Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Повторение изученного материала по теме "Причастие"
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Повторение изученного материала по теме "Причастие"


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 897

Захарова Наталья Владимировна, учитель русского языка и литературы

Ход урока

Учитель: Ох, уж эти пятиклассники! Представляете, звенит звонок, урок окончен, все дети с радостью бегут домой, да и я собираюсь уходить. И вдруг вижу – сидит за партой мой пятиклассник и всхлипывает. «Что случилось, Владик», - спрашиваю я. А он поднимает глазки и говорит: «А вы мне четыре за сочинение об осени поставили. А я так старался. Хотел пять получить». Перечитали мы его работу несколько раз: Пришла осень. Листья покрыли землю ковром. Мы с мамой гуляем по парку и любуемся природой. И вы знаете, все-таки, он понял, чего же в сочинении не хватает. Ребята, а как считаете вы, в чем же недостаток этих предложений?

(Предложения появляются на экране. Приложение 1)

Учащиеся: В них не хватает выразительности, красивых слов, которые бы делали предложения ярче.

Учитель: Ну что ж попробуйте добавить такие слова, и посмотрим, что же получится?

Учащиеся: предлагают варианты предложений.

Учитель: Что же мы видим? Достаточно сравнить:

Пришла осень. Пришла золотая осень.
Листья покрыли землю ковром. Желтые листья покрыли землю ярким ковром.

(Предложения проецируются на экране. Приложение 1)

Учитель: Как вы считаете, изменились ли предложения?

Учащиеся: Да.

Учитель: Ребята, слова какой части речи помогли нам в этом?

Учащиеся: Прилагательные.

Учитель: Конечно! И мы уже можем любоваться не просто красотой осени, а красотой золотой осени, не листьями, а пожелтевшими листьями, плавно падающими на землю, выпадет первый снег, и вмиг превратится в пушистый, искрящийся на солнце снежок. И даже первое слово, сказанное ребенком, слово «мама» превратится в милую, нежную, любящую и любимую мамочку. Вот какие чудесные превращения способны мы совершать, и от них наша речь становится красивой, звучащей, выразительной.

Учитель: Сегодня на уроке мы поговорим об одной из удивительнейших частей речи, которая, имея наряду с признаками глагола, признаки прилагательного, способна превращать обычные предметы и явления в необычные. А как вы думаете, что это за часть речи?

Учащиеся: Причастие.

Учитель: Совершенно верно. На протяжении нескольких уроков мы осваивали многообразный мир причастия, и сегодня у нас есть возможность обобщить изученное. Ребята, давайте попробуем сформулировать тему нашего урока и поставить перед собой цели, исходя из неё.

Учащиеся: предлагают варианты формулировки темы и целей.

Учитель: Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и тему урока: Удивительный мир причастия.

Ребята, вы сегодня будете не просто учениками на уроке, но и побываете в роли строителей. Каждый из вас будет строить домик. «Для чего же мы строим дом», - спросите вы. Прежде всего, это поможет и вам, и мне увидеть, насколько хорошо вы работали на уроке. Потому что за каждый правильный ответ или выполненное задание вы будете получать кирпичик от нашего прораба, ведь без строительного материала дом не получится. Но это не самое главное. Самое главное вас ожидает позже. Ну что ж приступим к строительству?

Учащиеся: Да.

Учитель: Знаете ли вы, что причастие довольно противоречивая часть речи. Даже ученые в свое время не могли прийти к единому мнению. И вот заспорили они между собой.

(На экране фрагмент, снятый учащимися, герои – сами школьники)

1-й ученый: Коллеги! Я убежден, что причастие всего на всего особая форма глагола. Во-первых, обозначает признак предмета по действию, во-вторых, образуется от глагола. А кроме того, имеет вид, время и возвратность.

2-й ученый: Постойте! По-моему, причастие – это вид прилагательного, ведь они как близнецы похожи по своей форме. А самое главное – одинаково изменяются: по родам, числам и падежам. Разве это не факт?

3-й ученый: Друзья мои! Не нужно делать поспешных выводов. Разве причастие не может быть абсолютно самостоятельной частью речи? Я считаю именно так! А как думаете вы?

Учитель: Итак, мнение какого ученого вам ближе?
Чтобы сомнений не оставалось, послушаем Сидорову Дарью и Белова Сашу, которые расскажут нам о причастии и его грамматических признаках.

(Презентация по теме: «Причастие. Грамматические признаки причастия». Приложение 2)

Учитель: Какой же из ученых оказался прав? Что называют причастием? Признаки каких частей речи имеет причастие? Назовите признаки прилагательного у причастия. Какие глагольные признаки имеет причастие? От какой части речи образуется причастие?

Учитель: Итак, причастие образуется от глагола. Это и является существенным отличием его от прилагательного. Обратимся к конкретным примерам. Перед вами обычный жилой дом, в котором соответственно есть свои жильцы. Но, к сожалению, мы не можем их увидеть, потому что окна закрыты. Чтобы их открыть, необходимо от каждого глагола образовать причастия, используя данные суффиксы. Суффиксы каких причастий вы видите?

Учащиеся: Действительных.

Учитель: Назовите суффиксы действительных причастий настоящего времени, прошедшего времени. Зачитайте глаголы и скажите, почему же среди суффиксов нет суффиксов страдательных причастий.

Учащиеся: Потому что все глаголы непереходные.

Учитель: Итак, мы будем образовывать действительные причастия.

(Учащиеся поочередно выходят к доске, берут с окна карточку и образуют причастия)

Смеется – смеющийся, смеявшийся; грустит – грустящий, грустивший; улыбается – улыбающийся, улыбавшийся; радуется – радующийся, радовавшийся;

Учитель: Назовите невозвратные причастия. Укажите морфемный и звуковой состав одного из них, охарактеризовав морфемы.

(Двое учащихся работают у доски)

Учитель: Ребята, последнее окошко пока останется закрытым. Чтобы его открыть, необходимо расшифровать слово, буквы которого находятся на ваших кирпичах. Как только вы увидите букву, тут же скажите мне.

Посмотрите на жильцов. Какие эмоции выражают их лица? Как вы думаете, от чего зависят эмоции людей? В каких ситуациях вам бывает радостно, грустно? А каких из этих жильцов можно объединить в одну группу по каким-то признакам? А можно ли объединить всех людей?

Учащиеся: Да.

Учитель: Как же их можно назвать?

Учащиеся: Семья.

Учитель: А почему? Что такое семья? Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботится, кому желаем добра и счастья. Именно в семье нам нас согревают теплом, окружают заботой и любовью. Как вы думаете, в чем заключается счастье семьи?

Существует такая легенда: В давние-давние времена жила семья, в которой царили мир, покой, любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя. И спросил он у главы семьи: «Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Ничего не ответил старец, только взял бумагу, перо и написал что-то. Правитель прочитал и удивился. На листе сто раз было начертано слово. А что же это за слово, вы узнаете, когда расшифруете его.

А ребятам, работающим у доски, конечно же не терпится получить строительный материал. Проверим их работу.

Ребята, а какой, на ваш взгляд, должна быть счастливая семья? Может быть, стоит обратиться к выставке ваших рисунков. Можем ли мы сказать, что семьи счастливы? Почему? От чего они могут быть счастливы? Охарактеризуйте одну из семей, изображенных на рисунках, используя прилагательные и причастия или причастные обороты. Запишите одно с/с с прилагательным, другое с причастием. Распространите, сделайте разбор с/с.

(Двое учащихся работают у доски)

Учитель: Представьте мысленно звуковой состав слова «семья». Какие согласные в нем?

Учащиеся: Мягкие.

Учитель: И это делает слово более нежным, более теплым. А какое тепло дарит нам наша мама, которая всегда успокоит и утешит, если нам грустно, приласкает, если одиноко, поможет в трудный час. Ребята, а как мы можем помогать нашим мамам? Я думаю, что я вам тоже могу дать полезные советы. Итак, встанем и поможем мамам.

Физкультминутка:

Мамочке я помогу и квартиру уберу.
Аккуратно пыль протру, мусор с пола соберу.
Вещи быстро постираю и скорее отожму.
А потом помою руки и на кухню прибегу.
Тесто тут же замешу, пирожочков напеку.
Утомилась я немножко. Что ж, присяду, отдохну.

Учитель: Отдых должен проходить с пользой, поэтому обратимся к доске и проверим работу учащихся.

Учитель: Придут ваши родители с работы и обрадуются, что есть время отдохнуть и заняться любимым делом вместе со своей семьей. А какие совместные занятия могут быть у семьи?

Учащиеся: Чтение, игра, рисование, прогулка.

Учитель: Например, легко сделать вывод о том, что в каждой семье любят читать, достаточно только посмотреть на оформленную вами выставку книг, в названии которых есть причастия (Бегущая по волнам, Спящая красавица, Очарованный странник, Заколдованный круг). Ребята, назовите книги, в названии которых есть действительные причастия? Страдательные?

Учитель: А давайте заглянем в ваш семейный фотоальбом и посмотрим, какое же любимые занятия есть в ваших семьях. Я знаю, что к сегодняшнему уроку вы не просто выбрали самую лучшую фотографию, но и сочинили стихотворения, используя причастия с зависимым или причастие с определяемым словом. Вспомним, чем они отличаются друг от друга? А как называется причастие с зависимым словом? Ребята, попытайтесь выписать из стихотворений услышанные вами причастные обороты.

