Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Урок-экскурсия по теме "Причастие". "Язык словами силен, или Тайна русского языка"
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Урок-экскурсия по теме "Причастие". "Язык словами силен, или Тайна русского языка"


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1093

Василенко Ирина Петровна, учитель русского языка и литературы

Цели урока:

  1. Обобщить и систематизировать знания о причастии как о части речи и образовании действительных и страдательных причастий.
  2. Наблюдать за употреблением причастий в речи.
  3. Учить составлять монологические выказывания на лингвистическую тему.
  4. Воспитание у ребят чуткого отношения к родному языку, к красоте и выразительности речи, интереса к его изучению.

Ход урока.

Если есть в мире вещи, достойные названия «чуда», то слово,бесспорно, первая и самая чудесная из них.
Л. Успенский.

Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя.
А.С. Пушкин

I. Организационный этап.

Учитель.

Тема нашего урока «Язык словами силён, или тайна русского слова». Сегодня мы повторим изученный материал по причастию: особенности причастия как части речи; его грамматические признаки; роль причастий в речи.

Прочитайте высказывания, которые написаны на доске. Скажите, пожалуйста, как эти слова связаны с темой нашего урока?

(Ответы учащихся)

II. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний

Учитель.

Ребята! На свете есть много разных музеев, и у нас с вами тоже будет свой музей русского языка. В нем много разных залов, в каждом из которых представлены своеобразные экспонаты: части речи, морфемы, фонемы, знаки препинания. Мы с вами сегодня будем сотрудниками музея, работающими в зале «ПРИЧАСТИЕ». Нам нужно подготовить зал к открытию и быть готовыми рассказать посетителям музея об образовании и употреблении причастий.

А вот звание экскурсовода музея русского языка получить непросто. Для этого надо продемонстрировать свои умения: раскрыть основные признаки причастия, объяснять, как образуются действительные или страдательные причастия, иметь представление о роли причастий в речи, уметь употреблять в речи фразеологизмы, имеющие в своем составе причастия, показать свое умение работать со словарем синонимов и словарем эпитетов, уметь сочинять тексты и даже рассказывать лингвистические сказки. А если у нас не будет отличных экскурсоводов, не состоится открытие музея русского языка.

III. Этап обобщения и систематизации изученного.

Ребята, которые хотят стать сотрудниками нашего музея, должны будут пройти испытания. Мы с вами будем не только следить за ходом работы, а также примем участие в выполнении заданий.

Испытание первое:

Претенденты на звание экскурсовода должны отобрать карточки с морфологическими признаками причастия, это нужно сделать быстро и правильно.

Материал для индивидуальной работы: Собственное, нарицательное, одушевленное, неодушевленное, род, склонение, число, падеж, качественное, относительное, притяжательное, возвратный, невозвратный, вид, переходность, спряжение, наклонение, лицо, настоящее время, прошедшее время, будущее время, полная или краткая форма.

Работа с классом:

Запишите словосочетания «причастие + имя существительное» из диктуемых примеров.

Материал для класса:

Мокнувший под дождем; плакучая ива; бушующее море: дремучий лес; цветущий сад; шумящий класс; соприкасаться с огнем; гонимый ветром; побитые градом цветы; просеянный песок, спелые ягоды.

Учитель:

- Как можно доказать, что записанные вами словосочетания включают причастия?

( Нужно знать суффиксы, при помощи которых они образуются от глаголов).

-ущ- (-ющ-), -ащ- (-ящ-): защищающийся, летящий

-ем- (-ом-), -им-: избираемый, гонимый

-вш-, -ш-: лежавший, несший

-нн-, -енн-, -т-: указанный, построенный, понятый )

Коллективная проверка работы «экскурсовода»-

Правильный ответ: причастие имеет следующие морфологические признаки: возвратное или невозвратное, действительное или страдательное, вид, время (настоящее и прошедшее), полная или краткая форма (у страдательных причастий), число, род, падеж (у полных причастий).

Учитель:

-Лучшему претенденту вручается фишка.

Учитель:

Ребята! Мы должны быть готовы к разным вопросам со стороны посетителей, поэтому повторим основные признаки причастия.

Почему причастие называется особой формой глагола? Назовите признаки глагола у причастия, а потом признаки прилагательного. {Ученики называют признаки глагола и прилагательного у причастия.)

Рассказ ученика:

Владимир Иванович Даль в своем «Толковом словаре...» сказал: «Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного». Действительно, своим «внешним видом» причастия похожи на прилагательные: имеют те же окончания; изменяются по родам, числам, падежам; согласуются с именами существительными в роде, числе и падеже, отвечают на вопрос какой? Но причастия тесно связаны с глаголами, потому что образуются от них и имеют глагольные признаки: время (настоящее и прошедшее), вид (совершенный и несовершенный), возвратную форму, которая передается с помощью возвратного суффикса -ся, (-сь), способность иметь при себе зависимое имя существительное или наречие, особые «глагольные» вопросы что делающий? что сделавший?).

Учитель

-В этой части испытания лучшими были …

Первый стенд

«Признаки глагола и имени прилагательного у причастия».

Испытание второе

Учитель:

- В нашем следующем стенде будут представлены действительные и страдательные причастия.

Расскажите, что вы знаете об образовании действительных причастий настоящего и прошедшего времени.

Расскажите, что вы знает об образовании страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.

Класс обсуждает и рецензирует ответы: обобщает сказанное, подчеркивает еще раз важность глагольных признаков для образования причастия.

- Какие признаки глагола «работают» при образовании причастий?
(Выбор суффикса при образовании причастий настоящего времени зависит от спряжения глагола. Причастие сохраняет вид и возвратность глагола, от которого образуется. От глаголов совершенного вида образуются действительные и страдательные причастия только прошедшего времени.)

- А теперь, ребята, выполним задание «Узнавание в лицо». В правый столбик выписываем действительные причастия, а в левый –страдательные.

  1. поднимавшаяся луна
  2. падающие звезды
  3. волнуемый воспоминаниями
  4. разорванные клочья тумана
  5. убывавший месяц
    строящийся дворец
  6. посеребренные поля
  7. изучаемый предмет
  8. побитые градом цветы
  9. поредевшая листва

ОТВЕТЫ:

  1. Д (прош. вр.)
  2. Д (наст, вр.)
  3. С (наст, вр.)
  4. С (прош. вр.)
  5. Д (прош. вр.)
  6. Д (наст, вр.)
  7. С (прош. вр.)
  8. С (наст, вр.)
  9. С (прош. вр.)
  10. Д (прош. вр.)

У нас оформлен уже второй стенд. Лучшими в этом испытании были….

Они получают фишки.

Схема «образование причастий».

Третье испытание.

Учитель:

- У посетителей музея могут быть вопросы об употреблении причастий в речи.

А. С. Пушкина говорил: «Причастия... обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: которая скачет; который метет и пр., - заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом». Что вы можете рассказать об этом?

Ответы учеников:

Причастия, обладая энергией глагола и живописной силой прилагательного, придают художественному тексту особую выразительность. Многие причастия, употребляясь в речи в переносном значении, становятся прилагательными. При употреблении причастий речь становится более меткой, ясной, обогащает содержание высказывания.

Учитель:

- Итак, употребление причастий и причастных оборотов характерно для письменной речи. Их часто используют поэты и прозаики, так как они придают речи образность и выразительность: «Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя» (А. С. Пушкин). Где нужен пафос, обличительность, торжественность - там всегда мы встретим причастие.

Учитель:

- Вы сказали, что причастие при употреблении в переносном значении становится прилагательным. Это языковое явление будет более подробно рассмотрено в 7 классе. А сегодня на уроке очень важно узнать, что переносное употребление слова часто не только меняет его грамматическую природу, но и становится источником создания образности в языке.

Задание 1.

Расшифруйте запись:

Задание 2.

Назовите фразеологизм по его толкованию:

  1. Умеет хорошо говорить (язык хорошо подвешен).
  2. Лишен свободы действий, поступков (связан по рукам и ногам).
  3. Объединены чем-либо общим, неразрывным (одной веревочкой связаны).
  4. Суждено, предопределено (на роду написано).
  5. По внешнему виду сразу не разберешь, кто это (на лбу не написано).
  6. Однообразно и непрерывно, с механической точностью (как заведенная машина).
  7. Вовсе не похож на других по взглядам, характеру, образу жизни (из другого теста сделан).
  8. Человек, утративший от усталости физические силы или творческие способности (как выжатый лимон).
  9. Крайне важный, совсем необычный, особенный (из ряда вон выходящий)

Задание 3

Отгадайте фразеологизм по рисункам-подсказкам.

  1. Где собака зарыта. (неловкая, неудобная ситуация)
  2. Щекотливая ситуация. (В чем главная причина)
  3. У разбитого корыта (Остаться ни с чем)

Лучшими были …

На третьем стенде рассказывается об употреблении причастий в речи, о фразеологизмах.

Четвёртое испытание.

Учитель:

- А теперь «экскурсоводы» переведут нас к стенду, где помещаются экспонаты под названием «Эпитеты». К. Горбачевич сказал об этом удивительном тропе: «Удачный, свежий эпитет усиливает выразительность и образность нашей речи, обогащает содержание высказывания, подчеркивает индивидуальный признак определяемого предмета или явления».

- Что такое эпитет?

(Эпитет - троп, слово, определяющее предмет или явление и подчеркивающее его качества, свойства, особенности. Эпитет - это художественное определение предмета или явления. В художественном произведении эпитет помогает живо представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему.)

Игра «Эпитеты»

На листе бумаги или на доске написаны слова:

  • Снег – голубеющий, искристый, сверкающий, слепящий
  • Туча – летучая, нависшая, плывущая
  • Река – высохшая, иссохшая, обмелевшая, застывшая, плещущаяся.

Игрокам показывают эти слова очень недолго, чтобы они только успели их прочитать. Вы должны назвать эпитеты - причастия к этим словам в том порядке, в каком расположены слова.

- Молодцы.

- А теперь послушаем «экскурсоводов», которые выполняли очень сложную работу в поисках примеров использования в литературе эпитетов-причастий как художественного выразительного средства.

На голубеющем снегу лежит сосна, роняя иней.

Сильный жестокий мороз, твёрдый искристый снег.

Затвердевший снег подтачивался водой, хрустел, изламывался и скатывался в пропасть.

Темнело, в окна комнаты с неба из сизых, рваных туч заглядывала любопытно золотистая луна.

Тяжёлая, изорванная и лохматая туча закрыла луну.

Лучшими были …

На четвёртом стенде рассказывается о эпитетах-причастиях, о их применении в речи.

Пятое испытание.

Мы обошли весь зал и вот подошли к последнему стенду. Он называется «Синонимы - причастия».

А что такое синонимы? И какова их роль в речи?

(Синонимы – слова одной и той же части речи, различные по звучанию и близкие по лексическому значению. Синонимы обогащают нашу речь, делают её более разнообразной, точной, выразительной. Они позволяют избегать ненужных повторов слов. Выбирая из многих синонимов самый подходящий по смыслу, мы точнее выражаем мысль и чувство).

Сказка о синонимах.

В древнем государстве Лингвистике встречались бродячие слова. Они появлялись то в одном месте, то в другом. На проблемы, возникающие у людей, они смотрели одинаково. Понимали друг друга они с полуслова. Много у этих слов было общего. А вот счастья для себя они найти не могли.

Скитались они по стране, а приюта нигде не находили. И самое грустное нигде не могли встретиться друг с другом.

Как-то раз по государству прошёл слух, что в провинции Синонимии появился маг, который всех одиноких и неприкаянных делает счастливыми. Отовсюду съехались слова в эту провинцию. Им очень хотелось найти друзей. Этот маг, а был он мудрым человеком, выстроил их в один синонимический ряд, объединил наших знакомых под флагом Синонимии, повелел друг друга братьями величать и не обижаться на то, что, приняв клятву, они стали называться одним словом – синонимы. Ведь всё равно каждый из них не потерял своей красоты, яркости, а только лучше стал, как всякий счастливый.

Задание

Составить предложения, используя синонимические ряды.

  • Дребезжащий, дрожащий, надтреснутый.
  • Накалённый, раскалённый, обжигающий.
  • Встревоженный, обеспокоенный, растревоженный, взволнованный.

Итог урока.

Вот и подходят к концу наши испытания. В заключении мы обобщим весь изученный материал.

Презентация.

Подведение итогов конкурса «Экскурсовод».

Наша работа в музее русского языка на сегодня закончена, но она будет продолжаться при изучении других разделов курса.

Для всех, кто любит свой язык,
Кто с русской речью дружен.
Быть равнодушным не привык,
Кому покой не нужен,
Откроет двери наш музей,
Мы с нетерпеньем ждём гостей.


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21