Преподавание русского языка Разносклоняемые имена существительныеNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 2191 Голубева Елена Александровна, учитель русского языка и литературы Цели урока:
Ход урокаI. Организационный момент.II. Повторение.На доске записано предложение: Дед Мороз с метелью ходит в поле чистом, обросли все ели инеем пушистым. 1) Спишите предложение. Учитель записывает на доске:
8) У всех ли существительных можно определить склонение? III. Новый материал.1) Оказывается, склонение есть не у всех существительных. И тема нашего урока: “Разносклоняемые имена существительные”. Разносклоняемые имена существительные, т.е. склоняются по-разному. На уроке мы должны ответить на два вопроса: а) Какие это существительные? Есть 10 существительных среднего рода, оканчивающихся на -мя и существительное мужского рода путь. Запишите их в тетрадь:
Объяснение лексического значения слов бремя, вымя, племя, семя, стремя, темя сначала учащимися, а потом сравнить по толковому словарю Ожегова. 2) Давайте выясним, в чем же особенность их склонения и просклоняем существительные 2 склонения, 3 склонения, существительные на -мя и существительное путь.
Выделим окончания у существительных 2 склонения в творительном падеже и у существительных знамя, путь в творительном падеже. – Почему эти существительные называются разносклоняемые? Вывод: Разносклоняемые существительные имеют окончание -и в родительном, дательном, предложном падежах, как существительные 3 склонения, и окончание -ем (ём) в Творительном падеже единственного числа, как существительные 2 склонения. У существительных на -мя при склонении к корню ещё прибавляется суффикс -ен (-ён) в родительном, дательном, творительном, предложном падежах. Выделите его. IV. Употребление существительного “время” в речи.На доске записаны предложения:
В данных предложениях допущена ошибка при образовании формы Р.п. существительного время. В чем состоит эта ошибка? Запишите предложения в исправленном виде, выделите изученную орфограмму. V. Разносклоняемые имена существительные входят иногда в состав фразеологических оборотов, т.е. являются фразеологизмами.Например:
Придумайте предложение с одним из фразеологизмов. Запись лучших предложений. VI. Очень часто разносклоняемые имена существительные встречаются в русских народных пословицах.Запишите некоторые из них: “Делу время, потехе час”. Лен две недели цветет, четыре спеет, на седьмую семя летит. VII. Итог.– Что сегодня изучали на уроке? – Сколько разносклоняемых существительных вы узнали? Перечислите их. – Почему эти существительные называются разносклоняемыми? – В каких падежах у разносклоняемых существительных добавляется суффикс -ен? VIII. Домашнее задание:Страница 83 выучить правило, упражнение 209. IX. Оценки за урок.Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |