1. Оргмомент. Учитель проверяет наличие у класса необходимого раздаточного материала (текстов летописных источников), устанавливает электронное приложение к уроку. 2. Объявление темы урока, определение его целей и задач. Учитель объявляет тему урока и предлагает обучающимся сформулировать его цели и задачи. 3. Выбор эпиграфа урока. Учитель. Сегодня мы попытаемся восстановить ту творческую атмосферу, в которой наш великий поэт А.С.Пушкин создавал один из своих шедевров – “Песнь о вещем Олеге”. Но, чтобы мысленно поскорее оказаться в той обстановке, в которой поэт создавал свои замечательные произведения, давайте подберем эпиграф к нашему уроку, а материалом для этого послужат фрагменты из стихотворений А.С.Пушкина. 4. Исследование этапов творческого процесса. Возникновение замысла. Учитель. С чего, по вашему мнению, начинается рождение литературного произведения? Учитель. Как же возник у А.С.Пушкина замысел создания стихотворного произведения об известной исторической личности – князе Олеге? Учитель. А.С.Пушкин всегда с большим интересом изучал древнерусские летописи. В одной из них он встретил заинтересовавший его эпизод о трагической смерти князя Олега от укуса змеи. (Примечание: эту информацию может дать ученик.) Учитель. А как вы думаете, существуют ли другие версии гибели князя? Почему же именно эта история легла в основу пушкинского произведения? Учитель. Фрагмент из летописи, написанный на старославянском языке, лежит перед вами. Давайте прочитаем его и представим себя на месте поэта, держащего в руках этот бесценный документ. Фрагмент на старославянском языке должен прочитать вслух учитель или заранее подготовленный ученик. 5. Выбор формы и жанра литературного произведения. Учитель. Мы исследовали историю зарождения замысла литературного произведения. Каков, по вашему мнению, следующий этап работы над ним? Учитель. Какие бывают формы создания литературного произведения? В чем их особенности? Учитель. В чем причина выбора А.С.Пушкиным поэтической формы? Учитель. Для своего произведения А.С.Пушкин выбрал жанр баллады. Но при этом сам он назвал свое произведение “Песнь”. Каково же соотношение понятий “баллада” и “песнь” и в чем их связь с жанром летописи, который послужил источником для создания произведения? 6. Исследование процесса создания текста художественного произведения и работы над ним. Учитель. Итак, автор определился с выбором формы и жанра своего произведения. Какой этап работы над художественным произведением, по вашему мнению, следует далее? Учитель. А что собой представляет работа над текстом? Учитель. В распоряжении А.С.Пушкина был летописный источник. Давайте сопоставим его с текстом баллады и сделаем вывод: какие моменты поэт целиком перенес в балладу, а какие изменил и переосмыслил? (Примечание: далее летописный источник используется в переводе на современный русский язык.) Какие эпизоды мы можем подвергнуть сопоставлению? Учитель подводит итог сказанному: То, что в летописи звучит более кратко и сдержанно, у Пушкина наполняется содержанием. Это позволяет лучше понять характеры героев и причины их поступков. В летописи образ Олега более обобщен, в нем мало индивидуальных черт. В балладе же князь более человечен, у него более сильное выражение эмоций. Перед нами предстает образ не только могучего воина и правителя, но и человека со своими достоинствами и слабостями. 7. Редактирование текста. Учитель. А как поступает автор с написанным текстом? Оставляет его в первоначальном виде или работает над ним? Учитель. Произведем исследование работы Пушкина над текстом баллады. А сейчас мы можем побывать в творческой мастерской А.С.Пушкина и понаблюдать, как он работал над текстом своей баллады. Сопоставим первоначальный и окончательный варианты и подумаем, с какой целью были внесены поэтом в текст те или иные изменения. (Обращает внимание учеников на текст, представленный в электронном приложении.) Учитель. Вновь обратим внимание на выбранный нами эпиграф. Как соотносятся слова, посвященные нелегкому труду поэта, с идейным содержанием баллады. Учитель. Сегодня мы попытались проникнуть в тайны писательского мастерства, в деталях рассмотреть особенности творческого труда. Давайте еще раз зачитаем, какие этапы работы над художественным произведением мы выделили. Не кажется ли вам, что мы не назвали какой-то важный момент создания литературного произведения? Что нужно для того, чтобы оно обрело подлинную жизнь? 8. Творческий практикум. Читатель не просто знакомится с литературным произведением, он становится его своеобразным соавтором. И вот мы подошли к следующему этапу нашей работы: творческий практикум. Задание нас ожидает очень смелое и даже дерзкое: нам предстоит стать соавторами, а может, и оппонентами самого А.С.Пушкина. Перечитайте еще раз эпизод пребывания Олега на могиле коня. Обратите внимание на слова князя, обращенные к умершему другу и относящиеся к предсказанию кудесника. Может быть, вы бы построили этот эпизод по-своему, вложили бы другие слова в уста князя, по-другому описали его поведение. 9. Подведение итогов урока. Учитель. Подведем итоги нашего урока. Все ли поставленные цели нам удалось реализовать? Учитель. Но для чего мы это делали? Что, помимо теоретических знаний и практических навыков, вынесем мы с урока? 10. Домашнее задание. Учитель. Я предлагаю вам дома создать свое произведение, в основе которого лежит такой сюжет: ваш друг сказал вам горькие, но справедливые слова. Как быть? Обидеться? Перестать считать его другом? Или, может быть, прислушаться? Желательно создать свое произведение в стихотворной форме, так как это позволит вам лучше выразить свои чувства и эмоции. Желаю творческих успехов. | Обучающиеся готовят учебники литературы, предметные тетради, рабочие блокноты, письменные принадлежности. Обучающиеся записывают в тетради дату, тему урока и предлагают свою формулировку целей и задач урока. Ученики читают предложенные варианты эпиграфов, выбирают наиболее соответствующий теме и целям урока и записывают его в тетради. Ученики. Рождение литературного произведения начинается с возникновения замысла. (Делают запись в тетрадях: Этапы работы над литературным произведением. 1. Возникновение замысла.) Ученики. Многие поэты и писатели обращались к историческому прошлому. Анализ исторических событий дает возможность осмыслить современные события . Ученики. Существуют и другие версии смерти князя Олега, но они не обладают такой занимательностью и поучительностью, как эта. Ученики читают тексты летописного источника, учатся правильно произносить старославянские слова и выражения. Ученики. Следующий этап – выбор формы и жанра произведения. (Запись в тетрадях: 2. Выбор формы и жанра произведения.) Ученики. Существуют две формы литературы: проза и поэзия. Ученики. Очевидно, автора привлекла возможность не только рассказать о событиях, но и передать свои мысли и чувства, приблизиться к изображаемому персонажу. Ученики зачитывают определения, представленные в электронном приложении, делают выводы. Автор дал произведению старинное жанровое определение “песнь”, чтобы подчеркнуть реальность описанных событий. В этом же состоит и связь баллады и летописи. Но баллада не просто сообщает нам о том или ином историческом событии, но и создает живой, наделенный индивидуальными чертами образ героя. Ученики. Далее следует основной этап работы над произведением – создание художественного текста. (Делают запись в тетрадях: 3. Создание первоначального варианта художественного текста.) Ученики. Подбор наиболее точных и образных выражений, использование различных художественных средств. Ученики сопоставляют текст баллады с фрагментом летописи и делают вывод, какие изменения внес автор в художественный текст. Ученики. (Сопоставляют летописный и художественный тексты и сообщают результаты наблюдений.) Эпизод прощания Олега с конем. В летописи: “Олег сказал: “Никогда не сяду на него и не увижу его более”. В балладе: Прощай, мой товарищ, мой верный слуга, Расстаться настало нам время… (В балладе более заметна искренняя грусть князя при расставании с конем.) Эпизод осуждения Олегом кудесника. В летописи: “Олег же посмеялся и укорил кудесника, говоря: “То неправду говорят волхвы, все это ложь есть: конь мой умер, а я жив”. В балладе: Кудесник, ты лживый, безумный старик, Презреть бы твое предсказанье! (В словах Олега больше эмоций, вызванных его грустью об умершем коне.) Эпизод с черепом коня. В летописи: “…посмеялся, говоря: “Не от этого ли черепа смерть мне будет?” В балладе: Спи, друг одинокий! ( . . . ) Так вот где таилась погибель моя! Мне смертию кость угрожала! ( словах Олега прежде всего звучит печаль по своему умершему другу, и лишь потом – горькая усмешка.) Ученики. После написания первоначального варианта текста автор приступает к его редактированию, т.е. подбирает более удачные слова и выражения. (Запись в тетради: 4. Редактирование текста.) Ученики сравнивают первоначальный и окончательный варианты баллады, делают выводы о причинах внесенных изменений. 1-я цитата: автор показывает не послушание и покорность коня, а его преданность. 2-я цитата: Кудесник показан не старым и немощным, а всемогущим, наделенным большой силой. 3-я цитата. Кудесник не надменен, а всемогущ, и в этом равен князю. 4-я цитата. Кудесник не угрожает князю, а предупреждает его. 5-я цитата. Теряет не слугу, а друга. 6-я цитата. Курган, “видевший” много славных событий. Вывод. Пушкин усиливает чувства привязанности Олега к своему четвероногому другу. В окончательном варианте кудесник представлен не просто старым волшебником, но мудрым и независимым пророком. Образ кудесника можно сопоставить с образом поэта, несущего людям истину. Ученики зачитывают записи, сделанные ими в ходе урока. Ученики. Чтобы произведение начало свой жизненный путь, ему необходимы читатели. Делают запись в тетрадях: 5. Восприятие текста читателем или слушателем. Ученики берут рабочие блокноты, которые были приготовлены в начале урока, работают с текстом баллады, пытаются создать свой вариант этого фрагмента текста. Они создают свою версию этого эпизода (можно изменить только некоторые слова и выражения, подобрав другие, более точные ). Окончив работу, они зачитывают свои варианты, объясняют, почему они выбрали тот или иной вариант. Ученики. Мы смогли окунуться в атмосферу писательского труда, понять, насколько он сложен и ответственен. Создавая свою версию стихотворного фрагмента, мы чувствовали ответственность за каждое написанное нами слово. Ученики записывают домашнее задание. | Тема урока: В творческой мастерской А.С.Пушкина. Портрет А.С.Пушкина. Варианты эпиграфов. Дорогою свободной Иди, куда влечет тебя свободный ум, Усовершенствуя плоды любимых дум, Не требуя наград за подвиг благородный. (“Поэту”) Глаголом жги сердца людей. (“Пророк”) Не для житейского волненья, Не для корысти, не для битв, Мы рождены для вдохновенья, Для звуков сладких и молитв. (“Поэт и толпа”) Портрет А.С.Пушкина. Портрет князя Олега. Проза. Поэзия. Различный способ организации художественной речи. Проза. 1.Деление на предложения и абзацы. 2. Эпичность, интеллектуальность, познавательность. 3. Обособленность персонажа от автора. Поэзия. 1.Деление на ритмически организованные отрезки – стихи. 2. Воплощение тончайших смысловых оттенков. 3. Слово персонажа приближено к слову автора. Песнь – жанр народного героического эпоса, в основе которого лежали реальные исторические события. Летопись – жанр повествовательной литературы 11-17вв., состоящий из ежегодных записей. Баллада – лироэпическое стихотворное произведение, в основе которого лежит необычное событие с напряженным сюжетом. Иллюстрации В.М.Васнецова к балладе. Первоначальный вариант: Князь по полю едет на смирном коне. Идет престарелый кудесник. И к гордому старцу подъехал Олег. Но знаю, но вижу паденье твое. Служил ты мне долгое время… Над ветхой главою кургана… (Над гордой главою кургана…) Окончательный вариант: Князь по полю едет на верном коне. Идет вдохновенный кудесник. И к мудрому старцу подъехал Олег. Но вижу твой жребий на светлом челе. Расстаться настало нам время. Над славной главою кургана… Портрет А.С.Пушкина.
|