(Презентация фотографий, под каждой из них – четверостишие. Учащийся, кому принадлежит фотография, выразительно зачитывает его. Приложение 3)

Учитель: Итак, что же у нас получилось? Для проверки поменяйтесь тетрадями друг с другом и проверьте по ключу, который спроецирован на доске. Поднимите карточку, цвет которой отражает вашу оценку (красный – пять, зеленый – четыре, синий – три, желтый – два).

(Прораб раздает кирпичи тем, у кого карточка зеленая или красная)

Учитель: Очень хорошо, когда у семьи есть увлекательное общее дело. И хорошо даже не потому что время проводим интересно, а потому что все вместе. А бывает, что хочется вместе приготовить обед или еще лучше испечь вкусный пирог по какому-нибудь уникальному рецепту. Вот как раз сегодня Даша поделится с вами одним из своих рецептов. У каждого из вас имеется необыкновенный конверт, в котором вы найдете ингредиенты. А как вы понимаете значение данного слова? Но для того, чтобы пирог получился вкусным, вы должны выбрать только необходимые продукты, а именно те, рядом с которыми имеется страдательное причастие с удвоенной буквой Н. Ребята, давайте вспомним, как называется данная орфограмма? А вот от чего зависит правописание, мы вспомним, оживив схему. (Приложение 4)

Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени
НН
Есть приставки, кроме ?
ПР.: ?
Искл. смышленый, названый, ?
Причастие образовано от бесприставочного глагола ? вида
Пр: решенный
Искл. ?
В причастиях на – ованный, -еванный
Пр: ?
?
Пр: крашенная краской

(В результате получается готовая схема)

Учитель: Итак, назовите еще раз случаи, когда в причастии пишется удвоенная Н.

Учитель: Молодцы! Предоставим слово Даше.

Рецепт оригинальный мой, готовить можно всей семьей.
Вы в свой конвертик загляните, ингредиенты отыщите.
Но выбирайте только те, в которых пишутся Н две!

(На слайде появляются продукты с названиями, учитель называет каждый, учащиеся отбирают необходимые. Приложение 5)

Учитель: Итак, какие же продукты вы отобрали? Давайте ещё раз посмотрим на экран и прокомментируем каждое написание.

(Учащиеся объясняют орфограммы в каждом слове, ненужные продукты исчезают, а необходимые остаются)

Учитель: Даша, проговори-ка нам свой рецепт, чтобы мы еще раз проверили.

Даша:

Возьмем просеянной муки, смешанные с сахаром яйца три,
Размороженное масло добавляем, тщательно перемешаем.
В тесто кинуть нам не грех растолченный орех.
Все на миксере взбиваем, в формочку мы выливаем.
Торт испекся, вынимаем, очень быстро остужаем,
Растопленным шоколадом поливаем и нарезанным бананом украшаем.
Торт готов, и гости здесь, угостить их – просто честь!

(Слова – ингредиенты: размороженное масло, нарезанный банан, просеянная мука, растолченный орех, смешанные с сахаром яйца, моченое яблоко, мороженая клубника, кипяченое молоко, резаный лимон, растопленный шоколад)

Учитель: Ну что ж? И орфограммы повторили, и гостей угостили.

Теплая семья, родная семья, любящие и любимые люди, забота и понимание – что может быть дороже? Недаром семье посвящено огромное количество пословиц и поговорок. Ребята, а знакомы ли вам пословицы и поговорки о семье?

Пословицы:

  • Добро по миру не рекой течет, а сплоченной семьей живет.
  • Материнский гнев, что тающий снег.
  • Родившая мать кормит детей, как плодородная земля людей.
  • На что найденный клад, коли в семье лад.

Учитель: Ребята, издавна одной из традиций русского народа было строительство дома, в котором жила семья. Сегодня на уроке вы сами построили дом для своей семьи, собирая по кирпичику, а для этого пришлось немало потрудиться. Покажите, что же у вас получилось? Не беда, что дом не достроен, у вас еще будет возможность закончить работу. Важно то, что вы строили дом для семьи, пусть пока и не настоящий.

К сожалению, наш урок подходит к концу (подводит итог урока, пользуясь таблицей и смайликами)

Ребята, посмотрите, все буквы собраны, да и слово открылось. Итак, от чего же зависит счастье каждой семьи?

Учащиеся (хором): От понимания.

Учитель: А что значит понимание?

Ну что ж, последнее окно открыто. И очень хочется заглянуть в него. Что же это?

(Звучит гимн семье. Приложение 6)

Учащиеся: Очаг.

Учитель: Почему именно очаг?

 Именно семейный очаг является символом домашнего тепла и уюта, взаимопонимания и любви друг к другу.

Мне очень хотелось бы, чтобы огонь этого очага всегда горел ярким пламенем, согревая вас своим теплом.

Пройдут годы, вы станете взрослее, возможно, кто-то из вас покинет стены родного дома, но самое главное – на земле есть место, в котором вас всегда ждут и любят, это ваша семья!


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21