Преподавание русского языка Урок русского языка в 5-м классе. Тема: "Орфоэпия"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 3076 Рыбкина Людмила Владимировна, учитель русского языка и литературы Цели: познакомить с термином “орфоэпия”, формировать навыки правильной речи (нормы ударения и произношения), обогащать словарный запас учащихся; развивать логическое мышление; воспитывать положительное отношение к знаниям, любовь к языку. Ход урока
I. Организационный момент. - На доске написаны слова стрелки и гвоздики. Ребята нарисовали эти предметы. Почему рисунков больше, чем слов? Почему получились разные рисунки? Как вы думаете? (На доске прикреплены 4 рисунка) (В каждом слове скрыто два, которые пишутся одинаково, а произносятся по-разному, т.к. ударение в этих словах может падать на разные слоги: стрелки (часов) – стрелки (военные), гвоздики (железные стержни) – гвоздики (цветы). - Мы видим, что очень важно правильно поставить ударение в слове, т.к. от этого может поменяться его лексическое значение. II. - Обратимся к теме нашего урока “Орфоэпия”. - Что изучает этот раздел науки о языке? Давайте посмотрим, из каких частей состоит это слово. Каково значение каждой части? (“Орфо” - правильный, “эпос” - речь. Правильная речь) - Откройте учебник и прочитайте определение термина “орфоэпия”. (Чтение определения) - Сегодня на уроке мы познакомимся с принципами орфоэпии: научимся правильно ставить ударение и произносить звуки в словах. В случае затруднения мы обратимся к словарю. А помогут нам сегодня: 1) Словарь в учебнике “Произноси правильно”, 2) Школьный орфографический словарь, 3) Орфоэпический словарь. - Давайте вспомним, как работать со словарем. По какому принципу расположены слова в словаре? Определите правильный вариант: бутерброд [тэ] или [т`э], квартал или квартал. - Молодцы, все справились с заданием. Отгадайте загадку.
- Кто этот шутник, ребята? (Ударение) - Чем отличается ударный слог от безударного? Задание В группе однокоренных слов выделите корень и расположите слова так, чтобы ударение падало на первый, второй и т.д. слоги. (Задание выполняется по рядам, у доски по одному человеку от каждого ряда.)
- Характерной чертой русского ударения является его подвижность. В начале урока мы убедились в том, что от ударения может зависеть значение слова. Отгадайте загадки. 1) Я травянистое растение 2) Я сборник карт: от ударения Задание Прочитайте правильно слова, записанные на доске, объясните значения. Составьте словосочетания или предложения. (Задание выполняется в парах) Пропасть, село, хлопок. - В чем мы убедились, выполнив это задание? (Важно правильно поставить ударение в слове, т.к. от этого зависит его лексическое значение) А сейчас мы проведем орфоэпический диктант. - Отгадайте загадки, т.к. иногда рифма подсказывает правильное ударение в словах. 1) Буквы – значки, 2) Из меня посуду тонкую, 3) Чтоб скорей в библиотеке Задание Спишите с доски слова, расставьте ударение. В случае затруднения обратитесь к словарю. Обозначьте орфограммы в словах. Алфавит, фарфор, каталог, библиотека, красивее, звонит, приговор, средства, километр, документ, свекла, начал, досуг, процент, магазин. Мы справились с этим заданием. Теперь эти слова будем произносить правильно. Давайте послушаем веселую песенку про ударение из передачи “Радионяня”. - Есть в русском языке слова, в которых допустимо два варианта ударения. Какое из этих слов встретилось в песне? (Творог – творог) - А есть ли такие слова в словаре “Произноси правильно”. Какой пометкой обозначены варианты ударений? - Вспомните, что изучает орфоэпия? Задание На доске записаны слова, произнесите их правильно. (Устно) Что, чтобы, скучный, конечно, скворечник, яичница, гречневый, пустячный. Очень важно, ребята, не только правильно поставить ударение в слове, но и произнести правильно звуки. В русском языке есть слова, заимствованные (пришедшие) из других языков. Во многих словах сохраняется твердое произношение согласных перед е. Мы должны правильно произносить такие слова. Задание Распределительный диктант. Отгадайте слово по лексическому значению, правильно произнесите его, запишите в нужный столбик, объясняя орфограммы. 1) Твердый согласный перед е. 2) Мягкий согласный перед е.
- Чему мы учились, выполняя задание? Куда можем обратиться в случае затруднения? III. Проверочная работа. (Задание выполняется самостоятельно, по рядам) 1. Спишите, поставьте ударение в словах – парах, имеющих одинаковое написание. Объясните.
2. Спишите, поставьте ударение в выделенных словах. Укажите, в каких примерах перенос ударения создает новое слово, а в каких – только изменяет их форму (падеж, число).
3. Произнесите правильно выделенные слова. Спишите, обозначьте правильное произношение звуков. На выставке в музее мы видели модель нового самолета. Портрет Пушкина работы художника Кипренского. С самолета был выброшен парашютный десант. Мечта каждого – иметь персональный компьютер. Детектив исследовал место происшествия. Проверка заданий. IV. Итоги. Мини-тест (каждый делает самостоятельно).
V. Домашнее задание. Сочинить смешную историю или стихотворение со словами, в которых от ударения зависит лексическое значение. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |