Преподавание литературы Программа элективного курса "Анализ художественного текста"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 3116 Калинина Татьяна Геннадьевна, учитель русского языка и литературы; Старченко Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы Пояснительная записка Элективные курсы являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательно-профессиональных программ, которые в значительной степени связаны с выбором каждым старшеклассником содержания образования в зависимости от его интересов и способностей. Культура восприятия художественного произведения важна как основа формирования литературного вкуса, умений и навыков читать грамотно, вдумчиво, анализировать, осознанно делать выводы. Структура учебного плана по литературе позволяет осваивать содержание профильного обучения в следующей логике:
Актуальность программы элективного курса «Анализ художественного текста» определяется необходимостью развития аналитических навыков старшеклассника и оказания помощи учащимся в повышении лингвистической и коммуникативной компетенции, что в целом обеспечивает формирование нового качества знания и соответствует современным образовательным тенденциям. Содержание элективного курса «Анализ художественного текста», предлагаемого для изучения в 10 классе, состоит в том, направлен на удовлетворение познавательных интересов обучающихся в области литературоведения, развитие навыков исследовательской деятельности и реализацию творческих возможностей личности. Структурно элективный курс состоит из четырех разделов. Первый раздел: «Понятие литературоведческого и стилистического» направлен на систематизацию знаний по теории литературоведческого и стилистического анализа художественного текста. Во втором: «Основные направления анализа прозаического текста» и третьем: «Основные направления анализа поэтического текста» разделах совершенствуются навыки анализа текста. Четвертый: «Итоговая читательская конференция», на которой обучающиеся представляют исследовательские работы как результат реализации своих творческих возможностей. В результате изучения элективного курса обучающиеся должны:
Цель курса:
Задачи курса:
Образовательные результаты программы:
Методологической базой данного курса являются:
Формы организации занятий и контроля над знаниями обучающихся Программа предусматривает такие формы организации учебных занятий как семинары и практикумы. Особое место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе по подготовке презентации результатов собственной исследовательской деятельности. Для анализа прочитанного обучающимися текста предлагается система вопросов, направленных на развитие литературоведческой наблюдательности. Освоение каждой темы заканчивается выполнением задания практикума, связанного с развитием творческих способностей обучающихся. Список произведений, предложенных обучающимся для подготовки к практикуму, носят рекомендательный характер. Разделы завершаются тестом или зачетом, к которому ученик должен представить самостоятельно выполненный анализ художественного текста. Кроме этого формой контроля являются самостоятельно подготовленные сообщения (рефераты) исследовательского характера по анализу выбранного обучающимся художественного текста к итоговой читательской конференции. В ходе семинара обучающиеся должны продемонстрировать знания и умения анализа прозаического и поэтического текстов. Результативность элективного курса будет достигнута только в том случае, если обучающийся осознанно выбрал данный курс, имел возможность заранее познакомиться с его содержанием. Программа элективного курса «Анализ художественного текста» рассчитана на 34 часа, носит примерный характер, может быть рекомендована для обучающихся любого профиля, реализуется за счет школьного компонента учебного плана. Темп изучения элективного курса может носить вариативный характер в зависимости от реально складывающейся ситуации. При анализе художественного текста можно использовать большее количество часов, потому что тема вызвала особый интерес или при ее изучении возникли трудности, какой-то материал следует рассмотреть бегло, от какого-то возможно отказаться. Программа ориентирована на удовлетворение запросов конкретных групп обучающихся, поэтому учитель вправе осуществить корректировку предложенного материала, исходя из своих профессиональных возможностей и особенностей учебной группы. Продолжением обучения по данной программе для обучающихся 11 классов может быть рекомендован курс, рассчитанный на 34 часа по теме: «Тайны творчества», который предусматривает большие возможности для самостоятельной проектной деятельности старшеклассников. Учебно-тематический план
Содержание программы Раздел 1. Понятие литературоведческого и стилистического анализа художественного текста (2 ч.) 1.1. Сущность литературоведческого анализа прозаического и поэтического текста: сюжет и композиция, пространство и время, структурные мотивы, субъектная организация литературного произведения. 1.2. Сущность стилистического анализа. Определение словесных средств художественной изобразительности: тропов (метафора, метонимия, гипербола, олицетворение, литота и др.) и стилистических фигур (анафора, антитеза, градация, параллелизм и др.); звуковых средств художественной изобразительности (благозвучие, аллитерация, ассонанс, звуковые повторы, звукопись); стихосложение (стопы, размер, рифма, строфа). Раздел 2. Основные направления анализа прозаического текста (20 ч.) 2.1. Сюжет и композиция как важнейшие структурные принципы организации произведения. Внешняя и внутренняя композиция рассказа А. Грина «Зеленая лампа» и Л.Н. Толстого «Три смерти». Семинар Ю.П. Казаков «Двое в декабре» 2.2. Пространство и время литературного произведения. Причинно-следственные связи между временем и пространством в рассказе А.П. Чехова «Рассказ госпожи NN». Художественное время и пространство в рассказе А.П. Чехова «Вор». Семинар. А.П. Чехов «Устрицы» 2.3. Структурные мотивы художественного произведения. Мотив краденого счастья в рассказе И. Бунина «Ворон». Разнообразие мотивов в рассказе Л.Н. Толстого «Три смерти». Роль художественной детали в рассказе А. Грина «Голос и глас». Семинар. А.П. Платонов «Такыр» 2.4. Субъектная организация литературного произведения. А.П. Чехов «Спать хочется». В. Набоков «Нежить». 2.5. Приемы создания художественного образа. И.С. Тургенев «Певцы». И. Бунин «Красавица». 2.6. Зачет. Анализ рассказа Л. Андреева «Город» Раздел 3. Основные направления анализа поэтического текста (9 ч.) 3.1. Особенности жанра, композиции, идейно-тематическое своеобразие стихотворного текста. Н.А. Некрасов «Элегия». С.Я. Надсон «Певец». 3.2. Особенности лирического героя произведения, выражение лирического «я» поэта. А.С. Кушнер «Поэзия – явление иной…» 3.3.Художественно-выразительные средства поэтической речи. Ритмико-интонационная организация стихотворения. А. Майков «Мечтания». Н. Заболоцкий «Прохожий». 3.4. Поэтическая фонетика. Н Заболоцкий «Журавли». Б. Пастернак «Зимняя ночь». 3.5. Лексические средства выразительности художественной речи. Е. Боратынский «Весна» 3.6. Стихосложение. Семинар. И. Бунин «Одиночество» Раздел 4. Итоговая читательская конференция (3 ч.) 4.1. Человек в мире литературы. Интерпретация самостоятельно прочитанного художественного произведения (презентация) Список литературы Литература для учителя
Литература для учащихся
Перечень ключевых слов
Приложения Приложение 1 - Пространственно-временная организация произведения. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |