Преподавание русского языка Обобщение по теме "Сложноподчиненные предложения с разными типами придаточных предложений"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 2446 Стрижко Светлана Ивановна, учитель русского языка и литературы; директор МОУ СОШ №11 Цели:
Оборудование: плакаты с текстами, мультимедийный проектор, компьютер, микросхемы, словари, таблицы со словарными словами. Ход урока I. Повторение. 1) Целеполагание. На прошлом уроке мы изучили... (дополните, пожалуйста, мою мысль). (Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с придаточными присоединительными.) Ваши предположения, чем мы будем заниматься сегодня на уроках русского языка? (Повторим все виды придаточных в сложноподчиненных предложениях.) Наши мыслительные операции чаще всего сводятся к анализу и синтезу. Как вы думаете, какой операции мы отдадим сегодня предпочтение? (Несомненно, синтезу, то есть соединению добытых знаний по теме в одно целое.) Ваши предложения, как должна звучать сегодняшняя тема урока? (Сложноподчиненные предложения с различными типами придаточных.) Запись темы в тетрадь. 2) Перед большим делом необходимо размяться, приобрести тонус. Предлагаю некоторым ребятам сделать это индивидуально (5 учащихся получают задания для индивидуальной работы), а остальным поработать в режиме соревнования “умников и умниц” по теме “Повторение – мать учения”. II. Разминка 1. Горе, твоего, беда. * В каких словах буква “Е” обозначает два звука? Какие это звуки? 2. Равнодушный, превосходство, милосердный. * “Третий лишний”. По какому основанию лишний? 3. Испытывал. * Каков морфемный состав этого слова? 4. Донос_шь * В каком слове пропущена буква “е”? 5. Этика наука о нравственности. Она говорит о том, как жить, какие поступки совершать, как относиться к людям. * Какие знаки препинания пропущены в предложениях? Объясните их. Сделайте вывод: правила каких разделов русского языка мы повторили? (Фонетики, словообразования, орфографии, морфологии, синтаксиса.) Запишите последние предложения в тетрадь. В это время 1 сильный ученик проверяет работу одного учащегося, работавшего индивидуально. 3 ученика, работавших индивидуально, занимаются самопроверкой по карточкам. 3) Физминутка (гимнастика для глаз). 4) Вывешивается плакат “Тире в простом предложении”. Коллективная проверка индивидуальной работы 5-го ученика (через мультимедийный проектор).
(Ученик, используя карточку-алгоритм, объясняет постановку знаков препинания в предложениях.) Если бы ... (имя отвечающего ученика) предложил вам на аукционе приобрести эти предложения как вещи, то какие бы из них вы приобрели? Наверное, те, что написаны грамотно, и те, что, может быть, удивили вас или, наоборот, совпали с вашим жизненным опытом. (За каждое названное учеником с места предложение индивидуально работавший ученик задает свой вопрос по любой теме и требует правильного ответа от “покупателя”. Отвечают 3–4 ученика.) Запишите понравившиеся 2–3 высказывания в тетрадь. Постарайтесь ответить на вопрос: “Кого из названных великих людей я знаю?”, “Как называются по-другому мудрые мысли или крылатые выражения?” (1. Учитель или специально подготовленный дома ученик в нескольких словах знакомит ребят с неизвестными писателями, показывая через мультимедийный проектор портреты. Например, Жан-Жак Руссо – известный французско-швейцарский писатель, философ XVIII века. Прославился романами “Эмиль, или О воспитании”, “Пигмалион”. 4) Итоги части урока “Повторение”: (Учитель объявляет отметки или набранные баллы за эту часть урока (за каждый правильный ответ на уроках – 1 балл. За 10 баллов – отметка).) 5) Физминутка (на дыхание) III. Обобщение и закрепление изученного по теме: “Сложноподчиненные предложения с различными типами придаточных”. 1) Вы, конечно же, помните строчки из стихотворения Владимира Маяковского:
Как бы вы объяснили это мальчику? Каждый человек должен знать, что в мире есть вещи гнусные, мерзкие, и испытывать к ним отвращение, негодование. Запишите свой вариант объяснения мальчику, продолжив предложение “Поступать плохо это значит...”. (Кто-то из учеников говорит, что в предложении есть ошибка: не поставлено тире. Учитель отмечает зоркость ученика.) Ребята выполняют задание и зачитывают свои варианты объяснения мальчику (5–6 человек). Ребята, я тоже вчера, готовясь к уроку, попыталась выполнить это задание. У меня получилось вот что: “Поступать плохо – это значит лениться и бездельничать; быть жадным и корыстолюбивым; требовать у отца и матери то, что не заслужил трудом; лицемерить, говорить не то, что думаешь и чувствуешь; заискивать перед тем, кто сильнее тебя; нарушать слово; наушничать, доносить на товарища; малодушничать, уходить от ответственности за свой поступок; не любить и обижать животных; не заботиться о родителях”. Почти то же, что вы назвали сейчас. Испытывать негодование к этим вещам, не поступать так – это хорошо, это нравственная доблесть. Хорошее считать обязательным – этому учит этика. Давайте постараемся наполнить наш урок нравственным содержанием, не забывая о главной цели урока. Повторите ее. (Обобщение и закрепление по теме “Сложноподчиненные предложения с разными типами придаточных”.) 2) Работаем сегодня в командах, как и обычно при обобщении по теме. Напоминаю, что на работу дается 15 минут. В нее входит: (Вывешивается плакат “Работа в команде” или материал дается через мультимедийный поектор.)
4-е команды по 5–7 человек собираются по желанию, но учитель старается убедить ребят, чтобы в группе оказались и сильные, и слабые ученики. 3) Самостоятельная работа команд по заданиям. Задания для команд Задания для команды № 1. 1. Составьте схему для устного ответа “Сложноподчиненные предложения с разными придаточными”. Схема должна быть четкой, удобной, краткой, как шпаргалка. 2. Замените деепричастные обороты синонимичными придаточными предложениями. Во всех ли предложениях это удалось сделать? Почему?
3. Дайте определение словам “трусливый”, “бесшабашный”, “злобный”, используя местоименно-определительные придаточные. Можно пользоваться толковым словарем. 4. Определите тип придаточных предложений. Расставьте знаки препинания (карточка самопроверки).
5. Составьте предложения по схемам: 1) [ ], ( которого ). 2) [ ], ( чему ). 3) (когда ), [ ]. 4) [ ,(если ), ]. 6. Составьте схемы к предложениям. Определите тип придаточных, к чему они относятся и чем прикрепляются к главному предложению (карточка самопроверки).
7. Вставьте пропущенные буквы и запятые. Определите тип придаточного предложения (карточка самопроверки). Чтобы получить пятерку за диктант по изучаемой теме надо хорошо выучить написание следующих слов: -птимист, пе(с,сс)имист, ф-рфор, че?ствовать р-ф-рендум, пр-з-нтация, э(ф,фф)ект тр-диция, к-нонада, эк-логия, буд-щее газ-фикация, электр-фикация пр-зидент р-сурсы. Задания для команды № 2. 1. Составьте схему для устного ответа “Сложноподчиненные предложения с разными придаточными”. Схема должна быть четкой, удобной, краткой, как шпаргалка. 2. Превратите простые предложения в сложные, заменяя выделенные слова придаточными предложениями, и вы получите высказывания мудрых людей. Определите тип придаточных предложений (карточка самопроверки).
3. Выпишите сложноподчиненное предложение из текста. Сделайте его синтаксический разбор. Какого стиля данный текст? (Карточка самопроверки.) Мы живем среди людей. Присмотритесь внимательнее к тому, что происходит вокруг. Люди трудятся, идут с работы, на работу, отдыхают, ходят в гости, переносят горести и лишения, достигают поставленной цели и снова ставят перед собой цель. Иные живут и не понимают своего предназначения. Иные умеют сделать свою жизнь горением во имя благородной цели. 4. Используя определительные придаточные предложения, дайте понятие окончания слова, сложного предложения, деепричастия. Образец: Значимая часть слова, которая находится за корнем и служит для образования новых слов, называется суффиксом. 5. Замените придаточные предложения причастными оборотами и получите известные высказывания. Определите тип придаточных предложений.
6. Определите тип придаточых предложений. Составьте схемы предложений (карточка самопроверки).
7. Превратите предложения с прямой речью в сложноподчиненные предложения. Определите тип придаточных предложений (карточка самопроверки). Мудрый Будда когда-то изрек: “Побеждай ярость любовью, отвечай добром на зло, скупость побеждай щедростью”. Французский писатель Роллан сказал: “Прекраснейшая музыка души – это доброта”. Ювенал утверждал: “Ни один злой человек не бывает счастлив”. Какое предложение было сложнее всего превратить в сложноподчиненное? Почему? Задания для команды № 3 1. Составьте алгоритм определения придаточных обстоятельственных. Приведите по одному примеру на каждый тип. 2. Выпишите из словаря “Энциклопедия афоризмов” (Э.Ворохов. Изд. “АСТ”. М., 2000) из статьи “Лесть” три сложноподчиненных предложения. Определите тип придаточных. Как можно быстро находить в тексте сложноподчиненные предложения? 3. Замените предложения со сравнительными оборотами на сложноподчиненные предложения. Что для этого вы сделали? Во всех ли случаях возможна замена? Почему?
4. Определите тип придаточных предложений. Составьте схемы предложений (карточка самопроверки).
5. Напишите сочинение-миниатюру из 4–5 предложений, размышляя по поводу высказывания немецкого философа и поэта Гете “Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой облик”, используя придаточные предложения. Задания для команды № 4 1. Составьте алгоритм определения придаточных изъяснительных и определительных. Приведите 2 примера. 2. Выберите три понравившихся афоризма французского моралиста Вовенарга из книги “Энциклопедия мудрости” (Изд. “Буколика”, 2007), являющихся сложноподчиненными предложениями. Определите тип придаточных предложений. 3. Определите, чем присоединяются придаточные предложения к главному. Определите тип придаточных (карточка самопроверки).
4. Замените причастные обороты придаточными предложениями. Определите тип придаточных. Чем они присоединяются к главным предложениям?
5. Определите тип придаточных предложений. Составьте схемы сложноподчиненных предложений (карточка самопроверки).
6. Найдите отличия сложноподчиненных предложений.
4) Защита проектов (первые задания каждой команды): – выступления учеников из каждой команды; – вопросы и ответы по заданию; – голосование за лучший проект. 5) Представление самых интересных заданий команд (какое задание, решает сама команда). IV. Итоги урока. Спасибо, ребята, за работу на уроках. Было очень интересно и познавательно.
V. Домашнее задание. Написать небольшое сочинение (на выбор): 1. Разработайте нравственный кодекс для: – жителей необитаемого острова, на который вы попали при кораблекрушении; Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |