Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Уроки русского языка в 6-м классе с использованием методики КСО
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Уроки русского языка в 6-м классе с использованием методики КСО


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1327

Ушакова Светлана Ивановна, учитель русского языка и литературы

Тема урока:

Буквы Ч и Щ в суффиксах –чик (-щик). Гласные в суффиксах существительных -ек и –ик.

Цели урока:

  • повторение сведений о суффиксе, формирование навыка написания букв Ч и Щ в суффиксе чик (-щик), гласных в суффиксах существительных –ек и –ик;
  • развитие умения у учащихся высказываться на грамматическую тему, развитие орфографической зоркости;
  • воспитание доброжелательности и уважения друг к другу, внимательности и ответственности.

Оборудование урока:

  • запись на доске с использованием цветного мела,
  • опорные схемы,
  • таблица “Алгоритм работы”,
  • раздаточный материал для работы в группах постоянного и сменного состава №1, №2, №3..
  • графопроектор.

Ход урока:

I. Интеллектуальная разминка. Задание: определить суффиксы.

ТУРИСТКА ? ?
Рисунок с изображением туристки Рисунок с изображением учителя Рисунок с изображением парашютиста

^

-к-

^

-тель-

^

?

II. Повторение.

1.Что такое суффикс?
2. Откройте тетрадь для схем. Назовите суффиксы, с помощью которых образуются существительные, обозначающие профессии, род занятий; которые придают словам уменьшительно-ласкательное значение.
Об этих двух суффиксах и пойдёт сегодня речь. Записываем тему урока. Мы работаем 2 часа и каждому из вас (читаем запись на доске):НАДО ЗНАТЬ, как определить правописание этих суффиксов, НАДО УМЕТЬ применять эти правила.

III. Новый материал.

1.

  • Открываем учебник на странице 97. Читаем слова под *. Можно ли по произношению определить букву в суффиксе? Ч или Щ? Посмотрите на первый столбик слов и скажите, после каких букв пишется Ч? Сколько их? (Пять). Читаем правило.
  • Чтобы вам было проще запомнить, я приготовила такую опорную схему:

Обьясняю по схеме.

-Кто не понял?

-Объясните по схеме, отчего зависит написание Ч и Щ?

2.

На доске запись: И.п. песочек братик

Р.п. песочка братика

Д.п. песочку братику

  • Как вы думаете, как определить, какую гласную нужно писать в суффиксе?
  • На этом и базируется всё правило: выпадает или нет гласная.
  • Прочитайте правило на странице 100.
  • Длинноватое, на мой взгляд, правило. Мы его упростим, сократим.

Объясняю графическое написание орфограммы.

-Итак, что надо сделать, чтобы узнать, Е или И пишется? (Поставить в Р.п.)

IV. Работа в паре постоянного, а потом сменного состава.

1. Знакомство с алгоритмом выполнения заданий (вывешиваю таблицу):

  1. Выучи правило.
  2. Выполни все задания в карточке.
  3. Расскажи правило соседу по парте (Сидящие на 1 варианте меняются местами.)
  4. Запиши образец в тетрадь нового соседа.
  5. Выслушай его объяснение.
  6. Поменяйтесь карточками.
  7. .Выполни практическую часть из карточки товарища.
  8. Сверьте друг с другом сделанное.
  9. Выполните общее упражнение.

2. Знакомство с дополнительным заданием для тех, кто быстро выполнит работу по карточке (на отдельном листочке и за это - оценка):

  1. Разобрать СС: крупные снежинки, медленно кружились.
  2. Разбор слова по составу: ледокольный.
  3. Фонетический разбор: приятнее.
  4. Морфологический разбор существительного КОМНАТА из предложения

Вся комната янтарным блеском озарена.

3. Раздаю каждому ученику на 1, 3, 5 столы – карточку№1, на 2, 4, 6 столы – карточку №2.

    Карточка №1.
    Гласные в суффиксах -ИК и –ЕК.

    Запишите предложения, обозначьте орфограмму №34.
    Образец: В углу стоял столик (р.п. – столика)
    На нём лежал ножичек (р.п. – ножичка)
    1. Сыноч…к возвратился и взял свой мяч…к.
    2. Бабушка спросила: ”Есть ли у тебя в кармане платоч…к?”
    3.На ёлке висели разные игрушки: серебряный ореш…к, золотой ключ…к, крохотный дом…к.

    Карточка №2.
    Буквы Ч и Щ в суффиксе -ЧИК (-ЩИК).

    Запишите предложения, обозначьте орфограмму №33.
    Образец: Бесшумно пробирались разведчики (разведать).
    1.В строительстве дома принимали участие плотники, стропаль…ики, груз…ики, рез…ики, свар…ики.
    2.Лёт…ики и ракет…ики - люди смелые и мужественные.

    На выполнение заданий по первой и второй карточкам уходит весь первый урок и 4-5 минут второго урока.

V. Закрепление.

  1. По опорным схемам, висящим на доске или спроецированным через графопроектор, учащиеся рассказывают выученные правила (2 – 3 человека).
  2. Выполнение контрольной карточки №3. (15 - 20 минут)

VI. Подведение итогов.

  • Кто из вас сегодня не понял ничего?
  • Тогда послушайте, как я расскажу эти правила. (Заведомо делаю ошибки).
  • Расскажите правильно.

VII. Домашнее задание.

1. Параграфы №44, 45.
2. Составить словарный диктант (15 – 20 слов) на изученные орфограммы.

Урок русского языка в 6 классе.

Тема урока:

Отрицательные местоимения.

Цели урока:

  • обучающая: усвоить, как образуются и изменяются отрицательные местоимения, научиться распознавать приставки НЕ- и НИ- в отрицательных местоимениях, правильно писать отрицательные местоимения с предлогами;
  • развивающая: продолжить развитие у учащихся умения высказываться на грамматическую тему, формулировать свои суждения и отстаивать их;
  • воспитывающая: воспитывать чувство уважения к чужому мнению, закрепить навыки самостоятельной работы, получать информацию, коллективно трудиться.

Организационная форма урока определяется как коллективная, а именно – коллективный способ обучения ( КСО ), который, в свою очередь, использует элементы индивидуальной, парной, групповой.

Оборудование урока: графопроектор, таблицы, памятка “Алгоритм работы”, раздаточный материал ( карточки №1,2,3,4 ), сигнальные карточки, перфокарты.

Ход урока:

I. Проверка домашнего задания.

  1. Фронтальный опрос по теоретическому материалу.
  2. Самопроверка письменного задания ( упражнение №416 ) с использованием графопроектора.
  3. Орфографическая диктовка.
  4. Неплохая погода; несомненный успех, непродолжительный дождь, не спокойный, а тревожный взгляд, не был дома, нечестный поступок, ему нездоровилось; неглубокий, но рыбный пруд; недорогая, но красивая вещь, неуклюжий медвежонок, небрежность в работе, не правда, а ложь.

    Делается вывод о написании НЕ с существительными, прилагательными, глаголами.

II. Новый материал. Объявляю тему и цели урока, читая запись на доске:

  • Должны знать: как образуются и изменяются отрицательные местоимения.
  • Должны уметь: распознавать приставки НЕ- и НИ- в отрицательных местоимениях, правильно писать отрицательные местоимения с предлогами.

    1. Вывешиваю плакат – список отрицательных местоимений.

  • Кто скажет, от чего и с помощью чего образуются отрицательные местоимения?
  • Да, отрицательные местоимения образованы от вопросительных с помощью приставок НЕ- и НИ-. Они выражают отсутствие чего-либо: предмета, признака, количества.
  • Приставка НЕ- всегда ударная, приставка НИ- - безударная.

    Отрицательные местоимения изменяются по падежам. Устно просклоняйте местоимение НИКТО. Какого падежа не имеют местоимения НЕКОГО, НЕЧЕГО? (Именительного.)

    2. Вывешиваю опорную схему:

    - Какая гласная пишется в безударной приставке?

    - Да, в отрицательных местоимениях приставка НИ- безударная. В ней пишется гласная И.

3. Вывешиваю следующую схему:

  • В каком случае отрицательные местоимения пишутся раздельно с НЕ- и НИ- ?
  • Да, если НЕ- и НИ- отделяются предлогом, то пишутся раздельно.

III. Самостоятельная работа в парах постоянного и сменного состава.

1. Информация о дополнительном задании для тех, кто быстро справится с основной работой по карточкам (выполняется на отдельных листах).

Запись на доске: Эффективное средство против гриппа – малина. Выпейте (пол) стакана горячего молока, в которое добавлено полторы чайной ложки малиновой настойки. Температура быстро снизится.

Задание:

  1. Фонетический разбор слова ЛОЖКИ.
  2. Морфологический разбор слов ПОЛТОРЫ, МАЛИНОВОЙ.
  3. Раскрыть скобки и произвести синтаксический разбор предложения.

2. Повторяем алгоритм работы в парах (таблица висит на доске) и сроки выполнения.:

Работа в паре постоянного состава:

1. Выучи правило.
2. Выполни все задания карточки.
3. Расскажи правило соседу. (10 минут)

Пересаживаются ученики, сидящие на 1 варианте (чётные – нечётные ).

4. Запиши образец из своей карточки в тетрадь товарища.
5. Выслушай объяснение соседа.
6. Поменяйтесь карточками (у вас разные карточки).
7. Выполни практическую часть из карточки товарища.
8. Сверьте друг с другом сделанное. (20 минут)

9. Выполните общее упражнение по карточке №3.

3. Самостоятельная работа с последующей самопроверкой общего упражнения по карточке №4 “Проверь себя”.

Карточка №1
Различение на письме приставок НЕ- и НИ- в отрицательных местоимениях. Орфограмма №45.

Запишите предложения, обозначьте орфограмму.

Образец записи: Пустые речи и слушать нечего.

Худо тому, кто не делает добра н…кому. Говорит день до вечера, а слушать н…чего. Упрямого н…чем не убедишь. Не презирай совета н…чьего, а прежде выслушай его. Худого человека н…чем не уважишь. Вернуться домой не было н…какой возможности.

Карточка №2
Слитное и раздельное написание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях. Орфограмма №46.

Запишите словосочетания, обозначьте орфограмму.

Образец записи: Явился ни с чем.

Ни (с) чем не считался, ни (о) чём не беспокоился, ни (у) кого не вызывает восхищения, ни(о) чём не тужил, ни(в) чём не виноват, не (с) чем сравнивать, ни(за) что не покидать поста, ни (о) чём не спрашивай, ни (с) кем не буду спорить, объединиться не (с) кем.

Карточка №3.

Спишите, обозначьте орфограммы №45, №46.

Н…кто ему на это н…чего не ответил. На наш стук н…кто не отозвался. Я н…кого здесь не знаю. Где н…кто не ссорится, там и дело спорится. Я не буду спорить н..(с) кем из вас. Когда увлечёшься работой, н…(о) чём (не) хочется больше думать. И муха плачется на то, что ей (ни, не) кто (ни, не) в чём н…как помочь (не) хочет.

Карточка №4
“Проверь себя”.

Никто ему на это ничего не ответил. На наш стук никто не отозвался. Я никого здесь не знаю. Где никто не ссорится, там и дело спорится. Я не буду спорить ни с кем из вас. Когда увлечёшься работой, ни о чём не хочется больше думать. И муха плачется на то, что ей никто ни в чём никак помочь не хочет.

IV. Устный контроль.

1. Вызываю к доске нескольких учащихся для ответов на вопросы:

  • Какие местоимения называются отрицательными?
  • Как образуются отрицательные местоимения?
  • В каком случае в отрицательных местоимениях пишется приставка НИ-? НЕ-?
  • Когда местоимения с НЕ- и НИ- пишутся раздельно?
  • Как склоняются отрицательные местоимения?
  • Какие отрицательные местоимения не имеют именительного падежа?

2. Работа с сигнальными карточками (Е и И).

Ни к чему, нечем, не с чем, ничего, никакой, не к чему, ни в чём, никем, никого, ни на что.

V. Письменная контрольная работа на перфокартах

Е И
1
2
3
4
5
6
7
8
9

1. Нечего рисковать.
2. Ничем не удивишь.
3. Не мог ничего сделать.
4. Не пригласил никого.
5. Объединиться не с кем.
6. Ничто не раздражало.
7. Сожалеть не о чем.
8. Ни у кого не узнавал.
9. Не на кого рассчитывать.

VI. Подведение итогов урока.

  • Удалось ли нам выполнить намеченное?
  • Что вы сегодня узнали?
  • Чему научились?

VII. Домашнее задание: параграф №74, упражнение № 425.


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21