Преподавание русского языка Урок по теме "Роль знаков препинания в письменной речи". 5-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1617 Громова Нина Юрьевна, учитель русского языка и литературы Презентации к урокуЗагрузить презентацию (3,12 МБ) Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию. - Здравствуйте. Садитесь. Сегодня на уроке мы с вами попытаемся ответить на вопрос, который вы наверняка уже не раз задавали себе и родителям. Но пока я вам не скажу, какой это вопрос. Надеюсь, что вы сами догадаетесь об этом через некоторое время. Открывайте тетради и записывайте сегодняшнее число. Слайд № 1. Для начала давайте разомнемся. Итак, перед вами мыльные пузыри с буквами. Составьте, пожалуйста, слово из этих букв. (Синтаксис) - На протяжении нескольких недель вы занимались тем, что изучали синтаксис. Давайте вспомним, что же изучает этот раздел науки о языке. Слайд № 2. - Рука об руку с синтаксисом всегда следует еще один раздел лингвистики. Чтобы вспомнить какой, составьте еще одно слово. Слайд № 3. (Пунктуация) - Что изучает пунктуация? Слайд № 4. Слайд № 5. - Какие правила пунктуации нужно применить, чтобы правильно расставить знаки? Постройте схемы предложений, не записывая предложения в тетрадь. (1 чел. у доски) Горный воздух несомненно действует благотворно на здоровье человека. Расскажи мне о себе Элли о своей стране. Вокруг каждого дома росли цветы маргаритки ромашки одуванчики. Слайд № 6. - Зачем мы это делали сейчас? Темой нашего сегодняшнего урока будет вопрос: “Зачем нужны знаки препинания в письменной речи?” Знаки препинания стали настолько привычны для нас, что мы их просто не замечаем, а значит, и не можем по достоинству оценить. А между тем они живут своей самостоятельной жизнью в языке и имеют свою интересную историю. Как давно появились знаки, как вы думаете? - Первые свидетельства об употреблении знаков препинания относятся к V в. до н.э. Так, драматург Еврипид отмечал перемену говорящего лица остроконечным знаком (<); философ Платон иногда заканчивал разделы своих книг знаком, аналогичным современному двоеточию. Использование знаков пунктуации для разделения текста на меньшие смысловые отрезки началось примерно со II века до н.э. К началу XVII в. большинство современных знаков уже было введено в обиход. Первое издание В. Шекспира (1623) уже использует точку, запятую, точку с запятой, двоеточие, вопросительный и восклицательный знаки. Слайд № 7. - Посмотрите на этот слайд. Что это? Это отрывок из древнерусского текста. Что странного в этом тексте? (Отсутствие знаков препинания) - Как-то это мешает нам? (Да, текст трудно прочитать. Непонятно, где начало и конец предложений). До конца XV века тексты на русском языке писались или без промежутков между словами, или делились на нерасчленённые отрезки. Примерно в 1480-е годы появилась точка, в 1520-е — запятая. Следующими знаками препинания стали вопросительный и восклицательный знаки. - Какие знаки препинания вам известны? Давайте посмотрим, все ли знаки вы вспомнили. Слайд № 8. У нас есть несколько человек, которые подготовили доклады о знаках препинания. Давайте их послушаем. Древнейшим знаком является точка. Она встречается уже в памятниках древнерусской письменности. Точку по праву можно считать родоначальницей русской пунктуации. Не случайно это слово (или его корень) вошло в название таких знаков, как точка с запятой, двоеточие, многоточие. А в русском языке XVI-XVIII веков вопросительный знак назывался точка вопросительная, восклицательный — точка удивления. Доклад Наиболее распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая. Это слово встречается в XV веке. Считается, что это слово произошло от “зацепить(ся)”, “задеть”, “заколоться”. В. И. Даль связывает это слово с глаголом запинать — „останавливать“, „задерживать“. Доклад Вообще очень интересно называли знаки препинания раньше. Например, скобки [()]. Раньше этот знак назывался „вместительным“. Впервые знак тире [-] появился под названием „молчанка“. Знак многоточие […] под названием „знак пресекательный“. Кавычки [” “].Учёные считают, что происхождение этого слова не до конца понятно. Сопоставление с украинским названием лапки даёт возможность предположить, что оно образовано от глагола кавыкать — „ковылять“, „прихрамывать“. В русских диалектах кавыш — „утёнок“, „гусёнок“; кавка — „лягушка“. Таким образом, кавычки — „следы от утиных или лягушачьих лапок“, „крючок“, „закорючка“. Доклад Слайд № 9. - Знаки препинания могут играть разные роли. Разделительную, выделительную и завершающую. Сейчас мы посмотрим на конкретных примерах, что это такое. Слайд № 10. - Прочтите этот текст. Легко ли его понять? Почему? …вдруг все кругом задр...жало что это да это гроза туч… р…стет все кругом потемнело Запишите в тетрадь, вставляя пропущенные буквы и знаки. Слайд № 11. Вот как это должно выглядеть. Работа с таблицей. Начертите таблицу в тетради.
Прочтите еще раз текст и выпишите знаки препинания. (. ? ! …) Какую роль они выполняют на письме? (Завершения) Когда ставятся эти знаки препинания? (В конце предложения) Слайд № 12. - Прочтите предложения и запишите, вставляя пропущенные буквы, выпишите в таблицу знаки препинания, которые не встретились в предыдущем тексте. … Но не бегала зыбь по этому морю; не струился душный воздух: назр… вала гроза великая. (Не)слыхать, (не)в…дать ни одной птицы. - Какие знаки препинания вы выписали? (; : ,) - Как вы думаете, какую роль они выполняют на письме? (Разделение) - Какие смысловые отрезки они разделяют? (Однородные члены предложения, части сложного предложения) Слайд № 13. - Прочтите предложения и выпишите знаки препинания, которые не встретились в предыдущем тексте. …Мы, наконец, добрались до Лысой горы. Как вдруг Петя закричал: “Ой, змея, змея! Постой, Валя, не подходи к ней!”. - Какие знаки препинания вы выписали? (Кавычки, две запятые) - Как вы думаете, какую роль они выполняют на письме? (Выделение) - Какие смысловые отрезки они выделяют? (Вводные слова, обращение, прямая речь) Слайд № 14. - Давайте пошутим. Расставьте знаки так, чтобы получилось предложение со смешным смыслом. Слайд № 15. - А вот так это выглядит на самом деле. Известен факт такой “бессловесной” переписки. Французский писатель В. Гюго, закончив роман “Отверженные”, послал рукопись издателю. К рукописи он приложил письмо, в котором не было ни одного слова, а был только знак: “?” Издатель также ответил письмом без слова, а был только знак: “!” Как огромно смысловое и эмоциональное наполнение этих сверхкоротких писем! - Расскажите, как вы понимаете смысловое и эмоциональное “содержание” этих писем. Конечно, мы понимаем, что письмо В. Гюго содержало вопросы: “Ну, как? Понравилось ли? Можно ли будет издать?” Ответ: “Замечательно! Великолепно! Это лучшая рукопись, которую я когда-то держал в руках! Я ее немедленно издам!” Маленькая шутка, разыгранная Виктором Гюго и его издателем, оказалась удачной потому, что оба участника переписки умели не только ставить, но и “читать”, т.е. хорошо понимать знаки. - Итак, давайте подведем итоги. Слайд № 16. 1. Продолжите предложение. - С помощью разделительных знаков препинания на письме оформляются …
Слайд № 17. 2. Продолжите предложение. С помощью выделительных знаков препинания на письме оформляются …
А что еще мы сегодня узнали о роли знаков препинания? В заключение я хочу прочитать вам одну историю. О пользе знаков препинания
Домашнее задание. Довольно грустная история. А попробуйте дома сочинить свою историю о пользе знаков препинания. Может, она получится веселее? Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |