Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Урок литературы в 7-м классе по теме: "Лирический герой поэзии Есенина"
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Урок литературы в 7-м классе по теме: "Лирический герой поэзии Есенина"


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1392

Якунина Ольга Николаевна, учитель русского языка и литературы

Цели:

  • Закрепить усвоение понятия “лирический герой”;
  • Развить речь учащихся;
  • Обратить внимание детей на особенности лирики С. Есенина;
  • Воспитывать любовь к Родине и интерес к творчеству поэта.

Оформление доски:

1. Портрет

2. Картины природы

3. Учебные задачи для учащихся (в форме вопросов, на которые нужно ответить в процессе урока):

  • Каковы главные темы стихов С. Есенина?
  • Какие изобразительные средства поэтического языка характерны для лирики поэта?
  • Что волнует, радует и огорчает лирического героя поэзии С. Есенина?

Оборудование:

  • ПК.
  • Мультимедийный проектор.
  • CD-ROM:
    • “Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы 5 – 11 кл.” ООО “Кирилл и Мефодий”, 2005
    • “Отечественная история, литература и искусство. ХIХ в”
    • “Отечественная история, литература и искусство. ХХ в”

Методические приемы:

  • Живое слово учителя
  • Беседа
  • Обучение анализу поэтического текста
  • Подготовленные сообщения учащихся
  • Просмотр слайдов, прослушивание текстов стихотворений и песен с DV-ROM
  • Выразительное чтение стихотворений.

ХОД УРОКА

I. Сообщение темы и цели урока

– Здравствуйте, ребята! Сегодня нас с вами ждет встреча с замечательным русским поэтом – Сергеем Есениным. На прошлых уроках звучали стихи А.К. Толстого и Федора Николаевича Глинки; вы познакомились с новым литературоведческим термином “лирический герой”. Я думаю, что и сегодняшний наш урок не пройдет бесследно. Я хочу пригласить вас в гости к талантливейшему поэту С. Есенину!

II. Беседа

Вопросы для беседы:

  • Вы любите ходить вы гости?
  • Согласны отправиться со мной?
  • Обычно в гости мы ходим к близким, хорошо знакомым нам людям. А если предстоит встреча с пока еще мало знакомым человеком то, что нужно сделать до того, как отправиться к нему?
  • Правильно, нужно постараться, как можно больше узнать о нем заранее: о его вкусах, привычках, увлечениях.
  • А если наш предполагаемый хозяин-поэт, то, кто, как нельзя лучше расскажет нам о нем? Кто является “поэтическим двойником”?
  • Верно. Лирический герой. Поэтому прежде чем попадем к Есенину нам нужно сегодня ответить на данные (см. доска) вопросы. На один из них мы уже ответили.
  • Итак, что обозначает в литературоведии понятие “лирический герой”?

III. Слово учителя, показ слайдов с CD-ROM

– Сегодня мы должны с вами почувствовать, как сливаются два вида искусства: живое слово поэта и музыка.
Сергей Александрович Есенин родился в 1895 г. (т.е. более ста лет тому назад).
Он почти не писал специально для детей, но его творчество – это достояние каждой растущей души, стремящейся понять, обнять окружающей ее мир.
Самое главное, что хотел сказать поэт своим творчеством: надо любить Родину. И конечно же – людей. Близких и далеких. Самые тонкие, светлые лирические его стихотворения обращены к матери, близким:

– Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.

– Эти строчки заставляют нас заглянуть в себя: всегда ли мы с нежностью и признательностью относимся к тем, кто рядом, кто помогает нам в радостной, но и в сложной поре жизни – тогда, когда мы растем.
Особое место в его творчестве занимают животные. “Для зверей приятель хороший”, - писал Есенин, и они прочно вошли в его лирику:

“Ах, как много на свете кошек”

“Корова”

“Табун”

“Лисица”

– уже сами названия говорят, о ком пойдет речь в стихотворениях.
Сергей Есенин – гордость нашей страны, это такое же ее достояние, как Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Толстой.
Много лет назад жил поэт. Но и сейчас он открыто приходит к нам, уча добру, честности, любви к людям, к природе, ко всему, что составляет для каждого понятие “Родина”.

IV. Словарная работа

– А как мы называем человека, любящего свою родину? (Патриот)

V. Проверка домашнего задания

Показ слайдов, картин, изображающих природу, звучит музыка Чайковского “Времена года” и живое слово учителя:

Есенин очень любил незатейливую природу среднерусской полосы. Вы видите ее на картинах.
В русской поэзии есть много стихов о родной природе, но С. Есенин по-новому показал ее просторы: поля, луга, деревушки. Его лирика по простоте образов, прозрачности слова, красочности близка народным произведениям.
Дома вы должны были прочитать стихи Есенина или заучить понравившиеся строки наизусть.
Я сейчас расскажу вам сказку, а вы, может быть, вспомните, какое-либо стихотворение на эту тему:
Давным-давно жила на свете одна девушка. И была она красоты необыкновенной. Тоненькая, стройная; коса золотая до земли. Ласковая была, приветливая. Все ее любили, только о ней и говорили.
Черная зависть заползла в сердце злой колдуньи: не с ней говорят, ею любуются. Решила она извести ту девушку, и превратила злая колдунья ее в дерево.
А то дерево тоже выросло красоты необыкновенной: белоствольное, ветки зеленые, как косы перевились. Шумит ласково, путников от жары в своей тени укрывает. Люди любуются нежным деревом.
А колдунья еще пуще злится. Напустила она лютого холоду. Только деревце по-новому красавицей обернулось. В горностаевой шубке стоит, косы серебристым инеем искрятся.

– О каком деревце идет речь?

– Кто знает о нем стихотворение?

– Красивы народная сказка и стихотворение Есенина?

VI. Обучение анализу

– Прозвучали два произведения. Давайте немного поговорим о них. К каким жанрам они относятся? (Эпический – лирический.)

– В чем отличие лирики и эпоса? (Эпос – повествует о девушке и злой колдунье. Лирика – передает чувства и переживания человека.)

– Чьи чувства легли в основу стихотворения? (Поэта.)

– Мы можем сказать, что его героем является сам поэт? (Нет. Он отражает отношение к природе самого поэта.)

– А как называется в стихотворении образ поэта, который возникает в нашем воображении? (Лирический герой. Поэтический “двойник” автора.)

– А при помощи каких образных средств С. Есенин выражает свои чувства? (Эпитеты: пушистые ветки, снежною каймой золотой огонь.)

– А при помощи каких изобразительных средств удается Есенину выразить свои чувства? (Сравнение: снегом, точно серебром. Олицетворение: береза принакрылась; заря, лениво обходя кругом…)

Но по одному стихотворению невозможно представить образ лирического героя всей поэзии Есенина. Только, читая их одно за другим устанавливаем единство в восприятии мира, в характере переживаний, в художественном выражении. И только тогда, постепенно у нас сформируется образ духовного мира лирического героя поэзии Есенина.

Давайте послушаем другие стихотворения; попробуем определить главные чувства, мысли лирического героя.

– Чтение стихотворения учениками “Поет зима – аукает” и его анализ:

– Какие художественные средства (олицетворения, сравнения, эпитеты) мы можем определить в стихотворении?

– А вот куда мы отнесем такие слова, как “стозвон сосняка”? (Это – метафора. Замерзшие, замерзшие словно там спрятались невидимые колокола, прислушаемся и почувствуем их гул. Метафору можно заменить сравнением: сосны гудят на морозе, как колокола…)

– Стихи, которые мы сейчас услышали рисуют нам картины красавицы – зимы. А вот больше всех времен года Есенин любил осень. (Даже его фамилия созвучна этой поре: осень – ясень – синь – Есенин).

VII. Работа с ПК

– Посмотрите, на наши картины. (CD-ROM – показ слайдов: картины осени)

– Прослушивание стихотворения “Нивы сжаты, рощи голы” в исполнении О. Басилашвили (CD-ROM)

VIII. Беседа – анализ стихотворения

– Какое настроение навевают строчки стихотворения? (Тоска)

– Давайте поговорим только о двух строках:

    Рыжий месяц жеребенком
    Запрягался в наши сани

(И эпитет, и метафора, и олицетворение сплелись в живописный узор.)

IX. Вывод (делают учащиеся с помощью учителя)

– Поэтический язык отличается от разговорного тем, что в нем можно соединить слова, которые в обычной жизни не соединяются.
Представьте, вы говорите товарищам: “Вчера я видел месяц, запряженный в сани”? Что подумают ваши товарищи?
А в поэзии так сказать можно.

– Так какова роль изобразительных средств в поэзии?
Эпитеты, метафоры, сравнения – это не украшения, как серьги или браслеты, это красота речи и создает ее поэт.

X. Подготовленное сообщение учащегося

Необыкновенная музыкальность поэзии Есенина

Красота, созданная Есениным, не оставляет никого равнодушным. Его поэзия сразу же привлекла и привлекает до сих пор внимание композиторов. Их покоряет “есенинское буйство глаз и половодье чувств”, его отношение к природе, Родине, жизни.
Свиридов, Хренников, Пономаренко, Соловьев-Седой и многие другие композиторы не раз обращались в своем творчестве к стихам Есенина. Более 200 музыкальных произведениях написано на стихи поэта.
При этом отдельные произведения воплощены в музыке разными композиторами: “Береза” – 17 раз, “Не жалею, не зову, не плачу”, “С добрым утром” – 10 раз.
27 произведений написал Георгий Свиридов. Ему также принадлежит вокально-симфоническая поэма “Памяти С. Есенина”, написанная на стихи “Край ты мой заброшенный”, “Поет зима – аукает”, “Крестьянские дети”…

– Эпиграфом к поэме Свиридов взял слова, которые стали эпиграфом нашего урока. Почему?

– Давайте послушаем песню композитора Бойко на стихи С. Есенина “Черемуха душистая” в исполнении В Токарева.

Звучит песня.

– Вслушайтесь, какое настроение навевают стихотворение и музыка?

– Радуют сердце самые первые цветы. Зашумело зеленое море. Заплыла белым пожаром черемуха. Нежность.

XI. Итог урока

– Итак, какая же тема прозвучала у нас сегодня на уроке? (Тема Родины, природы в творчестве С. Есенина.)

– Кто передает читателю чувства поэта? (Лирический герой.)

– Какие же чувства лирического героя взяты будто из самой природы? (Нежность весенней зелени; тоска глубокой осени; бесшабашность, озорство зимы.)

– Почему Есенин так образно, нежно писал о Родине, о родной природе? (Родина для нас – самое дорогое, сокровенное, и она нам помогает увидеть эту неповторимую красоту, ее величие, помогает почувствовать и нашу глубокую любовь к своей Родине.)

– Наше путешествие подошло к концу. Я надеюсь, вам понравилось в гостях у Сергея Есенина и дома вы продолжите знакомство с ним.

XII. Домашнее задание (на выбор учащихся)

– Написать сочинение “Моя Родина”, используя эпитеты, метафоры, сравнения.

– Нарисовать рисунок к любому стихотворению Есенина.

Приложение


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21