выполнять работу в жанрах публицистического стиля (анализировать и обрабатывать собранный материал);
- оформлять печатные издания (литературное и шрифтовое оформление заголовков, составлять макет будущей газеты);
- планировать работу редакции;
- работать в команде.

Содержание темы “Журналистика в социальном мире”:

Массовая коммуникация. Диалог и формы “человекотворчества”. Информация. Мотивы, цели, функции и результаты массово-коммуникативной деятельности. Управление имиджем журналиста. Права и обязанности журналиста. Что такое плагиат? Культура оформления рукописи.

Студенты должны знать: тенденции журналистской деятельности; принципы формирования имиджа журналиста; наряду с очевидными психологическими факторами, влияющими на характер восприятия журналистских произведений, уровни психической деятельности; функции, мотивы, цели журналистской деятельности.

Студенты должны уметь: программировать собственную деятельность на успех; учитывать менталитет отечественного читателя; оформлять рукопись.

Содержание темы “Формирование “информационного багажа” журналиста”:

Поиск темы и информации. Каналы формирования “информационного багажа”.

Студенты должны знать: каналы формирования “информационного багажа”.

Студенты должны уметь: самостоятельно отбирать актуальный материал; формулировать тему публицистического сочинения.

Рекомендуем в рамках данного раздела дать тему восьмого раздела – “Организация и планирование работы редакций”.

Содержание темы “Публицистический стиль: лексика и синтаксис”:

Общие особенности языка газеты. Лексика современной газеты. Стилистическая роль устойчивых сочетаний. Фразеология в контексте. Трансформация фразеологии. Ошибки в использовании фразеологии. Синтаксис языка газеты.

Практические занятия:

Анализ лексики современной газеты.

Трансформация фразеологии. Ошибки в использовании фразеологии.

Наблюдения над синтаксисом языка газеты. Сочетание книжного и разговорного синтаксиса. “Рубленая” проза. Эллиптическое предложение. Номинативные предложения. Присоединительные конструкции. Актуальное членение предложения. Управление. Согласование.

Примеры организации самостоятельной работы студентов: Составить таблицу “Особенности публицистического стиля”.

Найти приметы научного и художественного стилей.

Выбрать из текста речевые формы, обладающие оценочным характером.

Студенты должны знать: лексические особенности газетного жанра; синтаксические особенности публицистического произведения.

Студенты должны уметь: отбирать устойчивые сочетания, фразеологию, формирующие различные газетные жанры.

Рекомендуем в рамках данного раздела дать темы восьмого раздела – Выбор и подготовка иллюстраций. Литературное и шрифтовое оформление заголовков. Техническое оформление изданий.

Содержание темы “Технология интервью”:

Подходы к интервью. Виды интервью. Формы организации интервью. Подготовка к интервью. Драматургия интервью. Завершение интервью. Искусство задавать вопросы. Разновидности вопросов. Вопросы, которых следует избегать. Умение слушать. Как люди “читают” людей. Интервью: люди и обстоятельства (особые обстоятельства, трудные собеседники. Интервью: закон и этические коллизии. Подготовка интервью для печати. Интервью в эфире.

Примеры организации самостоятельной работы студентов: Составить интервью на заданную тему.

Студент должен знать: теоретические и практические основы интервьюирования: виды, формы, режиссуру интервью; знать разновидности вопросов; тактику преодоления неприемлемых обстоятельств при интервьюировании.

Студент должен уметь: задавать вопросы; преодолевать “особые” обстоятельства.

Содержание темы “Жанр заметки”:

Разновидности заметки. Заметка информационного характера. Поиск заголовка. Особенности положительной заметки. Критическая заметка. Полемическая заметка. Расширенная заметка.

Практические занятия:

Анализ заметки информационного характера.

Специфика положительной заметки.

Особенности критической заметки.

Специфические особенности полемической заметки.

Примеры организации самостоятельной работы студентов: Найти в газете критическую, полемическую, расширенную заметку, заметку информационного характера. Наклеить в тетрадь.

Найти в любой газете 10 свежих заголовков, запишите их в тетрадь с указанием газеты и номера. Если сам заголовок не ясен, то в скобках сообщите суть материала.

Исправить заметки учащихся. Объясните коррективы.

Написать заметку на любую актуальную тему.

Студенты должны знать: виды, формирующие жанр заметки; роль и функции заголовка.

Студенты должны уметь: продуцировать заметку любого вида.

Рекомендуем в рамках данного раздела дать тему восьмого раздела – Макетирование. Планирование работы редакций.

Содержание темы “Корреспонденция”.

Практические занятия:

Особенности жанра корреспонденции.

Студенты должны знать: специфические особенности жанра.

Студенты должны уметь: анализировать и обрабатывать исходный материал.

Содержание темы “Жанры периодической печати”:

Отзыв. Аннотация. Рецензия. Очерк. Эссе.

Практические занятия:

Отзыв о кинофильме, спектакле, картине…

Отзыв о двух или нескольких произведениях современной литературы на одну и ту же или близкую тему.

Что такое рецензия? Отличие от отзыва и аннотации.

Особенности жанра рецензии.

Жанр очерка. Виды очерков: публицистический, художественный, путевые заметки.

Эссе.

Примеры организации самостоятельной работы студентов: Найти в газетах зрительский отзыв, приклеить в тетрадь.

Написать отзыв о кинофильме или спектакле.

Найти в газетах очерк, приклеить в тетрадь. Определить вид очерка.

Написать эссе на заданную тему (об искусстве и о литературе, о духовных и нравственных проблемах, об экологии человеческих взаимоотношений, о социальных проблемах). Студенты должны знать: особенности публицистических жанров.

Студенты должны уметь: составлять аннотации, рецензии, писать отзывы, очерки, эссе; высказывать свои впечатления о произведении искусства; уметь сжато излагать текст.

Содержание темы “Издательская работа”:

Организация и планирование работы редакций. Выбор и подготовка иллюстраций. Литературное и шрифтовое оформление заголовков. Техническое оформление изданий. Макетирование. Планирование работы редакций.

Примеры организации самостоятельной работы студентов: студенты работают в группах – каждая группа должна выпустить один номер.

Написать сочинение в любом публицистическом жанре.

Студенты должны знать:

как оформить заголовок (шрифт); как составить макет будущей газеты.

Студенты должны уметь:

оформить печатные издания; планировать работу редакции; уметь работать в команде.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Гвоздев А.Н. Очерки по стилистике русского языка. – М., 1965.
  2. Голуб И.Б. Сборник упражнений по стилистике современного русского языка.
  3. Лукина М.М. Технология интервью. – М., 2005.
  4. Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. – М., 2004.
  5. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 2005.
  6. Розенталь Д.Э. Справочник по пунктуации для работников печати. – М., 1984.
  7. Тертычный А. Жанры периодической печати. – М., 2000.
  8. Шумилина Т. Методы сбора информации в журналистике. – М., 1983.

Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21