Преподавание русского языка Урок творчества в 6-м классе "Мышиные истории"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 810 Безродных Галина Ивановна, учитель русского языка и литературы Цели урока
В начале урока подготовительный этап к творческой работе: разговор о мышах. Это и воспоминания детей, и рассказы учителя о зверьке крысе, и чтение стихотворений о мышах, и анализ поэтических строк. 1. Переход к теме урока2008 год – это не только год семьи, но чаще его называют годом Крысы. С крысой в нашем фольклоре, да и в европейских литературах связаны преимущественно отрицательные ассоциации. Мой рассказ о первой встрече с крысами удивил и рассмешил детей. Им показалось необычным, что я так поздно увидела этих зверьков. Я же, в действительности, когда первый раз увидела крыс у соседской кормушки, остановилась и долго наблюдала за ними, как они съедали зерно, предназначенное курицам. Крысы стояли гордые, красивые, одна чёрная с белой полосой вокруг шеи, как в галстуке, другая была светлее. Шкурка их так и лоснилась, как будто кто–то за ними ухаживал. Лапки у них были сложены перед грудью – вид был царственный. Кто же знал тогда, какой урон всему городу принесут эти симпатичные на вид зверьки! Какие проклятия посыпались на голову тех, кто завёз крыс с зерном на солодовенный завод. Крысы стали настоящим бедствием для тех, кто держал домашнюю птицу. Ставили капканы, травили, но крыс меньше не становилось. Если взрослая крыса попадает в капкан, то другие пытаются перегрызть железные прутья капкана, спасая её. Крысы никогда не оставят своих сородичей в беде, всегда придут на помощь. 2008 год, к счастью для учителей- словесников, ещё и год Мыши. А вот мыши, в отличие от своих сородичей, – совсем другое дело. С симпатичными мышками мы встречаемся с самого раннего детства и в народных сказках, и у детских поэтов. Ведь именно с первой сказки о курочке Рябе, заученной в детстве, дети осознают, что мышка спешит на помощь людям. Да и в сказке о репке тоже не обходится без помощи мышки. Именно она, мышка, вытягивает без особых усилий репку. Кто из детей не переживал за маршаковского Глупого мышонка и не радовался за Умного мышонка? А мультипликационные мышата? Всем известны слова кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!». Идёт непринуждённый разговор о мышах, дети рассказывают смешные истории, которые происходили с ними, их близкими, когда сталкивались с мышами. На уроке мы посмотрим на мышей – главного персонажа басни Эзопа и героев поэтических строк В. Ходасевича. 2. Басня Эзопа «Лев и мышь» - рассказ учителя (вспомнить, кто это такой и какие ещё басни вы читали).У спящего льва по телу пробежала мышь. Лев проснулся, схватил её и приготовился съесть. Мышь умоляла отпустить её, уверяя, что отплатит добром за спасение. Лев, подумав, отпустил её. Но случилось так, что мышь и в самом деле отблагодарила льва. Попался лев охотникам, и они привязали его верёвкой к дереву. А мышь, заслышав его крики о помощи, тотчас прибежала, перегрызла верёвку и освободила его, сказав так: «Тогда ты надо мной смеялся и не верил, что я могу отплатить тебе добром. А теперь ты будешь знать, что и мышь умеет быть благодарной». Вопросы к басне и задания: - О чём басня «Лев и мышь»? - Чему учит басня Эзопа? Как поступила мышь? - Мог ли лев подумать, что мышь в состоянии ему оказать помощь? - Запишите прилагательные, которыми можно охарактеризовать мышь. 3. Работа с поэтическими текстами. Настоящую сагу о мышах сложили поэты двадцатого столетия, в частности Владислав Ходасевич.Выразительное чтение стихотворений Владислава Ходасевича «Сырнику», «Разговор человека с мышкой, которая ест его книги», «Вечер» групповая работа, в каждой группе вопросы к стихотворениям 4. Анализ поэтических строк: сюжет стихотворения определяет каждая группа. Рассказ о героях стихотворений. - Что любят мышата? - Какими эпитетами наделяет автор каждого из мышат? - Есть ли в тексте сравнения? Выделите их. - В чём поучительный смысл стихотворений? - Каково отношение поэта к мышатам? Есть ли одинаковые слова в обращении поэта к мышатам? - Найдите слова и выражения, указывающие на то, что между автором и мышатами тёплые дружеские отношения. -Относится ли автор к мышатам как к детям? Подберите из текста соответствующие строки. - Какие чувства вызывают у вас прочитанные стихотворения? 5. ВыводыВ стихотворениях поэт показывает мышат как самых близких друзей, раскрывает особенности каждого мышонка, их невинные шалости. Объединяет стихотворения тема дружбы поэта с мышатами. Поэт одинок, ему необходимы друзья, и мышата помогают ему преодолеть одиночество. 6. «Так приходи ж, мой Мышонок, ко мне…»с таких слов начался творческий этап в деятельности учащихся, их поэтическое, прозаическое мастерство, их вдохновение; воплощение индивидуальных замыслов в сказку, рассказ, стихотворение, басню. Условия работы: оригинальность замысла, языковое мастерство, точность и ясность мысли. Учащиеся пишут о мышатах, о их приключениях. В эти моменты они должны использовать имеющийся материал и дополнить его собственными находками, что приведёт к созданию творческой работы. Кто успевает до конца урока написать свои первые художественные опусы, по возможности, отдают их на суд одноклассников, читают. Все, как строгое жюри, оценивают творческие зарисовки, правим вместе, в чём–то не соглашаемся. Итогом творческой деятельности учащихся на уроке явилась подборка лучших творческих работ для участия в российском конкурсе «Про мышей: по следам Владислава Ходасевича». Работа Батуриной Алёны, сказка «Сырник на фабрике», напечатана в газете «Русский язык. Первое сентября» в №13, 2008 год, а стихотворения Бровкиной Людмилы и Барнашова Ивана будут опубликованы позже Творческие работы учащихсяКнижник
Ветчинник
Сырник на фабрике (сказка)| В Костроме издавна существовала сырная фабрика. На ней производили вкусный молочный сыр, который очень нравился жителям Костромы и близлежащей местности. На фабрике работали Дима и Коля, которые были совладельцами предприятия. Однажды они увидели, что в сыре стали появляться небольшие дырочки. Дима и Коля стали обвинять друг друга, что кто–то из них хочет навредить их маленькому бизнесу. Тогда они решили установить ночное дежурство, чтобы узнать, кто делает дырки в сыре. Первую ночь дежурил Дима, он никого не увидел во время дежурства. Но утром в сыре появились маленькие дырки. Так прошло несколько ночей, но он никого не увидел. И вот пошёл на дежурство Коля. Он зашёл на склад и увидел маленького мышонка, который ел сыр. Коля стал догонять мышонка. Мышонок был маленький и ловкий и убежал от Коли. После всего случившегося работники фабрики перестали продавать сыр. Жители стали возмущаться, когда на прилавках не стало сыра. Дима объяснил жителям, что они придумывают новую технологию производства сыра и пока боятся пускать его на продажу. Жители были согласны попробовать новый сорт сыра. И вот на прилавке магазина появился сыр с большими дырками. Его тут же раскупили. Сыр с дырками очень всем понравился, жители поблагодарили Диму и Колю за новый вид сыра и попросили повысить его выпуск. Мальчишки остались довольны, но никому не рассказали о своём секрете. Мышонка они всё-таки поймали, приручили и прозвали Сырником. А Сырник, в свою очередь, стал помогать выпускать мальчишкам сыр и прижился на фабрике. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |