Преподавание русского языка Типичные ошибки учащихся на ЕГЭ по русскому языкуNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1113 Чернышов Николай Иванович, учитель русского языка и литературы Слайд 1. Типичные ошибки учащихся на ЕГЭ по русскому языку Слайд 2. I. Какова Ваша ЦЕЛЬ? Вы хотите поступить по результатам ЕГЭ в вуз, причем на бюджетное отделение? В большинстве вузов "бюджетный" конкурс начинается с уровня выше 80 тестовых баллов. Без подготовки достичь таких результатов на ЕГЭ по русскому языку практически невозможно. Слайд 3. ВДУМАЙТЕСЬ, эта истина стара как мир: НИКТО НИКОГДА и НИЧЕМУ не сможет Вас научить против вашей воли! Но! Слайд 4. Если у Вас есть сильное желание и мотивация, то ВСЕМУ и ВСЕГДА вы сможете научиться. Вы никогда не научитесь плавать, стоя на берегу! И Вам никуда не деться от очевидного факта: без тренировки в выполнении тестов при подготовке к ЕГЭ по русскому языку об отличном результате можно только мечтать. До посинения. Слайд 5. II. Типичные ошибки при заполнении бланков ответов Единого государственного экзамена Слайды 6-10. Обработка бланков ответов ЕГЭ проводится на компьютерах. Бланки сканируются, надписи и метки с них распознаются, переводятся в "цифровой" формат и автоматически проверяются. Эта технология позволяет обрабатывать огромное количество бланков в ограниченное время, но от участников тестирования требует соблюдения некоторых несложных правил. Все ошибки мы проиллюстрируем реальными изображениями с бланков ответов, в которых наглядно видно, что написано в бланке ответов и что распознано компьютером. Некоторые не верят, что такое бывает. Итак, начинаем:
На этом наше повествование об ошибках участников тестирования заканчиваем. В статье были разобраны только типичные ошибки, которые повторяются на каждом экзамене. Бывают еще и индивидуальные (сокращают слова, путают поля, не могут найти в своем документе номер и серию, пишут с ошибками имена и отчества и т.д.), которые систематизации не поддаются. Но большинства ошибок можно избежать, если: - перед тем как идти на экзамен, прочитать и понять правила участия в ЕГЭ; - на тестировании читать инструкцию к тесту, который вы получили, а в тесте внимательно читать инструкции к отдельным заданиям, если они есть; - на тестировании быть внимательным и собранным, сосредоточиться на выполнении теста. Рекомендуется до реального экзамена попробовать пройти похожую процедуру тестирования в режиме ЕГЭ, чтобы выявить и оценить негативные факторы с которыми вы, возможно, столкнётесь на одном из самых важных экзаменов в вашей жизни. Слайд 11. Подготовлено РЦОИ Ульяновской области. ege.karelia.ru Слайд 12. Выполняя задание (А1) по фонетике, выпускник должен показать понимание сущности русского словесного ударения, его особенностей. Как известно, русское ударение не только нефиксированное, как, например, в татарском или французском языках, но и свободное - то есть способное "перетягиваться" с одного слога на другой в разных формах одного слова или в однокорневых словах (ср. стОл - но столА, нАчал - началА). Без умения произносить с правильным ударением конкретные общеупотребительные слова разных частей речи нельзя обойтись при выполнении задания А1.. Хуже решаются задания, в которых использована лексика с распространёнными в молодёжной речи орфоэпическими ошибками (катАлог, нАчав, звОнит, красивЕе, тортЫ). Поэтому следует больше внимания уделять изучению основных норм произношения и ударения современного русского литературного языка. А основой такого подхода и есть постоянное внимание к звучащей речи, систематическая работа с орфоэпическими словарями. Слайд 13. Чтобы справиться с заданиями по лексике, нужно иметь достаточно большой лексический запас слов, уметь правильно употреблять слова с учетом их лексического значения. Наибольшие трудности возникали при определении лексического значения многозначного слова, имеющего в контексте только одно значение. Ошибки, связанные с употреблением паронимов, достаточно часто встречаются в речи. Их причины объясняются многозначностью аффиксов в русском языке, различной сочетаемостью слов. Это подтверждают и результаты выполнения экзаменационного теста. Так, например, очень часто смешивают паронимы представить и предоставить: Образование представит огромные возможности (вместо: предоставит). Допускают очень много грамматических ошибок, состоящих в неправильном образовании и использовании различных грамматических форм слов, например: 1) нарушения в употреблении форм существительных (неправильное образование форм множественного числа существительных, например, вкусные торта (из разговорной речи, норма: торты; неправильный вариант формы рода, например: пирожки с повидлой ( норма: ...с повидлом); новый туфель (норма: туфля); неверное образование падежных форм: в аэропорте (норма: ...аэропорту), у новых туфлей (норма: у новых туфель); пара сапогов (норма: пара сапог); 2) ошибки при образовании степеней сравнения: звончее (норма: звонче); более моложе (форма сравнительной степени данного прилагательного избыточна); 3) неправильное образование местоименных форм: вокруг их (норма: вокруг них); ихние книги (норма: их книги); 4) ошибки в склонении числительных: в двух тысяч первом году (норма: в две тысячи первом году); менее семьдесят пяти рублей (норма: менее семидесяти пяти рублей); 5) неправильное образование глагольных форм (ошибки в образовании личных форм глаголов: пробежи сто метров (норма: пробеги); жгёт костёр (норма: разжигает); неверное образование видовых форм глаголов: давай попробоваем (норма: попробуем); неверное образование возвратных форм глагола: оденьтеся теплее (норма: оденьтесь теплее); ошибки при образовании деепричастий: прочитая рассказ (норма: прочитав); пиша рассказ (данная деепричастная форма в литературном языке отсутствует). 6) Нарушение норм беспредложного управления: Многие удивлялись простотой и естественностью чеховских пьес. Правильно: Многие удивлялись простоте и естественности чеховских пьес. 7) Однородные члены предложения управляют различными падежными формами существительного: Бабушка любила и гордилась своим единственным внуком. Необходимо употребить разные дополнения: Бабушка любила своего единственного внука и гордилась им. 8) Неправильное построение предложений с деепричастными оборотами: а) безличное предложение не может иметь деепричастного оборота: Раскрыв журнал, в нем оказалось много новой информации. Правильно: Когда я раскрыл журнал и стал его читать, в нем оказалось много новой информации. б) разные действующие лица выполняют основное действие, выраженное сказуемым, и добавочное действие, выраженное деепричастием: Раскрыв свежую газету, мое внимание привлекло одно интервью. Правильно: когда я раскрыл свежую газету, мое внимание привлекло одно интервью. 9) Недопустимо соединение простой и составной форм сравнительной и превосходной степени прилагательных: более красивейший, более худший. Правильно: более красивый, красивейший, худший. 10) При указании даты после порядкового числительного существительное ставится в родительном падеже, а не в дательном: правильная форма: к первому января, к Восьмому марта. 11) Собирательные числительные не употребляются с существительными, обозначающими лиц женского пола, называющими взрослых животных, имеющими обе формы числа. Соблюдая грамматические нормы, нужно сказать: пять учениц класса, три красивых дома. 12). В официальных ситуациях общения в некоторых формах глаголов прошедшего времени утрачивается суффикс -ну-: правильная форма: расторг, увял, мок. Низкие результаты ЕГЭ по морфемике и словообразованию можно объяснить формальным подходом к разбору слова по составу, незнанием морфологических особенностей некоторых частей речи и форм (причастий, деепричастий), отождествлением понятий "нулевое окончание" - "отсутствие окончания", "словообразующие аффиксы" - "формообразующие аффиксы". Словообразование в тестах ЕГЭ является заданием повышенной трудности, для решения которого требуется найти в тексте слово, образованное тем или иным способом, или, наоборот, определить и записать способ образования предложенного слова. Невыполнение этого задания объясняется незнанием сущности основных способов словообразования в русском языке, особенно приставочно-суффиксального и бессуффиксного.. Слайд 14. 1 задание бесчувственно услышанный освещённый безвольный записка Слайд 15. 2. Определите способ словообразования: безделье, веселье, богомолье. Ответ: дел(о) -> без-дель-[й]-(е) - приставочно-суффиксальный способ; весел(ый) -> весель-[й]-(е) - суффиксальный способ; бог(а) моли(ть) -> бог-о-моль-[й]-е - сложение основ с суффиксацией. Слайд 16. 3. В каждом ряду найдите лишнее слово. Объясните ответ. 1) Воротник, задачник, ночник. 2) Разодеть, разомкнуть, разобрать. 3) Мудрствовать, свирепствовать, чествовать. 4) Попугайничать, скромничать, лентяйничать. Ответ: 1. В слове ночник выделяются суффиксы -н- и -ик- (ночь -> ноч-н-ой -> ноч-н-ик). В других словах - суффикс -ник-. 2. В глаголе разодеть две приставки: раз- и о- (ср. на-деть, раздеть). В остальных словах - одна производная приставка разо-. 3. В слове чествовать выделяется суффикс -вова- (честь -> чест-вова-ть). В других словах - суффикс -ствова-. В глаголе скромничать вычленяется суффикс -ича- (скромн-ый -> скромн-ича-ть). В остальных словах - суффикс -нича-. Например: лен-тяй > лентяй-нича-ть. Слайд 17. 4. Выпишите из предложения слова, образованные приставочно-суффиксальным способом. Без четверти девять он выбрался из подземелья на площадь, без пяти пересёк переулок и, обогнув стоявшие возле подъезда автомобили, вошёл в дверь, рядом с которой висела под стеклом чёрная таблица "ГИНЕГА" (Ю. Трифонов). Ответ: подземелье, переулок Слайд 18. 5. Выпишите из предложения слова, образованные бессуффиксным способом (с помощью нулевого суффикса). Все разновидности морфологического способа образования слов довольно обстоятельно изучаются в средней школе. Остановимся лишь на безаффиксном (бессуффиксном,) способе. Это - образование новых слов без добавления суффикса: широкий - ширь, глубокий - глубь, поливать - полив, выходить - выход. Не все учёные признают существование безаффиксного способа словообразования. Так, Владимир Владимирович Лопатин, Елена Андреевна Земская считают, что в словах типа ширь, даль, бег, поворот следует выделять нулевой словообразовательный суффикс. Этот способ словообразования предложили называть нулевой суффиксацией. Он [мост] так и лежит брюхом на земле, на въезде в город - как кит, выбросившийся на берег, или как парусник, вынесенный на мель, озадачивая приезжих своей откровенной постмодернистской нефункциональностью. (Д. Рубина). Ответ: въезд, мель Слайд 19. 6. Выпишите из предложения слово, в котором морфемы не располагаются линейно, а накладываются друг на друга: В её действиях была явная закономерность: стоило ему пнуть ногой упругую и теплую перегородку, отделявшую его от хаоса. и оттуда приходило эхо - мягкое нажатие, сопровождаемое густыми воркующими звуками, от которых слегка содрогался весь мир. (В. Пелевин) Ответ: пнуть Слайд 20. 7. Выпишите из предложения слово с множественной словообразовательной структурой: Между ним и матерью вечно были какие-то раздоры. Скажи, почему ты никогда не можешь ничего сделать для других? Ведь это неблагородно, Лев! Это очень низко. (Ю. Трифонов) Ответ: неблагородно Трудные случаи морфологического разбора Разные варианты экзаменационной работы 2010 года включали задания на определение различных частей речи и их категориальных признаков (например, различных разрядов местоимений - притяжательных, неопределенных, определительных; прилагательных в превосходной степени, а также прилагательных в сложной форме превосходной степени; союзов - сочинительных и подчинительных; производных предлогов; частиц). В задании требуется выписать либо части речи (например, частицы, союзы, предлоги), либо отдельные формы или разряды, прилагательные в превосходной степени; производный предлог; краткое страдательное причастие; неопределенное, притяжательное, определительное местоимение. Затруднения экзаменуемых обычно вызывает выявление местоимений различных разрядов, а также служебных частей речи: союзов, частиц, предлогов. В целом причины ошибочных ответов в задании В2 заключаются в поверхностном усвоении теоретической части курса русского языка; выполняя морфологический анализ, учащиеся не всегда способны комплексно учитывать различные признаки, определяющие принадлежность слова к той или иной части речи: значение слова как части речи, морфологические признаки и синтаксическую функцию слова в предложении. Функциональные омонимы - этимологически родственные слова, совпадающие по звучанию, но относящиеся к разным частям речи, различаются общим грамматическим значением, морфологическими и синтаксическими признаками. Лексические омонимы принадлежат к одной части речи, обладают одинаковым общим грамматическим значением. Слайд 21. Примеры:
Слайд 22.
Ответ:
Во всех предложениях употреблено слово один, которое функционирует в качестве разных частей речи. В первом примере один - числительное: обозначает определённое количество, которое может быть обозначено цифрой. Во втором предложении - прилагательное: обозначает признак предмета, является синонимом к прилагательному одинаковый. В третьем предложении один - местоимение: указывает на неопределённый признак предмета, синонимично неопределённому местоимению некий. В четвёртом предложении один - частица: служит средством логического выделения слова, перед которым стоит, возможна синонимическая замена частицами только, лишь. Слайд 23. Переход в слова состояния:
Слайды 24-25. Различия между омонимичными частями речи Слайд 26. Часть "С" - задание с развернутым ответом. Выполняется по исходному тексту и проверяется экспертами. При выполнении на ЕГЭ по русскому языку задания части "С": - создавать литературный шедевр не требуется, равно как и проводить подробный лингвистический анализ исходного текста; - рекомендуемый объём письменной работы - не менее 150 слов; - 75 слов и менее - это НОЛЬ баллов; - более 250 слов испортят настроение эксперту, а уж он-то в долгу не останется. Залог успеха при выполнении на ЕГЭ по русскому языку части "С" - соблюдение всех формальных критериев, которыми руководствуются эксперты при выставлении оценок. Слайд 27. Вас ждёт успех на ЕГЭ! Литература
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |