Преподавание литературы Урок-митинг "Хотелось бы всех поименно назвать…"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1237 Кузнецова Лариса Ивановна, учитель русского языка и литературы Цели:
Оформление: портреты репрессированных или гонимых поэтов и писателей; плакат с изображением зарешеченных окон; восковые свечи. Музыкальное оформление: Моцарт «Реквием», музыка Л.В.Бетховена, песни в исполнении В.Высоцкого. Презентация: см. Приложение 1. Ход урока 1. Вступительное слово учителя. Тихо звучит музыка Бетховена. В 1931 году появилась пьеса А.Афиногенова «Страх». Ее название отражало то чувство, которое было общим для миллиона советских людей. Один из персонажей пьесы, профессор Бородин, так говорил о жизни общества: «80% живут под вечным страхом окрика или потери социальной опоры. Молочница боится конфискации коровы, крестьяне – насильственной коллективизации, советский работник – непрерывных чисток, партийный работник боится обвинения в уклоне, научный работник боится обвинения в идеализме, работник техники – обвинения во вредительстве. Мы живем в эпоху великого страха». Период репрессий для нашего государства – особая трагедия. За годы советской власти массовым репрессиям по политическим мотивам были подвергнуты миллионы человек (точное количество пострадавших до сих пор не установлено). Репрессиям и гонениям подвергались представители всех слоев населения: крестьянство, духовенство, интеллигенция… Слайды 1, 2 Однако было противостояние режиму, и было оно в духовной сфере. Почему именно в духовной? Да потому, что сила слова – великая сила, и если это слово было произнесено поэтом или писателем, чьи произведения выходят за рамки ходульно-пропагандистских сюжетов, то оно способно противостоять, и не только режиму. Существовала «антирепрессивная» художественная литература: повесть «Софья Петровна», написанная Л.Чуковской, запрещенные стихи – «ворованный воздух», по выражению О.Мандельштама, «Reqiem» Анны Ахматовой… Первый учащийся (зажигая свечу): Чисты их имена Слайд 3 В 1934 году в состав Союза писателей входило более 2500 человек…репрессировано 2000! Почему? За что? Второй учащийся (зажигая вторую свечу): Поэты не рождаются случайно, Вспомните судьбу Пушкина, Лермонтова, Грибоедова, Кюхельбекера… Дуэли, смерть от разъяренной толпы, казнь… Третий учащийся: Темен жребий русского поэта: Поэт серебряного века Максимилиан Волошин посвятил эти строки памяти А.Блока и Н.Гумилева. А знаете ли вы в чем обвинили Гумилева? Он не донес органам власти, что ему предлагали вступить в ряды заговорщиков. Поэт отказался от предложения, но доносить не пошел, мешало понятие чести. Четвертый учащийся: Что такое честь? Третий учащийся: По определению в толковом словаре Даля –это « внутренне нравственное достоинство человека, доблесть, благородство, души и чистая совесть»… Второй учащийся: Поэтому и отправляли на Лубянку тех, кто стремился сохранить в чистоте свою совесть. Слайд 4 (Далее идет перекличка, первый учащийся называет фамилии, второй учащийся – даты гибели и репрессии поэтов, после каждой фамилии зажигается свеча) Слайд 5 (Музыкальное сопровождение)
Третий учащийся: Этих убили, а этих ославили Учитель: Наша встреча, наш митинг пусть будут своеобразным памятником всем репрессированным поэтам и писателям. Но были ли непогрешимы те, кто вершил суд? Зиновьев приказал всем бывшим офицерам царской армии зарегистрироваться якобы для получения хлебных карточек… Все зарегистрированные были расстреляны. М.Фрунзе обращается к белогвардейцам с просьбой не уходить с Врангелем. Десятки офицеров остались. Их бросили в море. Умер Александр Блок за день до получения разрешения выехать за границу на лечение. Сестру Сергея Есенина «как социально опасный элемент – лишить права проживания в 15-ти пунктах сроком на 5 лет», детей ее отправили в разные детские дома Пензы, согласно действующему тогда распоряжению разъединять братьев и сестер. Можно ли забыть такое? (Звучит музыкальный фрагмент 2-3 минуты) Четвертый учащийся: Жертв репрессий было много. Среди них писатели Борис Пильняк, Андрей Платонов, художники Михаил Соколов, Михаил Рудаков, режиссер Всеволод Мейерхольд; закрыты камерный театр и театр имени Мейерхольда… Остались только тени, Первый учащийся: Анна Ахматова. Она не была в тюрьме, не покинула Россию, но о репрессиях знала не понаслышке. Ее сын был в тюрьме и она повела долгих 300 дней и ночей в очереди, ожидая разрешения на передачу или свидание Я улыбаться перестала, Второй учащийся: И вновь звучит вопрос «За что?» Третий учащийся: Николай Заболоцкий, Даниил Хармс, Ярослав Смеляков, Павел Васильев – это новая волна репрессированных поэтов. Смерть Сталина не остановила волну арестов и подозрений. Кандидат наук Васильев поздравил Александра Солженицына с пятидесятилетием. Вызвали в КГБ. Писатель Черных выразил беспокойство, что создается новый культ – культ Брежнева. Перестали печатать. Среди тех, кого «не одобряли власти» был поэт Владимир Высоцкий Слайд 6 (Звучит песня «Я не люблю» или «Охота на волков») Четвертый учащийся: О связь времен, не терпишь ты подделки Автор этого стихотворения Юрий Гастев – москвич, 1928 года рождения. Он был сыном расстрелянного в 1939 году общественного деятеля, революционера, поэта Алексея Капитоновича Гастева. В 15 лет Юрий Гастев поступил на математический факультет в МГУ, в 1945 году арестован и приговорен к четырем годам лагерей по ложному политическому обвинению. В 1949 освобожден, жил в Тарту. В 1953 году вернулся в свой родной город, в Москву, учился в Пединституте, опубликовал более 150 работ, кандидат философских наук, но… в 1981 году эмигрировал, а в 1993 умер в Бостоне. Учитель: Многие, очень многие не дожили до реабилитации. Многих предстоит реабилитировать. Те же, кто вернулся из лагерей, больше всего на свете боятся забыть лагерную жизнь. «Забвение былого – смерть души», говорил Варлам Шаламов. Слайд 7 Нет границ у памяти, но есть предел забвению. «Хотелось бы всех поименно назвать…» но вспомнили немногих, и они как будто с нами, и все, кого назвали, и все, о ком подумали. Первый учащийся: Мы к вам идем, в сегодняшний ваш день, Слайд 8 (музыкальное сопровождение «Реквием» Моцарт) Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |