Преподавание русского языка Открытый урок русского языка "Предложение с обращением". 5-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 6405 Барышева Надежда Сергеевна, учитель русского языка и литературы Презентации к урокуЗагрузить презентацию (630,5 КБ) Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию. Цели урока Обучающие:
Развивающие:
Воспитывающие:
Материалы к уроку:
Ход урока 1. Организационный момент. Слово учителя о теме и целях урока (кратко). Слайд № 2.
2.Задания группам (отражено в виде схемы на главной доске – см. Приложение 1). Примечание: для групповой работы класс разделен на группы-созвездия, в которые входят ученики-звезды с разными способностями. Каждый ученик получает протокол урока. Во время первого этапа нашей работы члены каждой группы отвечают за заполнение своей части протокола (готовят свой кирпичик для коллективного сооружения «прочного дома»). АНДРОМЕДА: Что такое обращение? Чем оно может быть выражено? Обращение – это ________ или _________________________, которые называют того, к кому ______________________________. КЕНТАВР: С какой интонацией произносится обращение? Сколько слов может быть в обращении? Обращение произносится со ___________________ интонацией. ПЕРСЕЙ: Какое место в предложении может занимать обращение? Как оно выделяется на письме? Обращение может стоять в ____________ предложения, а также в ______________ ДРАКОН: Какие чувства адресанта к адресату может выражать обращение? С помощью обращения говорящий может выразить свои чувства к адресату речи: ___________________ , ________________. ______________________. ЛЕВ: В каком случае после обращения ставится восклицательный знак? Если обращение стоит в ___________ предложения и произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится _________________________, а следующее предложение начинается с _________________________ буквы. 3. Назовите жанр произведений, над предложениями из которых мы будем сегодня работать:
4. Слайд № 3. «Стрекоза и муравей». Не оставь меня, кум милый!... Назовите басню. Сколько персонажей принимает участие в беседе? Назовите их. 5. Слайд № 4. Выводы. Слово или сочетание слов, которые называют того, к кому обращаются с речью, называется обращением. Обращение всегда имеет форму именительного падежа и может быть выражено собственным или нарицательным существительным. 6.Слайд № 5. «Ворона и Лисица». Голубушка, как хороша!... 7. Слайд № 6. Выводы. На слове-обращении голос повышается, а после обращения соблюдается пауза. Это называется звательной интонацией. В древнерусском языке существовал звательный падеж существительных, выступающих в качестве обращений. 8. Слайд № 7. «Зеркало и Обезьяна».
Выразительно прочитайте. Назовите басню. Чем отличаются друг от друга обращения в данных предложениях? 9. Слайд № 8. Выводы. Обращение может состоять из одного слова, т.е. быть нераспространенным. Если обращение состоит из нескольких слов, то оно является распространенным. 10. Слайд № 9. «Любопытный».
Выразительно прочитайте. Назовите басню. Понаблюдайте: какое место в предложении может занимать обращение? Как выделяется обращение на письме? 11. Слайд № 10. Выводы. В предложении обращение может занимать любое место: в начале, в середине или в конце предложения. 12. Слайд № 11. «Волк и Ягненок», «Квартет».
Выразительно прочитайте. Назовите басни. Как с помощью обращений адресанты выражают свое отношение к адресатам? Какие чувства можно выразить при помощи обращений? Понаблюдайте: являются ли обращения членами предложения? А местоимения ТЫ, ВЫ? Выделяются ли местоимения запятыми? 13.Слайд № 12. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Звучит песня Б.Окуджавы «Пожелание друзьям». Несколько упражнений для мышц плечевого пояса, ног и рук. 14. Слайд № 13. Выводы. Часто по обращению можно понять, каков тот человек, который обращается (адресант), и тот, к кому обращаются (адресат). Обращением можно выразить ласку, доброту, заботу, доброжелательность говорящего и, наоборот, злость, недовольство, равнодушие, враждебное отношение. 15. Слайд № 14. «Кукушка и Петух».
Выразительно прочитайте. Назовите басню. Назовите обращения и объясните знаки препинания. С какой интонацией произносится обращение в последнем предложении? Как это повлияло на пунктуацию? 16. Слайд № 15. Выводы. Если обращение стоит в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак, а следующее слово пишется с большой буквы. 17.Слайд № 16. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Гимнастика для глаз. 18. ИТОГИ НАБЛЮДЕНИЯ:
19. Мы узнали, что обращение выражается именем существительным в именительном падеже. А какой еще член предложения выражается так же? Чтобы научиться различать обращение и подлежащее выполним следующее упражнение. Слайд № 17. Упражнение № 1. Какой член предложения, как и обращение,
20. Слайд № 18. Упражнение № 2. Составьте предложения так, чтобы в одном случае данные слова были подлежащими, а в других – обращениями: друг, мамочка, Николай Иванович. В одном из предложений используйте слово ПОЖАЛУЙСТА. 21. Слайд № 19. Проверьте себя! Обратите внимание: как выделяется на письме слово «пожалуйста» (вежливое, этикетное слово). 22. Слайд № 20. Упражнение № 3. Найдите обращения, расставьте знаки препинания. Посоветуйтесь друг с другом в группе. Назовите басни. 23. Слайд № 21. Проверьте себя! Под руководством учеников-консультантов дети в группах осуществляют само- и взаимопроверку упражнения и заполнения своей части протокола. Подсчитываем количество правильных ответов в группах, определяем победителя. 24. ВЫВОДЫ: Что мы узнали на уроке? Удалось ли нам построить «прочный дом»? 25. Домашнее задание. Пересказ теоретического материала из протокола урока; а) упр. 212 (15 мин.), б) упр. 211 (18 мин.), в) выписать из «Сказки о мертвой царевне…» А.С.Пушкина несколько предложений с обращениями, выражающими разное отношение говорящего к адресату (20 мин.). Литература
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |