Преподавание русского языка Урок по русскому языку в 6-м классе "О суффиксах имен существительных"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1228 Панькина Оксана Сергеевна, учитель русского языка и литературы Тема: О суффиксах имен существительных. Тип урока: повторение и обобщение изученного. Цели урока:
План урока:
Ход урока.Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня на уроке мы должны с вами повторить все, что вы знаете о суффиксах имен существительных:
Откройте тетради. Запишите число, классная работа, тема урока О суффиксах имен существительных (запись на доске). Урок у нас сегодня необычный. Мы с вами будем работать с одним текстом, который поможет нам вспомнить все, что мы знаем о суффиксах имен существительных. Выразительное чтение. Если ты идешь мимо небольшого магазинчика с надписью «Дом игрушки», то непременно остановишься. Так заманчиво сверкает огнями витрина, полная чудес! - Ребята, перед вами текст? Или набор предложений? Докажите. Дом игрушки. - Найдите в этом предложении существительное, которое образовано суффиксальным способом. Докажите это, проведя его словообразовательный разбор. игрушки игра +-ушк- (суффиксальный). Итак, слово игрушка образовано с помощью суффикса –ушк-. - Приведите примеры других имен существительных, образованных с помощью суффикса –ушк-. Действительно, все имена существительные, которые вы назвали, имеют уменьшительно-ласкательное значение. Оттенок этого значения придает суффикс –ушк-. Ребята, в русском языке есть «говорящие суффиксы». Посмотрите внимательно на таблицу. О чем нам говорят эти суффиксы (работа с таблицей).(Приложение №1). Снова вернемся к тексту. Внимательно прочитайте текст про себя и найдите 3 слова с суффиксом –ик-. - Докажем, что это имена существительные и выполним морфемный разбор данных слов.
- Почему в этих словах в суффиксе пишется буква и ? В суффиксе пишется буква и, потому что при изменении слова по падежам этот гласный остается на месте: домики – домиков; столик – столиков; мячик – мячиков. Приведите пример имен существительных с суффиксом –ек- и объясните правило его написания. Замочек – замочка (Р.п.) При изменении данного слова в Р.п. исчезает гласный е. Итак, чтобы правильно написать гласные в суффиксах –ек- и –ик-, надо просклонять эти существительные.Если гласный выпадает, то в суффиксе надо писать букву е, если гласный не выпадает, то в суффиксе надо писать букву и. Найдите в тексте 2 слова на эту орфограмму. - Докажите, что это имена существительные.
- Выполним морфемный разбор Фонарщик извозчик
- Выполним морфемный разбор мышонок, зайчонок (ч//ц )
Построим схему данного предложения. Итак, это сложное предложение, состоящее из 4-х простых. На доске ученик выписывает слово медвежата. Произведите морфемный разбор этого слова. медвежата (д//ж) Мы провели морфемный разбор слова. - Вспомните, как называется разбор слова по составу с точки зрения истории языка? А совсем недавно работали с древним словом ведать, где корень – вед - Запишем слово медведь и проведем его морфемный разбор с точки зрения современного русского языка. - Как вы думаете, почему это животное называют медведем, что он ведает, знает, любит?
Благодаря уменьшительно-ласкательным суффиксам автор создает игрушечный мир, в котором живут красота и радость. Представьте, что вы сказочники и пишете сказку о каком-то маленьком лесном жителе. Ученик идет к доске. Перевернем листочки. Перед вами текст. Мы должны по опорным словам сочинить сказку. Вместо суффикса поставьте подходящее по смыслу слово. При этом помните, что суффикс выделен, а окончание нет. Жил-был ------ ёнок. Его очень любили в семье, особенно ----ёнки и ----ишки. Однажды этот бесстрашный ----ишка отправился в темный -претемный ----ок. Долго шёл он, встречая по ----ке много разных смешных ----юшек. Как вдруг страшный ----ище вырос на его пути. Итак, сегодня на уроке мы повторили правописание эмоционально-окрашенных суффиксов имен существительных, выполнили несколько языковых разборов: синтаксический (работали над предложением), словообразовательный, морфемный и выполнили очень интересный и важный для правильного правописания слов этимологический анализ, показали, как вы хорошо умеете работать с авторским текстом и порадовали нас своим творчеством. Ваши сказки удались на славу. Молодцы! Отметки с комментарием. Домашнее задание. Продолжите сказку. Напишите, что главный герой рассказал маме о своем приключении, используя предложения с прямой речью. Урок окончен. До свидания. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |