Преподавание русского языка Урок русского языка "Употребление в речи имен прилагательных"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1168 Шило Ирина Анатольевна, учитель начальных классов Цель: отрабатывать практические умения и навыки в нахождении, произношении, употреблении и написании имен прилагательных. Задачи:
Оборудование:
Предварительная подготовка учащихся к уроку. Задачи: учить детей самостоятельно добывать необходимую информацию с использованием различных источников; работать в группах; готовить презентацию для сопровождения собственного доклада; анализировать и оценивать собственные творческие способности и возможности.
Оформление доски: (до начала урока), (по ходу урока).
Список литературы 1. Амонашвили Ш.А. Личностно ориентированная основа педагогического процесса. Минск, 1990. 2. Андрюхова Л.Л. Уроки развития речи в начальной школе. Ростов-на-Дону, 2003. 3. Русский народ. Обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия /Собр. М.Забылиным. – М.: Автор,1992. I. Организационный момент. (2-3 мин.) Ученики стоят около своих парт. Учитель:
Учитель: Пожелайте всего доброго друг другу! Ученики желают друг другу добра.
Ученики приветствуют учителей.
Ученики высказывают мнения. (Выслушать ответы всех учеников.) Учитель: Пусть ваши желания исполнятся. После проведенных минут общения вы обязательно поделитесь с нами и с Уроком своими мыслями и чувствами. Садитесь. Учитель: Я предлагаю вам следующее построение урока. (Зачитать план с доски.)
Учитель: Согласны ли вы с таким планом урока? Ученики соглашаются. II. Постановка темы, задач урока. (1 мин.) 1. ПРЕДСКАЗАНИЯ Учитель: Сегодня на уроке мы с вами продолжим путешествие к тайнам русского языка, окружающего мира, традициям и обычаям Руси, и познанию себя. Каждый из вас на уроке будет (карточки со словами помещаются на доску) слушать, познавать новое, рассказывать, отвечать на вопросы, разгадывать, сочинять, создавать новое. Постарайтесь свою речь делать точной, красочной, выразительной, полной, правильно употреблять в речи имена прилагательные. Уважительно относитесь к словам. Слово – печать мысли. III. Введение в тему урока. (1 мин.) 2. СЮРПРИЗ УЧИТЕЛЯ Я предлагаю вам, ребята, сегодня стать соавторами очередного сборника. А вот и первая страница. Посмотрите внимательно и постарайтесь сформулировать задание. Ученики: Найти правильный вариант ответа на предложенный вопрос. Узнать закодированное слово. IV. Проверка домашнего задания. (2 мин.) Ученики выполняют работу. Учитель: Назовите слово и докажите свой вариант ответа. Ученики: Береза. Доказывают, формулируют правила об имени прилагательном. Учитель: Я очень довольна тем, что вы добросовестно выполнили домашнее задание – повторили весь изученный материал об имени прилагательном. Сегодня Урок мы посвятим Березе – Символу России. Стихотворение “ХОРОША РОССИЯ” (компьютер, слайды). V. Упражнения в нахождении, произношении, употреблении и написании имен прилагательных в речи. (18–20 мин.) 3. ПОЛУЧИТЕЛ ПИСЬМО. Учитель: Возьмите листочки с заданием под № 2. Прочитайте первую часть письма.
С какими словами к вам обратилась березка? Ученики отвечают. Прочитайте вторую часть про себя, все ли вам понятно? Я б…реза - ____ д…рево с ____ ____ веточками, с ____ ____ к…рой, покрытой ____ п…лосками. Свое название получила по цвету к…ры. Ученики высказывают мнения. Сформулируйте задание. Ученики: Вставить пропущенные буквы и подходящие по смыслу слова. Учитель: А что нужно знать, чтобы вставить пропущенные буквы? Ученики объясняют. Правописание безударной гласной. Цепочкой выходят к доске и делают соответствующие записи доказывают правописание безударной гласной. А теперь дополните текст подходящими по смыслу именами прилагательными. Вспомните материал уроков по окружающему миру. Можно работать в парах. Когда рядом друг вы становитесь сильнее и мудрее. Прислушивайтесь друг к другу. Ученики работают в парах постоянного состава, предлагают свои варианты учителю. (Предложить учащимся, угадавшим слова, оформить запись на доске.) Учитель: Прочитайте запись на доске. Ученики читают хором. Учитель: Изменился текст? Как? Впишите имена прилагательные в текст. Как их выделите? Ученики записывают слова в тексте сборника, подчеркивают. Учитель: Что вы можете сказать о словах, которыми дополнили письмо? Ученики: Это слова – имена прилагательные, потому что они отвечают какой?, какими? и обозначают признаки предметов. Учитель: А для чего нужны имена прилагательные? Ученики: Без имен прилагательных наша речь была бы непонятной и бедной, а имена прилагательные – делают ее яркой и понятной. (Поместить информацию на магнитную доску “ПОВТОРИ”.) Учитель: В будущем кто-то из вас обязательно станет писателем. Определите у имен прилагательных род и число. Ученики выполняют. Делают выводы. Запишите однокоренные слова с корнем – берез и разберите их по составу. Ученики выполняют работу. Зачитайте слова, прокомментируйте разбор слова по составу. Ученики: береза, березка, березовый, березняк березонька, подберезовик. 4. МЫ ВДУМЧИВЫЕ СЛУШАТЕЛИ Учитель: А сейчас я предлагаю вам послушать легенду о небесной девушке. Опустите головы. Закройте глаза. Позовите на помощь воображение. Послушайте легенду. Постарайтесь услышать имена прилагательные. (Включить аудиозапись) Давно это было. Забыли люди о доброте. Завидуют и обманывают друг друга. Черные чувства в их сердцах рождаются. Земля стонет. Коркой лжи покрывается. Земля стонет. Коркой зависти покрывается. Великий стон до небес дошел. Посмотрела дочь неба на Землю. Черные мысли людей душат. Умирает она. Содрогнулась небесная девушка от ужаса. Великая боль пронзила ее сердце. Не выдержало оно. Рассыпалось, кусочки по Земле развеялись. В человека попадут – человек очищается. В дерево попадут – дерево белеет. Так и появились на нашей Земле березы. Говорят, это небесной жизни кусочек. Святое дерево. Священное дерево. Учитель: Назовите имена прилагательные. Как вы определили? Найдите карточку с этим словом. Поместите карточку на доску, рядом укажите число и род. (Вызывает к доске учащихся по желанию.) Ученики выполняют задание. На местах учащиеся проверяют работу детей у доски, сигналами указывают на правильные и неправильные ответы. Учитель: Запишите словосочетания, характеризующие березу. Ученики записывают. О чем заставляет задуматься эта легенда? Ученики отвечают. Учитель: Вы очень внимательные слушатели. 5. МЫ УЧИТЕЛЯ Возьмите листок с заданием №3. №1 Березка моя, березонька, №2 Люблю березу русскую, №3 Стоит Алена, Прочитайте тексты. Поставьте рядом со словом цифру-вариант правильного ответа. Докажите, что под №3 загадка. Кто автор строк под №2? Ученики выполняют. Из предложенных текстов найти и выписать словосочетания к схемам:
Ученики выполняют. Взаимопроверка по предложенному учителем образцу. 6. ПОИГРАЕМ. Поэты, писатели, композиторы, художники сумели в своих произведениях передать красоту березы. А найдутся ли у вас слова… (предложить картины известных художников) Наши красавицы просят вас вспомнить и записать имена прилагательные на листочках, которые характеризуют ее. Какая она? Работайте в группах. Время на оформление -1 минута. Ученики работают в группах. Зачитайте слова. Все внимательно слушают и оценивают работу ребят. А какими словами, из предложенных вами можно охарактеризовать человека? Ученики… 7. УРОК ЖИЗНИ Березе человек придает свои человеческие качества, а какую боль может принести человек этому красивому и ценному дереву? Ученики. Помните об этом и относитесь бережно ко всему, что вас окружает. 8. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ Задание под № 4. Сейчас в нашем классе работа кипит Так пусть же не будет для лени минутки… Составьте из слов предложения, расставляя над словами цифры. Третье предложение записать. Выделите в третьем предложении грамматическую основу, назовите второстепенные члены предложения, укажите части речи.
Березовый сок содержит большое количество витаминов. 9. ПРОГРАММА “Познаем мир”. VI. Домашнее задание. (2 мин.) 10. МЫ СОАВТОРЫ Учитель: В сборнике на последней страничке есть задания. (Зачитать и прокомментировать.) - Отгадать загадку. - Стать соавтором сборника, презентация которого пройдет через две недели на заседании семейного клуба Школа Жизни”, где вы получите оценку всех присутствующих. А какое домашнее задание зададите мне вы? Ученики предлагают подготовить для них интересные задания. VII. Итог урока. (2-3 мин.) Учитель: Я не сомневаюсь, что через две недели мы сможем увидеть презентацию новых интересных работ, потому что вы талантливые ребята. Слова, какой части речи помогли больше узнать о символе России – березе? Ученики: Имена прилагательные. Учитель: Что вы можете рассказать друг другу об именах прилагательных? Ученики рассказывают друг другу сведения об имени прилагательном. Учитель: Прочитайте слова на карточках. Чем они интересны и всё ли вы успели сделать на Уроке? Ученики читают хором. Высказывают свое мнение. Оценивают работу одноклассников. Оправдались ли ваши надежды, ожидания от сегодняшнего урока? Ученики: Спасибо Уроку. Спасибо Вам, знатоки и мудрецы, за сотрудничество. Я думаю, что сегодня каждый из вас расскажет о том, что нового вы узнали, прожив еще один день. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |