Преподавание литературы Применение модульной технологии на уроках литературы в старших классах. Модуль "Рассказы Шукшина". 11-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1461 Бражникова Лариса Николаевна, учитель русского и литературы, заведующая кафедрой словесности В рамках гуманистической парадигмы человек понимается как уникальная, целостная личность, развивающаяся в процессе активной самореализации своего творческого потенциала в системе взаимодействия с другими людьми. В современном учебном процессе в условиях модернизации образования школы предполагается апробация и реализация таких форм и видов образовательной деятельности, которые позволят проявить учащимся интеллектуальную мобильность, их способность к сознательному и ответственному выбору, личностную и гражданскую зрелость. Одной из таких форм является, на мой взгляд, модульная технология обучения. Модуль – это фундаментальный целевой узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им. Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно или с определенной дозой помощи достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Таким образом, модуль выступает средством модульного обучения, так как в него входят следующие составляющие: целевой план действий, банк информации, методическое руководство по достижению дидактической цели. Именно модуль может выступать программой обучения, дающей уровень самостоятельности и темп учебно-познавательной деятельности. Теория модульного обучения, исходя из практики, ценна тем, что опирается на рефлексивный подход, а это в первую очередь – процесс самопознания учеником своих внутренних психических актов и состояний. Рефлексия связана с самооценкой себя, своих действий, осознанием причин успеха и неудач. Кроме этого, не следует забывать, что образование, как деятельность личности, основано на внутренней мотивации, а также на полноценном общении учителя и учащихся, причем участие школьников в совместном принятии решения уважается и поощряется. И наиболее успешно образование осуществляется в обстановке заботы, внимания, сотрудничества, а не формального руководства. Составление модульного тематического планирования уроков литературы предполагает процесс осмысления деятельности как учителя, так и ученика, начиная с целеполагания и завершая контролем разного типа. В модуле темы “Рассказы В. М. Шукшина” в 11 классе модульное планирование ведется от общей темы – характеристики литературного процесса 60-70-х годов, творческой судьбы писателя через анализ своеобразия рассказов Шукшина, определение концепции личности героев и самого писателя к рассмотрению образов “духовной истины бытия” в его рассказах. Каждый урок такого модуля имеет свою цель, название, логику построения. От этого зависит и тип урока, и вид контроля. В данном модуле самостоятельной деятельности ученика отводится максимум времени. Виды работы разнообразны: герменевтический подход к текстам рассказов позволяет рассматривать не только поступки, но и чувства, суждения героев, их мировосприятие, житейскую философию. Кроме того, учащиеся исследуют художественное пространство текстов Шукшина (индивидуально и работая в группах), конспектируют литературоведческие материалы, устно готовят ответы на проблемные вопросы, дают собственную интерпретацию рассказов (устно и письменно) и, наконец, выполняют творческое задание (например, эссе, рецензия). К таблице “Модульное тематическое планирование уроков литературы в 11 классе. Модуль “Рассказы В. М. Шукшина” разработана “Ориентировочная карта учащегося”, где определены необходимые знания, умения и навыки, отрабатываемые в модуле, а также “Технологическая карта для работы в группах”, в которой зафиксированы основные этапы, формы и содержание работы учащихся. Модульное тематическое планирование уроков литературы в 11 классе. Модуль “Рассказы В. М. Шукшина”.
Ориентировочная карточка учащегося Знать 1. Тексты изучаемых рассказов. 2. Основные факты жизни и творчества писателя в контексте времени и литературы. 3. Литературоведческие понятия и термины: род, вид, жанр, композиция, тема, идея, хронотоп произведения. 4. Основные принципы
Понимать 1. Своеобразие рассказов В. М. Шукшина. 2. Жанровую специфику рассказов (рассказ-характер; рассказ-судьба; рассказ-исповедь…) 3. Композиционные приемы писателя: - ситуативность; - высокое мастерство диалогов(реплики, раскрывающие психологию героев; точные, сжатые портретные детали; характеристики действующих лиц, передающие внезапный поворот мысли и др. ) - динамику поступка и ощущение покоя и величия бытия. 4. Особенность представления писателя о человеке, его характере. Уметь 1. Свободно ориентироваться в текстах рассказов. 2. Использовать терминологию в устных и письменных монологических ответах. 3. Производить анализ текста с целью понимания авторской позиции и художественной значимости текста. 4. Качественно делать характеристику темы, составлять план, формулировать тезисы и резюме. 5. Последовательно и полно раскрывать образ литературного героя, делать сравнительную характеристику. 6. Объективно оценивать себя и других. Технологическая карта работы в группах по теме “Концепция личности в рассказах В. М. Шукшина”. 3-й урок в модуле. Организационный момент.
Задания. I. Обсудите индивидуальное домашнее задание и обобщите материал. 1. Представьте рассказ и его героев. 2. Выделите суждения,чувства,поступки героев,раскрывающие характер. 3. Работая с текстом, выпишите в тетрадь некоторые фразы-доминанты, позволяющие “увидеть” героя и понять отношение к нему автора. 4. Какие приемы использует автор для изображения личности героев? 5. Определите главный вопрос, поставленный в рассказе. Как он решается автором? Что можно сказать об авторской позиции и жизненных принципах писателя? II. Составьте тезис и резюме по теме урока на примере анализируемого рассказа. III. Произведите само- и взаимопроверку работы и ответов с позиции
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |