Преподавание литературы Урок литературы в 7-м классе по теме: "Лирический герой поэзии Есенина"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1392 Якунина Ольга Николаевна, учитель русского языка и литературы Цели:
Оформление доски:
Оборудование:
Методические приемы:
ХОД УРОКА I. Сообщение темы и цели урока – Здравствуйте, ребята! Сегодня нас с вами ждет встреча с замечательным русским поэтом – Сергеем Есениным. На прошлых уроках звучали стихи А.К. Толстого и Федора Николаевича Глинки; вы познакомились с новым литературоведческим термином “лирический герой”. Я думаю, что и сегодняшний наш урок не пройдет бесследно. Я хочу пригласить вас в гости к талантливейшему поэту С. Есенину! II. Беседа Вопросы для беседы:
III. Слово учителя, показ слайдов с CD-ROM – Сегодня мы должны с вами почувствовать, как сливаются два вида искусства: живое слово поэта и музыка.
– Эти строчки заставляют нас заглянуть в себя: всегда ли мы с нежностью и признательностью относимся к тем, кто рядом, кто помогает нам в радостной, но и в сложной поре жизни – тогда, когда мы растем.
– уже сами названия говорят, о ком пойдет речь в стихотворениях. IV. Словарная работа – А как мы называем человека, любящего свою родину? (Патриот) V. Проверка домашнего задания Показ слайдов, картин, изображающих природу, звучит музыка Чайковского “Времена года” и живое слово учителя: Есенин очень любил незатейливую природу среднерусской полосы. Вы видите ее на картинах. – О каком деревце идет речь? – Кто знает о нем стихотворение? – Красивы народная сказка и стихотворение Есенина? VI. Обучение анализу – Прозвучали два произведения. Давайте немного поговорим о них. К каким жанрам они относятся? (Эпический – лирический.) – В чем отличие лирики и эпоса? (Эпос – повествует о девушке и злой колдунье. Лирика – передает чувства и переживания человека.) – Чьи чувства легли в основу стихотворения? (Поэта.) – Мы можем сказать, что его героем является сам поэт? (Нет. Он отражает отношение к природе самого поэта.) – А как называется в стихотворении образ поэта, который возникает в нашем воображении? (Лирический герой. Поэтический “двойник” автора.) – А при помощи каких образных средств С. Есенин выражает свои чувства? (Эпитеты: пушистые ветки, снежною каймой золотой огонь.) – А при помощи каких изобразительных средств удается Есенину выразить свои чувства? (Сравнение: снегом, точно серебром. Олицетворение: береза принакрылась; заря, лениво обходя кругом…) Но по одному стихотворению невозможно представить образ лирического героя всей поэзии Есенина. Только, читая их одно за другим устанавливаем единство в восприятии мира, в характере переживаний, в художественном выражении. И только тогда, постепенно у нас сформируется образ духовного мира лирического героя поэзии Есенина. Давайте послушаем другие стихотворения; попробуем определить главные чувства, мысли лирического героя. – Чтение стихотворения учениками “Поет зима – аукает” и его анализ: – Какие художественные средства (олицетворения, сравнения, эпитеты) мы можем определить в стихотворении? – А вот куда мы отнесем такие слова, как “стозвон сосняка”? (Это – метафора. Замерзшие, замерзшие словно там спрятались невидимые колокола, прислушаемся и почувствуем их гул. Метафору можно заменить сравнением: сосны гудят на морозе, как колокола…) – Стихи, которые мы сейчас услышали рисуют нам картины красавицы – зимы. А вот больше всех времен года Есенин любил осень. (Даже его фамилия созвучна этой поре: осень – ясень – синь – Есенин). VII. Работа с ПК – Посмотрите, на наши картины. (CD-ROM – показ слайдов: картины осени) – Прослушивание стихотворения “Нивы сжаты, рощи голы” в исполнении О. Басилашвили (CD-ROM) VIII. Беседа – анализ стихотворения – Какое настроение навевают строчки стихотворения? (Тоска) – Давайте поговорим только о двух строках: Рыжий месяц жеребенком (И эпитет, и метафора, и олицетворение сплелись в живописный узор.) IX. Вывод (делают учащиеся с помощью учителя) – Поэтический язык отличается от разговорного тем, что в нем можно соединить слова, которые в обычной жизни не соединяются. – Так какова роль изобразительных средств в поэзии? X. Подготовленное сообщение учащегося
Красота, созданная Есениным, не оставляет никого равнодушным. Его поэзия сразу же привлекла и привлекает до сих пор внимание композиторов. Их покоряет “есенинское буйство глаз и половодье чувств”, его отношение к природе, Родине, жизни. – Эпиграфом к поэме Свиридов взял слова, которые стали эпиграфом нашего урока. Почему? – Давайте послушаем песню композитора Бойко на стихи С. Есенина “Черемуха душистая” в исполнении В Токарева. Звучит песня. – Вслушайтесь, какое настроение навевают стихотворение и музыка? – Радуют сердце самые первые цветы. Зашумело зеленое море. Заплыла белым пожаром черемуха. Нежность. XI. Итог урока – Итак, какая же тема прозвучала у нас сегодня на уроке? (Тема Родины, природы в творчестве С. Есенина.) – Кто передает читателю чувства поэта? (Лирический герой.) – Какие же чувства лирического героя взяты будто из самой природы? (Нежность весенней зелени; тоска глубокой осени; бесшабашность, озорство зимы.) – Почему Есенин так образно, нежно писал о Родине, о родной природе? (Родина для нас – самое дорогое, сокровенное, и она нам помогает увидеть эту неповторимую красоту, ее величие, помогает почувствовать и нашу глубокую любовь к своей Родине.) – Наше путешествие подошло к концу. Я надеюсь, вам понравилось в гостях у Сергея Есенина и дома вы продолжите знакомство с ним. XII. Домашнее задание (на выбор учащихся) – Написать сочинение “Моя Родина”, используя эпитеты, метафоры, сравнения. – Нарисовать рисунок к любому стихотворению Есенина. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |