Преподавание литературы Урок литературного чтения по сказке А.С. Пушкина "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях". 4-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 6352 Демьян Елена Борисовна, педагог дополнительного образования Цели и задачи урока:
Оборудование:
Ход урока Организационный момент. Учитель: Здравствуйте, дети! Сегодня мы с вами отправимся в чудесную сказочную страну, а путеводной звездой станут слова:
Вспомните, кто произнес эту фразу? Дети: А.С. Пушкин. Актуализация знаний детей. Учитель: А.С. Пушкин говорил: "Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!". По своему настроению, идейной направленности сказки А.С. Пушкина очень близки народным сказкам. Как и в народных, в сказках А.С. Пушкина волшебное соединяется с реальностью, ирония с лиричностью. События, герои изображаются так, как изображались бы в сказках народных. Вспомните, какими признаками обладает народная волшебная сказка? Дети:
Учитель: Молодцы. Начать разговор о близости пушкинских сказок к сказкам народным нам поможет стихотворение В.Берестова "Михайловское":
Обобщение полученных знаний. Учитель: Чем похожа сказка А.С.Пушкина на народные волшебные сказки, чем отличается от них? Для ответа на этот вопрос давайте обратимся к источникам, какими пользовался А.С. Пушкин, работая над сказкой. 1 ученик: Тема моего выступления: "Источники сказок А.С.Пушкина". А.С. Пушкин с детства полюбил народные сказки, песни, пословицы: всю жизнь он собирал, записывал, изучал их. Уже прославленным поэтом ему пришлось прожить два года в Псковском имении отца - селе Михайловском. Долгие зимние вечера проводил он со своей старой няней Ариной Родионовной и, как в детстве, с увлечением слушал сказки. Жизнь родного народа, нянины сказки, рассказы бабушки - все это глубоко запало в память и душу великого русского поэта и стало источником собственного творчества. А.С. Пушкин воспользовался, работая над "Сказкой о мертвой царевне и о семи богатырях", не только своими фольклорными записями, сборниками произведений устного народного творчества, но и сказками братьев Гримм. Давно замечено сходство сказочных сюжетов разных народов. Много таких параллелей можно было бы найти и в сказках из сборника братьев Гримм. А.С. Пушкин один из первых понял международный характер фольклора. И он с особенным интересом останавливался на сюжетах, которые ему были известны и по русским, и по западным источникам: "Салтан", "Мертвая царевна". А.С. Пушкин разделял точку зрения братьев Гримм, считавших, что поэзия сказок ": происходит из того вечного источника, который покрывает росой всё живое:". 2 ученик: Тема моего выступления: "Пушкин и русский народный язык". Трудно найти человека, который бы не знал сказок А.С. Пушкина. Они входят в детский мир, навсегда остаются в нашем сознании, даже когда мы вырастаем. А.С. Пушкин первый из русских поэтов заговорил простым народным языком. Этот язык в его сказках льётся свободно и радостно, как будто звучит весенняя капель, которая падает в быстро бегущий ручеёк. Мне запомнился следующий фрагмент:
Богатыри поняли, кто перед ними, когда царевна заговорила! Правильная речь - вот истинное украшение! Поэт всегда восторгался богатством, выразительностью, меткостью русского языка, владел им блестяще. Сопоставительный анализ русских народных сказок, зарубежных авторских сказок и сказок А.С. Пушкина. Учитель: Дети, давайте вспомним названия русских народных сказок, зарубежных авторских сказок и сказок А.С. Пушкина вам известных и заполним таблицу, состоящую из трёх граф.
Учитель: Попытаемся выявить черты сходства, нашедшие отражение в сказках "Морозко", "Белоснежка" и "Сказка о мертвой царевне:"? Учитель: Назовите героев, встречающихся во всех трёх сказках? Дети: Мачеха, падчерица Учитель: А какие события вам показались похожими? Дети: Падчерица изгоняется из дома, находит приют в лесу, благодаря помощникам избавляется от смерти, заканчивается сказка торжеством добра и справедливости. Учитель: В качестве вывода давайте заполним таблицу, исходя из двух критериев: сказочные герои и происходящие события.
Учитель: А есть ли разница в данных сказках (события, герои)?
Учитель: Какая сказка из рассмотренных нами на сегодняшнем уроке вам нравится больше остальных? Дети: Все три сказки интересны. Учитель: Как вы думаете, пересказал А.С. Пушкин сказку братьям Гримм, используя при этом русскую народную сказку "Морозко", или создал свою авторскую сказку? Дети: С одной стороны, в "Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях" А.С. Пушкина отразился богатый и красочный мир народной фантазии, зазвучал во всей красоте народный язык. Но, безусловно, А.С. Пушкин создал свою авторскую сказку, выразив собственные идеалы, мысли. Учитель: Создавая сказки, А.С. Пушкин стремился передать события, характеры героев с точки зрения народа. Нравственный пафос "Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях": истинная красота - в сочетании высоких душевных качеств с внешней красотой человека (вывод записывается в тетради). Эта идея выражается в столкновении царевны с царицей - мачехой, в борьбе двух начал жизни - добра и зла. Царевну любят и защищают, видя в ней воплощение лучших человеческих достоинств, идеал красоты. Именно эти чувства и сближают пушкинскую сказку с народными сказками. О борьбе двух начал: добра и зла замечательно написано в небольшом, но очень мудром стихотворении Валентина Берестова. Послушаем его. Ученик:
Анализ образа главной героини. Учитель: В каких русских народных сказках встречаются мачеха и падчерица? Дети: "Хаврошечка" и "Морозко". Учитель: Какой в них изображается падчерица? Дети: Скромной, трудолюбивой, ласковой девушкой. Учитель: Какой мы видим молодую царевну в сказке А.С. Пушкина? Дети: Скромной, трудолюбивой, красивой. Учитель: Какой мы видим царицу? Дети: Злой, жестокой, ленивой, красивой. Учитель: Давайте посмотрим, как об этих героинях говорится в "Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях", (задача, поставленная перед учениками: найти цитаты, характеризующие царицу и царевну, записать их в тетрадь, распределив в две колонки).
Учитель: Вспомните, как автор называет царевну? Дети: "Красавица - душа", "милая девица", "моя душа". Учитель: А как автор называет царицу? Дети: "Злая мачеха", "царица злая". Учитель: В отличие от царицы царевна окружена любовью. О ней "тужит бедный царь", королевич Елисей отправляется на её поиски, искренне полюбили её семь богатырей. Вывод. Сопоставив русскую народную сказку "Морозко", сказку Белоснежка" братьев Гримм и "Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях" А.С. Пушкина, мы делаем вывод: А.С. Пушкин в сказке продолжает народные традиции, дополняя и углубляя их: здесь изображены два характера, противопоставленные друг другу. Их взаимодействие - причина развития сказочных событий. Однако в пушкинской сказке мы чувствуем открытое авторское отношение к героине, чего не знает народная сказка. Этап информации учащихся о домашнем задании, инструкция по его выполнению: - Приготовьтесь рассказать о царевне, используя цитаты из текста; - Составьте кроссворд по сказке А.С. Пушкина; - Нарисуйте иллюстрацию к любимому фрагменту сказки А.С. Пушкина. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |