Преподавание русского языка Буквы "ч" и "щ" в суффиксе имен существительных "-чик" ("-щик"). 5-й класс, русский языкNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 4013 Закирзянова Миля Маратовна, учитель русского языка и литературы Цели урока: познакомить учащихся со способами действия при выборе написания в существительных суффиксов -чик, -щик; научить применять этот способ действия для правильного написания суффиксов -чик, -щик; обратить внимание учащихся еще на одну функцию суффикса -чик – уменьшительное значение; обогатить словарный запас учащихся. ХОД УРОКА I. Вступительное слово учителя. – Ребята! Мы с вами сегодня продолжим наше знакомство с удивительным, огромным миром суффиксов. Этим морфемам в нашем языке доверена трудная, но интересная работа, так как они образовывают новые слова, обогащают наш язык. Каждый суффикс имеет свое определенное значение, учит нас видеть характер слов. – Произношение не соответствует написанию. – Над решением этой проблемы мы и будем сегодня работать. Мы должны дойти до истины, потому что наша основная задача – это научиться грамотно писать. II. Изучение нового материала. – Откройте тетради, запишите число, тему “Буквы ч и щ в суффиксе имен существительных -чик (-щик)”.
– Вот какие слова мы образовали: и с буквой ч, и с буквой щ в суффиксе. Буквы разные, а что общего в этих словах, в этих суффиксах? – Давайте проверим, правильно ли вы ответили. (Открывается таблица № 1.) Таблица № 1
– Итак, делаем вывод: в суффиксе существительных -чик (-щик) после букв д, т, з, с, ж пишется буква ч; в остальных случаях пишется буква щ. Опознавательный признак орфограммы – согласной – стечение согласных. III. Закрепление изученного. – Давайте проверим то, как мы поняли новую тему. Для этого у доски выполним упражнение 197. (Учащиеся работают парами, пишут слова, графически обозначая условия выбора изучаемой орфограммы). – Эти примеры доказывают, что суффикс -чик имеет еще одно значение: уменьшительное. – А сейчас, ребята, я хочу вам рассказать об этом суффиксе небольшую сказку. Давным-давно жил-был суффикс Чик. Он был такой добрый, ласковый, что все слова, к которым он подходил, сразу же превращались в таких же добрых и ласковых, как и сам суффикс. У суффикса Чик была еще одна особенность: он умел уменьшать слова. Вместо мощного КОЛОКОЛА получался чудно звенящий КОЛОКОЛЬЧИК. Даже большой зрелый ОГУРЕЦ превращался в изящный ОГУРЧИК. А также суффикс Чик образовывал и образует слова, обозначающие людей какой-нибудь специальности, профессии. Например, из корня Лет Чик образовывал – ЛЕТЧИК, из слова ПЕРЕПЛЕТ – ПЕРЕПЛЕТЧИК. Сейчас суффикс Чик уже немолодой. Но он по-прежнему старательно работает и помогает людям. (Используется таблица № 2.) Таблица № 2
– Следующие задания – выборочный диктант и работа с индивидуальными карточками – еще раз проверят насколько хорошо вы поняли сегодняшнюю тему. IV. Выборочный диктант.
V. Работа с индивидуальными карточками. Карточка № 1. Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясните выбор суффикса.
Карточка № 2.
– А сейчас, ребята, я вам сыграю на гитаре и спою отрывки из разных песен, а вы попробуйте на слух определить значения изученных сегодня суффиксов.
VI. Выводы. – Над какой орфографической проблемой мы сегодня работали? Как мы её решили? Для чего надо знать значения суффиксов? Какую роль играют в языке суффиксы? VII. Домашнее задание. Выучить орфограмму. Выполнить упражнение 199 – письменно, 200 – устно. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |