Преподавание литературы Любовная интрига комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" глазами учащихсяNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 837 Дмитриева Надежда Викторовна, учитель Третий год работаю по технологии развития критического мышления (critical thinking). Эта технология увлекла меня акцентами своих целей. Формирование нового стиля мышления, осознание многозначности позиций и точек зрения, развитие таких качеств как рефлексивность, самостоятельность, ответственность за свой выбор, формирование культуры чтения, стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности встречаются и в других новых проектах, педагогических технологиях. Приоритетными акцентами в ТРКМ кроме вышеуказанных являются творческое осмысление текста, выработка собственного мнения, умение выразить себя, умение слышать другую точку зрения. Самым главным на уроке является текст художественного произведения. Любимыми приемами и методами на уроке являются диспут, рассуждения о герое, составление “дерева” прогноза, сочинение синквейнов, хокку, маркировка текста, создание схем, таблиц, кластеров. Следует объяснить выбор данной темы. По своему опыту я знаю, что читать комедию сложно для учеников национальных школ. Это стихотворное произведение, язык комедии довольно сложен, исторические реалии далеки от сегодняшнего дня. Поэтому я считаю, что следует вызвать интерес учащихся. Например, может заинтересовать эта вечная тема – любовь. Привожу некоторые работы учащихся по теме “Любовная интрига комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”. Письма героям Письмо Молчалина Софье. Глубокоуважаемая Софья Павловна! Приношу Вам свои глубочайшие извинения-с. Простите меня великодушно! Ошибся-с! Я не хотел, это все Лизанька – бесстыдница. Папанька-то мой все наставлял и “награжденья брать, и весело пожить”, “всем угождать”. Пусть мой ум “вряд ли семейство осчастливил” бы. Но виноват, исправлюсь. Я ведь угождал Вам, Вашему папеньке, гостям, слугам, дворнику и даже собаке дворника. Хочу, очень хочу остаться при Вас. Возьмите меня обратно к себе, не пожалеете, смею Вас уверить, Нет у меня своих суждений, будут только Ваши. А у меня только “умеренность и аккуратность”. Возьмите меня обратно. Нижайше кланяюсь, Ваш покорный слуга”. Письмо Софье из ХХI века Пишет тебе девушка из ХХI века. Я твоя ровесница. Так же как и ты люблю читать сентиментальные романы, люблю современную моду, музыку. В отличие от тебя не знаю французского, не играю на музыкальных инструментах. Так же как и ты имею строгого папу, который не понимает сегодняшнюю жизнь, ругает современную молодежь. Главное мое отличие от тебя в том, что мы по-разному относимся к любви. Современные девушки “любят ушами”. Не понимаю: как можно принять молчание и вздохи за любовь, за какие-то чувства? Если человек молчит, значит, у него нет чувств. Любовь можно выразить взглядом, улыбкой, словами, музыкой. Как же ты не смогла разглядеть Молчалина? Я бы на твоем месте обязательно постаралась его разговорить. Я считаю, что ты безвинно наказана презрением Чацкого. Верю, что впредь у тебя все будет хорошо. Ты встретишь “героя своего романа”, как, впрочем, и я. Синквейны. Софья.
Софья.
Чацкий.
Чацкий.
Чацкий.
Чацкий.
Молчалин.
Молчалин.
Молчалин.
Лизанька.
Лиза.
Рассуждение “Кого выберет в мужья Софья?” Однозначно, не Молчалина. Софья получила урок. Девушка, воспитанная на французских романах, сильно обиженная на Чацкого, ошиблась в “герое своего романа”. Взгляды, пожатие рук, глубокий вздох приняла за любовь. Это простительно. Ведь она очень молода, Впредь она будет осмотрительнее и выберет “мужа-мальчика, мужа-слугу”. Так ей удобнее. Но не Алексея Степановича. Нельзя во всем винить Молчалина. Разве он виноват в том, что богатая девушка думает только о своих чувствах? Чужие чувства, слова, мысли ей неинтересны. Конечно, Молчалин подыграл ей. Но он ведь бессловесное, бесправное существо. Вот Лиза бы ему подошла. С ней он шутит, смеется, разговаривает. А Софья выйдет замуж за Скалозуба, потому что его выбрал отец. Человек, за которого выйдет замуж Софья, не Чацкий, не Молчалин, не Скалозуб. Чацкий обидел ее своим долгим отсутствием, Молчалин – подлостью. Скалозуб - “герой не ее романа”. Это будет другой, кто будет заботиться не о себе, а о ней, о ее чувствах, кто ее не оставит надолго. Будущий муж Софьи – не Чацкий, но человек, похожий на него. Умный, страстный, любящий. Но в отличие от Чацкого, не злой, терпеливый, старающийся, несмотря на разногласия с отцом любимой девушки, понять и принять Софью такой, какая она есть. Творческие формы уроков нравятся абсолютно всем. Но не у всех пока возникает желание высказать собственное мнение. Встречаются довольно смешные суждения. Например, “был бы я Печориным, все девочки бегали бы за мной, а я на них – ноль внимания” или “я старательно прочитал указанные вами страницы и удивился: нет ни одного положительного героя, одни уроды” (это о “Мертвых душах”). Пока у нас плохо получается диалог, еще не возникла потребность внимательно слушать и слышать другую точку зрения. Самое главное, ученикам понравилось читать, пусть не все произведение в целом, пусть отрывки. Дети учатся выражать свою мысль, читать и соотносить себя с этим текстом, с героем. В самом начале работы по технологии развития критического мышления мне часто хотелось вмешаться в ход рассуждений учеников, подсказать нужные слова, дать какие-то правильные с моей точки зрения идеи, мысли. Если бы я вмешалась, то самостоятельности и индивидуальности мышления не получилось бы. Учитель выступает в роли консультанта, организатора и информатора, создает условия для инициативы учащихся. Ученики являются полноправными участниками учебного процесса. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |