Преподавание литературы Жизненный и творческий путь Н.А. НекрасоваNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 2162 Финогеева Ольга Павловна, учитель русского языка и литературы Ход урокаI. Проблемный вопрос урока: «Почему Николай Некрасов народный поэт?»(слайд 2) (Вопрос записан на доске.) Словарная работа
Понятие «народности» Народность
Народный
Индивидуальные задания. Игра «Водоворот». (Ученики получают индивидуальные задания, выполняют их, обмениваются заданиями, дополняя ответы друг друга, пишут разными чернилами, потом обсуждают, спорят.) Задание 1. Прочитайте отрывки из стихотворения Н.А. Некрасова «Родина» (1846). Насколько признание лирического героя соответствует фактам биографии автора? Ответы:
Задание 2. Кто из известных писателей, современников Н.А. Некрасова, сотрудничавший с ним в журнале «Современник», поссорился с Н.А. Некрасовым, сказав такие слова, и почему: «Выбирай: я или Добролюбов!»? Что последовало за этим ультиматумом? Ответ. Такой ультиматум поставил И.С. Тургенев Некрасову перед тем, как в «Современнике» была опубликована статья Н.А. Добролюбова «Когда же придет настоящий день?» (по поводу романа «Накануне»). Некрасов не увидел в статье ничего оскорбительного для Тургенева, ничего, из – за чего ее стоило бы не печатать. Последовал раскол «Современника». Примирение Тургенева и Некрасова произошло перед самой смертью последнего. (Слайд 4) Задание 3. Выразительно прочитайте отрывок из стихотворения Н.А. Некрасова «Крестьянские дети». Какой вид тропа (языкового средства) использован поэтом в описании шестилетнего мальчика? (Слайд 5) Ответ. Эпитет «с ноготок» в стихотворении Н.А. Некрасова «Крестьянские дети» – литота. Суть этого тропа в преуменьшении какого-либо свойства, явления, в данном случае – роста «мужичка». Чтение учителем отрывков из стихотворений Н.А. Некрасова «Вчерашний день, часу в шестом…», «Несжатая полоса», «Размышления у парадного подъезда», «Памяти Добролюбова». (Слайды № 6-7) Беседа с классом по вопросам: – Какие критерии народности лирики Н.А. Некрасова вы уже заметили? – Какова тематика прочитанных мною отрывков? – Кому посвящает стихотворения Н.А. Некрасов? – Что волнует поэта? Учитель. Чтобы понять, с какой целью Н.А.Некрасов обращался к темам данных стихотворений (тема крепостного права, тема назначения поэта и поэзии, тема патриотизма, тема гражданского идеала, тема любви к Родине), нужно знать его биографию Послушаем ваши выступления. Беседа по вопросам: – Можно ли в высказываниях о Н.А. Некрасове найти частично ответ на проблемный вопрос сегодняшнего урока: «Почему Н.А. Некрасов народный поэт? – Как сам Н.А. Некрасов говорит о своей поэзии – Что делает стихотворения музыкальными, похожими на песню русскую? Николай Алексеевич Некрасов (1821-1878)
II. Проверка домашнего задания.Биография Н.А. Некрасова.
Рассказ ученика о детских годах жизни поэта.
Фотографии из семейного альбома Н.А. Некрасова А.С. Некрасов. Отец поэта. Фотография 1850 г. Псовая охота. Репродукция с акварели П.П. Соколова. 1894 г. (слайд 11) Рассказ ученика о петербургском периоде жизни Н.А. Некрасова (начало литературной деятельности, сборник стихов «Мечты и звуки»)
Рассказ ученика о сотрудничестве Н.А. Некрасова с Белинским, о «Современнике». Рассказ ученика о любви в жизни Н.А. Некрасова (Авдотья Яковлевна Панаева, «панаевский цикл»). (Слайд 16) Рассказ ученика о последних годах жизни Н.А.Некрасова. (Слайд 17) III. Проверка выполненных индивидуальных заданий(игра «Водоворот»). IV. Выразительное чтение и комментарий учениками стихотворений Н.А.vНекрасова.Вопросы для комментария: – Почему ученик выбрал именно это стихотворение? – Какова тема, идея этого стихотворения? – Какие особенности некрасовской лирики увидел в этом стихотворении? V. Тематика лирики Н.А. Некрасова1. Тема назначения поэзии и роли поэта в жизни общества А) «Поэт и гражданин» (1856). Вывод. В споре нет победителя: и поэт, и гражданин приходят к выводу, что роль художника в жизни общества настолько значительна, что требует от него не только художественного таланта, но и гражданственности, активной борьбы за гражданские убеждения. Б) «Муза» (1852). Муза – В) «Элегия» (1874). Элегии – жанр стихотворения, в котором выражены настроения грустного раздумья, скорбь, философские размышления. 2. Тема родины и народа «Размышления у парадного подъезда…», «Железная дорога», «В полном разгаре …». Вывод. Показывая тяжелую жизнь народа, его страдания, поэт убеждает нас в одном: вечно так продолжаться не может, настанет время, не скоро, но настанет, когда народ «широкую, ясную грудью дорогу проложит себе». Но прежде народ надо просветить, помочь ему осознать свою могучую силу, что предстояло сделать народным заступником. (Слайды 18-20) 3. Тема идеала общественного деятеля А) «Памяти Добролюбова» (1864). В стихотворении Некрасова появляется идеал общественного деятеля, который проникнут беспредельной любовью к родине, способен отдать во имя нее жизнь. Б) «Памяти приятеля» (1853) – к пятилетию со дня смерти В.Г. Белинского, имя которого в то время находилось под запретом цензуры. В) В.Г.Белинский» (1855), «Несчастные» (1856) – поэмы, посвященные В.Г. Белинскому. 4. Любовная лирика «Мы с тобой бестолковые люди…» (1851). Драматичной была любовь самого поэта, связавшая его на долгие годы с Авдотьей Яковлевной Панаевой. Она была его счастьем и мукой, вызвала целую серию любовных стихотворений, известных под названием панаевского цикла. Влюбленные встречаются, ссорятся, мирятся, расстаются, вспоминают. И в этом «романе» утверждается идеал заботливой, ласковой женщины – подруги, как опоры в трудной жизненной борьбе, как целительницы поэта, испытывающего творческие и сердечные муки. VI. Работа с репродукциями картин русских художников, с иллюстрациямиЗадание. К данным репродукциям картин русских художников, к иллюстрациям подобрать стихотворения Н.А. Некрасова. Что их объединяет? В.Г. Перов. «Похороны крестьянина», «Тройка. Ученики мастеровые везут воду»; В.Е. Маковский. «Свидание»; И.Е. Репин. «Бурлаки на Волге». (Слайды 21-24) VII. Подведение итогов урока1. Ответ на проблемный вопрос урока Учитель. Н.А.Некрасов входит в наше сознание как поэт народный. Иронизируя, дворянские эстеты называли Некрасова мужицким поэтом. Представители революционной демократии, рассматривая его творчество, также считали, что некрасовский патриотизм имеет ярко выраженный классовый характер. А нужно акцентировать внимание на общечеловеческом содержании его творчества. У многих складывается впечатление, что поэт, ненавидя эксплуататоров, всячески произносил русское крестьянство, безоговорочно любил его, даже идеализировал. Но заслуга Н.А. Некрасова состоит в том, что, высоко оценивая духовные силы народа, стремление к свободе, он решительно обличал те его пороки и недостатки, которые тормозили развитие реформ императора Александра II. Стремление Некрасова пробудить в сердцах униженных и оскорбленных крестьян чувство человеческого достоинства – самая благородная черта его гражданской лирики. Эта идея актуальна и сегодня: к сожалению, приходится отметить, что проявления рабской и раболепной психологии не изжиты нашим обществом. 2. Художественное новаторство Н.А. Некрасова
VIII. Домашнее задание
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |