Преподавание русского языка Урок-мастерская по произведениям А.С. Пушкина. Тема: "Погружаясь в вальс метели"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1308 Балова Нина Сергеевна, учитель русского языка и литературы Цели урока:
Оборудование: Музыка Г. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель»; мультимедийный проектор со слайдами:
ХОД УРОКАПервый этап.Вступительное слово учителя: – В каждом времени года есть своё очарование! Прекрасна и зима. А сколько природных явлений можно наблюдать зимой! Подсказывайте, какие? (мороз, снег, иней, метель) О метели мы и поговорим сегодня. Наш урок так и называется «Погружаясь в вальс метели». А поможет нам в этом А.С. Пушкин и ваши произведения, которые вы создадите сегодня в нашей мастерской. (запись числа и темы урока.) – Запишите слово «метель». Дайте толкование этому слову. (Метель – сильный ветер со снегом) – Какие ассоциации возникли у Вас со словом «метель», какими словами вы их можете передать, запишите. (Обмен словами в группах: снег, ветер, метет, вихрь, холодно, замерз, неуютно) Второй этап.– Во многих произведениях А.С. Пушкина можно найти описание метели. Из «портфеля ученика» достаньте задание, которое Вам предлагалось выполнить к сегодняшнему уроку, зачитайте. ЗАДАНИЕ.
ПРИМЕРНЫЕ ОТВЕТЫ «Зимний вечер»
«Зимнее утро»
«Бесы».
– Как одним словом можно назвать фантастическое, нечто таинственное, необъяснимое. (Мистика) – Кому в рисунках удалось передать силу непогоды? – Что объединяет все описания? (связь человека и природы) – Дополните свои «метельные ассоциации» пушкинскими и на основе этого смыслового поля создайте пейзажную зарисовку. А что будет, исходя из нашей работы предметом изображения, в создаваемой Вами миниатюре? (метель) Третий этап.Написание миниатюры «Метель» под музыку Г. Свиридова. Зачитать по одной работе из группы, дать оценку. ПРИМЕРЫ УЧЕНИЧЕСКИХ РАБОТ «Замела метелица всё вокруг, покрыла землю новым слоем снега. И не разберёшь, что находится вдали, кругом снежное море. Заволокла вьюга всё плотной белой вуалью. Кружатся снежинки в беспорядочном танце под неслышимую человеком музыку ветра. Облюбует себе снежинка веточку большого раскидистого дерева или маленького кустика, да и останется там ненадолго. Но вскоре метель закружит её в быстром вальсе, и нескоро она остановится» Настина О. «Волшебница зима может подарить нам ясные тихие морозные деньки, а может поругать нас злыми и суровыми метелями. Когда начинается метель, ветер поднимает и закручивает позёмку. Метель стучит в окна, свистит в трубах. Она дико завывает, будто волчья стая. Сильный ветер поднимает и заносит снежную пыль на крыши домов. Земля, воздух и небо превращаются в пучину кипящего снежного пуха, и эта пучина злобно ревёт, свистит, треплет, вертит сверху и снизу, обвивает всё. Метель заметает все дорожки и тропинки, как будто хочет спрятать их от людей» Полторацкая М. «МЕТЕЛЬ «В метель все дороги заносит снегом, вьюга слипает глаза, злится. Буря кружит снежные вихри. Она воет, как зверь, плачет, как дитя. На мутном небе мчатся, вьются тучи. Ледяной ветер морозит лицо, поднимает пургу, заносит путь снегом. В метели есть что-то фантастическое, необъяснимое, загадочное, таинственное. Как приятно в тепле и уюте наблюдать за шалостями природы» Волкова Д. Четвёртый этап.Проблемный вопрос: Почему я Вам предложила такое задание? Почему мы говорим о метели? По мотивам какого произведения написана музыка Г. Свиридова, под которую Вы создавали пейзажную зарисовку? – Зачитайте описание метели из повести А.С. Пушкина «Метель». – Почему повесть так называется? (Она сыграла огромную роль в судьбе героев, она является полноправным героем) – Какую роль играет метель в судьбе героев? Запишем в три столбика.
– Выпишите некоторые слова и словосочетания, помогающие передать взаимоотношения каждого из героев повести с метелью.
ВЫВОД: Метель не просто плохая погода, она – живое существо со своим характером и какими-то не совсем ясными целями. Домашнее задание:Напишите рассказ « Я попал в метель», включив в него пейзажную зарисовку. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |