Преподавание русского языка Обобщение изученного по теме "Не- с причастиями"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1178 Астанкова Светлана Александровна, учитель русского языка и литературы Цели урока:
Ход урока 1. Вступительное слово учителя о целях и задачах урока. Сегодня мы продолжаем работать над темой "Правописание не с причастиями" Наша задача - закрепить навык правильного написания. Кроме того мы вспомним ранее изученный материал о причастиях и причастных оборотах и попробуем свои силы в создании новых текстов. А работать мы будем на материале художественных текстов, посвященных осени. 2. Повторение. 1) Класс работает с текстом стихотворения ( записан на доске и на карточках, один человек у доски), -два человека по карточкам у доски ( в текстах стихотворений О.Мандельштама и А.С. Пушкина найти причастия, указать их разряд и синтаксическую функцию, а также проанализировать худ. средства, использованные в стихах) (проверка позже). 2) Слово учителя: На доске и на карточке стихотворение. Я написала его осенним дождливым вечером. Давайте прочитаем его, прежде чем анализировать текст, вставьте пропущенные буквы, графически выделив орфограммы. Расставьте пропущенные знаки препинания в последнем предложении и сделайте его пунктуационный разбор, укажите слова, в которых количество букв и звуков не совпадает. (Не) обычная пора в природе наступает. (Не) греющее солнце нас лучами не ласкает. Все чаще льет (не) прекращающийся дождь, Уже (не) долог день, зато длиннее ночь. И тишина (не) нарушаемая птичьим пением нас грустью наполняет омрачает настроение. - Какие чувства вызывает у вас это стихотворение? - Как вы думаете, при каких обстоятельствах оно могло быть написано? - А какие чувства у вас вызывает осень? 3. Комплексный анализ текста. - Итак, осень заставляет нас не только грустить, но она еще и вдохновляет, поражает красотой. В этом мы убедимся, проанализировав данный текст. Учитель читает текст. Полна оч..рования (не) забываемая пора з..л..той осени. Лучи солнца посылают свой последний привет еще (не) остывшей земле. Все чаще небо затягивает, и (не) расходящиеся тучи скрывают солнце. Ночью осень серебрит ин..ем землю прихватывает (не) окрепшим ле(д;т)ком лужи. Чудесна п..литра осе(н;нн)их деревьев. Пурпурные листья чередую(т;ть)ся с з..л..том кленов и яркой зеленью (не) стареющей крушины. Пестрая карусель опадающих листьев цветным к..вром ложи(т;ть)ся на поляны (не) озаренные лучами солнца. Все чаще дует ветер. И это уже (не) ласкающее летнее дуновение, а х..л..дные предзимние порывы. Воздух наполнен ни (с) (чем) (не) сравнимым ар..матом увядающей травы. Все так сказочно прекрасно, что пр..бл..жение суровой зимы (не) ощутимо. - На карточке - вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. - Проверка орфограмм с обязательным объяснением (исторический комментарий - золото, дерево - полногласия; осенний - стык морфем и т.д. - Выводl о правописании :не с прич.) - Объяснение пунктограмм. Предложение № 1: простое, осложнено однородными сказуемыми; измените предложение, введите в него причастный оборот. Как при этом изменится написание не с причастиями? (Ночью осень серебрит инеем землю, прихватывает еще не окрепшим ледком лужу.) Почему причастный оборот не выделяется запятыми? Почему не раздельно? - Предложение №2. Замените причастный оборот придаточным предложением в СПП, что изменяется в синтаксисе предложения, в написание не. (Пестрая карусель опадающих листьев ложится на поляны, которые не озарены лучами солнца.) - Текст восстановлен. Прочитайте его выразительно. - Докажите, что это текст. - Какова его тема, идея? Настроение текста? - Каков тип текста? Докажите. - Какие художественные тропы используются автором? - Какова роль причастий в создании данной картины? (Они оживляют описание, придают динамику, отражают процесс увядания природы) 4. Выборочно-ассоциативный диктант. Я буду читать словосочетания, в которых много слов на изучаемую орфограмму. Вы будете выбирать и записывать только те, которые в дальнейшем можно будет использовать в тексте об осени. Негреющее солнце, нерешенные проблемы, непокрытая голова, неутихающий ветер, непрекращающийся дождь, не прогреваемая солнцем земля, еще не покрытые снегом поляны, не успевшая высохнуть трава, не замерзшая, а бурлящая река, не сравнима, не покрыты. - Кроме выбранных словосочетаний в вашем тексте обязательно должны быть средства художественной выразительности. 5. Давайте посмотрим, что использовали русские поэты. Проверка задания у доски.
- Определите разряд причастий, использованных в данном тексте. Какова их роль? (придают динамичность описанию)
- Одинаково ли поэты воспринимают осень? (нет) №1 - грусть, №2 - восклицание. 6. Написание сочинения-миниатюры. Наверное, наиболее точно секрет осени определил А.С. Пушкин, сказав о ней: "Унылая пора! Очей очарование". Осень таинственная, загадочная, она одновременно вызывает и грусть, и радость, и восторг. Каждый воспринимает это время года по-своему. Я предлагаю вам поразмыслить о тех чувствах, которые вызывает осень у вас. Что это будет за текст? (рассуждение). Темы на выбор:
- Вспомнимте, какова композиция рассуждения? - Что у нас будет тезисом? - Получится ли у вас "чистое" рассуждение? (нет). - Элементы описания. В них вы должны использовать материал урока:: словосочетания из выборочно-ассоциативного диктанта; художественные тропы из поэтических текстов , анализируемых на уроке. 7. Прослушивание полученных текстов, их анализ. Подведение итогов урока (обобщение через фронтальный опрос) Выставление и комментирование оценок. Д/З. Параграф 24. Упр. 186.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |