Преподавание русского языка Создание условий для формирования и развития предметной одаренностиNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1016 Брославская Татьяна Леонидовна, учитель русского языка и литературы В динамичном, быстро меняющемся мире значительно чаще переосмысливается социальный заказ школе, корректируются или коренным образом изменяются цели и задачи школьного образования. Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации. Именно таких людей имел в виду психолог В. Штерн, формулируя определение одарённости: «Умственная одаренность есть общая способность сознательно направить свое мышление на новые требования, … есть общая умственная способность приспособления к новым задачам и условиям жизни». Одаренность по-прежнему остается загадкой для большинства учителей и многих родителей. Однако для педагогов наиболее важным является не столько научное основание одаренности, сколько её реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации. Сколько может быть видов одаренности? В педагогической психологии существует следующая классификация видов одаренности:
Учителя обычных общеобразовательных школ в основном имеют дело с общей интеллектуальной или академической одаренностью. Дети с общей интеллектуальной одаренностью быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высокоразвитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний. Несколько иной характер имеет академическая одаренность, которая проявляется в успешном освоении отдельных учебных предметов и считается более частной, избирательной. Например, при работе с детьми, обладающими лингвистическим видом одаренности, можно выявить примерную структуру языковых способностей обучающихся. Выделяются следующие компоненты:
Общая интеллектуальная одарённость базируется на трёх основных компонентах:
Следовательно, при работе с одарёнными детьми необходимо:
I. Учитывая высокий уровень познавательной активности одарённых детей,при организации совместной деятельности следует:
Данные рекомендации сыграют свою позитивную роль в том случае, если педагог при организации совместной деятельности с учениками не будет забывать о трёх основных моментах: I. Во время урока для активизации познавательных потребностей одарённых учеников не забывать делегировать им ряд традиционных преподавательских полномочий:
II. Стремиться активнее использовать проблемно-диалогический метод обучения. По мнению психологов, наиболее оптимальной формой организации учебного процесса, стимулирующей рост познавательной активности, является проблемное обучение. С точки зрения Матюшкина А.М., необходимо включить звено порождения проблемы в процесс обучения одаренных детей. Наиболее полно этому требованию отвечает проблемно-диалогический метод обучения. Он предполагает искусство ведения проблемного диалога, в ходе которого ученики самостоятельно открывают общую идею. На начальном этапе учитель знакомит обучающихся с общей идеей (проблемой), которую предстоит изучить. После этого дети выдвигают собственные гипотезы и идеи, проводят исследования, собирают информацию для доказательства или опровержения выдвинутой гипотезы, сообщают свою информацию, систематизируют, подтверждают или отвергают свои гипотезы, подводят итоги, планируют дальнейшую работу. Этот метод обучения обеспечивает высокую познавательную мотивацию обучающихся и требует постоянного творчества учителя. III. Выстраивать индивидуальную образовательную траекторию по своему предмету для одарённых учеников. Как показывает практика, наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с высоко одаренным ребенком – индивидуальные занятия-консультации с акцентом на его самостоятельную работу с материалом. Учителю-предметнику в этом случае необходимо:
II. Интеллект как вторая составляющая одарённости.Общие черты интеллектуальной активности одарённых детей:
Выделяется также два основных типа направленности интеллекта: практический и теоретический, т.е. преобладающим является либо уровень практического, либо уровень теоретического осмысления информации об окружающем мире. Структурообразующим методом организации обучения детей с доминантой «практического» интеллекта может стать проектная деятельность, т.е. деятельность по созданию материального или интеллектуального продукта (от замысла до результата), совершаемая в специально организованных педагогических условиях. Метод проектов силён своей целенаправленностью, а также сочетанием практической и познавательной мотивации. Проект даёт наглядный результат и для ученика, и для родителей. Коллективная работа проблемных групп по методу проекта избавляет участников от неприятного ощущения подконтрольности, способствует возникновению внутренней мотивации, снимает интеллектуальные страхи. Проект учеников с доминантой «практического» интеллекта будет носить конкретный прикладной характер. Исходя из нашего опыта работы, мы можем предложить следующие виды проектов для практикоориентированных обучающихся:
Более подробно о последнем проекте. В начале учебного года (или полугодия) учитель предлагает учащимся (микрогруппы в составе двух - трёх человек) темы уроков, которые они должны провести в полном объёме. Затем начинается длительная подготовительная, исследовательская, поисковая работа под наблюдением и при поддержке учителя. В процессе подготовки к проведению урока ребята знакомятся с некоторыми аспектами педагогики, дидактики, психологии, методики проведения урока, затем разрабатывается детальный план, если это необходимо проводятся репетиции, урок проводит один из представителей группы, остальные выступают в роли ассистентов. После проведенного урока учитель вместе с «педагогами на час» проводит анализ пройденного урока. Проектная деятельность детей, у которых преобладает теоретический подход в осмыслении информации, будет иметь ряд особенностей. Во-первых, по содержательному характеру - скорее всего это будет исследовательский или творческий проект. Во-вторых, по способу реализации – проблемно-реферативный (творческая работа, созданная на основе нескольких научных источников, предполагающая сопоставление этих источников и на основе этого создание собственной трактовки поставленной проблемы) или исследовательский (проект, выполненный с точки зрения выбранной корректной научной методики, имеющий собственный исследовательский материал, на основе которого делается анализ и выводы о характере исследуемой проблемы). Также неплохие результаты у обучающихся - теоретиков показывает проект по подготовке и проведению урока – конференции. III. Третья составляющая одарённости – креативность.Креативность охватывает совокупность мыслительных и личностных качеств, способствующих становлению способности к творчеству. Креативность - это способность порождать необычные и оригинальные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации и разрабатывать новые гипотезы. Традиционным приёмом, ориентированным на развитие креативности у обучающихся, можно считать разные виды творческих работ, выполняемых на уроках развития речи. Кроме того существует ряд приёмов, стимулирующих и развивающих креативность детей во время обычных учебных занятий. Введение в свою педагогическую практику хотя бы двух-трёх из них позволит стимулировать воображение, фантазию ребёнка и развивать его творческий потенциал. Мы рекомендуем использование следующих методических приёмов:
Урок – многогранный кристалл, в котором отражается вся система взаимодействия учителя и ученика. Когда мы видим одарённость наших детей, когда стремимся развивать у них креативность и наращивать их интеллектуальный потенциал, то начинается процесс сотворчества, который открывает новые творческие перспективы и для педагога. Литература
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |