Преподавание литературы С.Сейфуллин "Жаворонок", В.Жуковский "Жаворонок"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1295 Дерипаско Галина Алексеевна, учитель начальных классов Цель урока: учить детей выражать свои эмоции, настроение, вызванное приходом весны. Задачи: А) обучения
Б) развития
В) воспитания
Оборудование: картины с изображением степи и леса весной, портреты и биографические данные писателей С.Сейфуллина и В.Жуковского, произведения авторов. Ход урока 1. Организационный момент. 2. Работа над пробуждением положительных эмоций - Как вы ощущаете весну? - Какие слова используете, чтобы передать это чувство? - Расскажите, как вы радуетесь? Какими словами это можно передать? 3. Введение в тему. Отгадайте загадку.
3. Сообщение темы урока. Постановка цели и задач урока. Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением "Жаворонок" С.Сейфуллина и В.Жуковского. На основе сравнительного анализа произведений нам необходимо установить взаимосвязь между изменениями в природе и эмоциональным состоянием человека. 4. Сообщение биографических данных писателей. (Выступает заранее подготовленная группа детей) Сакен Сейфуллин (1894 - 1938) Сакен Сейфуллин - один из основоположников казахской литературы. Родился С. Сейфуллин в Карагандинской области в крестьянской семье. Учился в русской школе, затем в Омской учительской гимназии. Был членом молодежной организации "Бiрлiк" ("Единство"), которая ставила своей целью распространение культуры и знаний среди казахов. После окончания учительской гимназии Сакен работал аульным учителем. В 1910 году вышел первый сборник стихов С.Сейфуллина "Минувшие дни" ("Откен кундер"), Его стихи, вошедшие в этот сборник проникнуты любовью в народу, к родной степи, к поэтическому слову. Развивая лучшие народно - поэтические традиции, Сейфуллин создавал новые формы казахской поэзии. Поэт известен и как выдающийся прозаик, автор работ по истории казахской литературы, составитель сборника образцов дореволюционной казахской литературы. В конце 30-х годов незаконно был репрессирован. Реабилитирован посмертно. Василий Андреевич Жуковский (1783 - 1852) Жуковский Василий Андреевич - один из основоположников русского романтизма. Его творчество обогатило русскую литературу тонкой передачей душевных переживаний. К заслуге Жуковского относится работа над народными сказками, сюжет которых он, подобно Пушкину, излагал стихами, превращая их в поэму ("Сказка о царе Берендее:", "Спящая царевна", "Иван-Царевич и Серый волк", "Мальчик-с-пальчик", "Война мышей и лягушек" и др.) Жуковский много занимался переводами, которые отличались высокими художественными достоинствами, знакомили читателей с крупными памятниками мировой литературы. Будущий поэт учился в Благородном пансионе при Московском университете. Он был одним из близких друзей А.С.Пушкина. Стихотворения Жуковского отличаю исключительная выразительность и музыкальность. По словам В.Г.Белинского, муза поэта "дала русской поэзии душу и сердце". Высоко ценил его "стихов пленительную сладость" А.С.Пушкин, который считал себя учеником Жуковского. Такого же мнения придерживался и Белинский: ":без Жуковского мы не имели бы Пушкина". В 1815 году Жуковского пригласили на должность чтеца царицы. Он на долгие годы стал придворным, в течение 15 лет был воспитателем наследника, будущего царя Александра 2. Его чрезмерно занимали вопросы воспитания детей, проблемы теории педагогики, что нашли отражение в литературной деятельности. Жуковским была создана, как он сам говорил, "педагогическая поэма - книга, включавшая азбуку и арифметику: для неё были написаны художественные произведения, ставшие классикой в детской литературе (стихотворения "Птичка","Котик и козлик", "Жаворонок"). 5. Выразительное чтение произведений учителем или хорошо подготовленными детьми. 6. Работа над содержанием произведений. - Где живет жаворонок? Как об этом пишет Жуковский? Сейфуллин? Найдите строчки, где говорится об этом. - Где он летает? Найдите строчки из произведений. - Как вы понимаете слово "взмыл"? (высоко взлетел) 7. Чтение и анализ произведений. - Прочтите первую и вторую строчки стихотворения. Какую картину вы себе можете представить? - В какое время дня поёт жаворонок? (раннее утро) Имеет ли автор только раннее утро в виду? - Прочтите 3-4 строчки стихотворения. Какую краску надо взять, чтобы нарисовать "лазурь", в которой поёт песню жаворонок? Как понимаете это слово? Слово "небо", "небосвод" заменены словом "лазурь". Почему? (показать светло-синий цвет чистого неба). - "Взмыть в зенит" - как вы это понимаете? (взлетел высоко, находится над головой наблюдателя) - Как поёт жаворонок? Какие слова использует автор, чтобы описать песню жаворонка? Прочтите. (звонко, на солнышке сверкает, лучисто, колокольчиком звенит, звон прозрачный, чистый, тонкий, нежный, как небо) - Почему жаворонок сверкает на солнышке? Почему так звонка песня? Почему она радостная? - Почему автор сравнивает пение жаворонка со звоном колокольчика? (прозрачный звон) Что хотел этим сказать автор? Как называется в литературе этот приём? (эпитет). Приведите примеры эпитетов из текста. - С чем сравнивается чистота песни жаворонка? Прочтите. А почему? Что хотел выразить этим автор? - О чем поёт жаворонок? (о радости, песня жаворонка лучистая, звонкая, прозрачная, чистая, тонкая, звенит, как колокольчик) - Что радует степного певца? Что он приветствует своей песней? - А почему считаете приход весны? Найдите слова, которые говорят о приходе весны (прозрачность, чистота пения жаворонка, сравнение его пения с чистотой и нежностью небосвода, а это можно видеть ранней весной). - Каким голосом и с каким настроением надо читать стихотворение, чтобы передать радость весне, солнцу, теплу? Красота вокруг нас. Надо только присмотреться. В народе ещё говорят, что жаворонки несут с собой весну. 9. Сравнение произведений, эмоционального настроения авторов. - Какое время года описывают в своих произведениях Сейфуллин и Жуковский? Какая пора весны описана? - Что общего в описании пейзажа в стихотворениях? - О чём поёт жаворонок? Что его радует? Что хотели передать поэты, описывая красоту песни жаворонка? (ликование природы в начале весны, духовное состояние человека) - Почему поэты с такой любовью описывают песню жаворонка? Является ли основной темой описание этой птицы? Что хотели этим сказать поэты? - Что общего и различного в этих произведениях? Вывод. В обоих произведениях одинакова тема, описание жаворонка - как особый приём для описания настроения авторов. Но в произведении Сейфуллина наслаждение приходом весны в степи, а в произведении Жуковского - в лесной зоне, в долине. 10. Чтение произведений параллельно друг другу. (По учебнику или наизусть) 11. Творческая работа Нарисовать пейзаж к любому из стихотворений. В своих иллюстрациях отразить свои чувства радости с приходом весны. Выставка творческих работ. - Какие рисунки являются иллюстрациями к произведению Сейфуллина? Жуковского? Объясните. Приведите примеры из текста. 12. Обобщение. Вывод. Эти два произведения написаны разными по национальности поэтами, жившими в разное время, в различных условиях. Но возникает ощущение, что они наблюдали одну и ту же картину, даже слушали одного жаворонка - настолько созвучны эти стихотворения. Оба произведения пронизаны ликованием души с приходом весны. Пробуждение природы придаёт силы авторам. Душа настолько наполняется радостью, что хочется на весь мир крикнуть: "Как прекрасен этот мир!" 13. Задание на дом. 1) Выучить наизусть одно из стихотворений. 2) Уметь сравнивать оба стихотворения в композиционном плане и в описании жаворонка. 3) Составить сравнение этих произведений в виде схемы. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |