Преподавание литературы "Элементы лингвистического анализа текста на примере повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба". Урок развития речи в 7-м классеNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1108 Шишкова Юлия Никитична, учитель русского языка и литературы Цель:
Задачи:
Оборудование:
Методические приёмы: аналитическая беседа, пересказ, комментированное чтение, чтение наизусть. Эпиграф к уроку: “ Писать надо сжато, рассказывать обязательно о сильных человеческих переживаниях, острых ситуациях и ярких характерах.” (Джек Лондон) Ход урока:Слово учителя: - Итак, ребята, чтобы настроиться нам на беседу, я начну урок с небольшого стихотворения. Послушайте!
- Так писал поэт о традициях вольных казаков. А как это стихотворение перекликается с повестью Н.В.Гоголя? Что их сближает? (Ученики говорят, что объединяет эти произведения идея защиты своей Родины. Вспомним: в повести казаки погибают в бою, но последние слова их: “Пусть же славится до конца века Русская земля!”) Учитель: Наша задача на уроке – научиться быть внимательными, вдумчивыми, размышляющими читателями. Давайте проверим, кто наиболее внимательно читал повесть! Учителем предлагаются вопросы:
(“Бульба вскочил на своего Черта, который бешено отшатнулся, почувствовав на себе двадцатипудовое бремя…” Сделав нехитрые вычисления, ученики узнают, что Тарас весил 320кг. Конечно, Гоголь намеренно преувеличил, чтобы, возможно, показать неимоверную силу героя. Он выступает в повести как сказочный богатырь.) (С этими словами Тарас казнит Андрия за предательство. – 9 глава) Учитель: - Вижу, что некоторые ребята старались быть внимательными читателями. А сейчас давайте поработаем с одним прилагательным “добрый”, посмотрим сколько значений оно имеет. Вы помните, что такое явление в русском языке называется многозначностью. (Работа с прилагательным добрый) * (*Лозинская Т.П. Лингвистический анализ на уроках русского языка 5-6 классы. – М.,-1997.-с.94-95) Учитель: - Итак, как влияет на текст употребление прилагательного добрый в разных значениях? (Текст становится более выразительным, ярким.) -Использование многозначности слова - это своеобразный стилистический приём. Новые смысловые оттенки значений придают языку гибкость, точность, живость. - И.С. Тургенев писал, что “фиалка своим запахом не разит на двадцать шагов кругом: надо приблизиться к ней, чтобы почувствовать её благовоние…” Чтобы понять основную идею художественного произведения, оценить его по достоинству, надо к нему “приблизиться”. Попробуем это сделать! (Комментированное чтение 9 главы (эпизод казни Остапа и его товарищей). Начинает учитель, ребята продолжают. Обращаем внимание на отдельные слова, фразы, объясняем, толкуем.) 1-2 абзацы - Долженствовала – устаревшая форма (возможно, используется для создания колорита старины). - Дважды повторяется начало предложений: Они шли… Они шли… Мы уже встречались у Гоголя с этим приёмом при описании чайки (во 2 главе: Вон она пропала в вышине…Вон она перевернулась крылами…) Таким образом всё внимание и автора, и читателей, и толпы приковано к героям. - Далее используется ряд синонимов: Шли (как?) “не боязливо, не угрюмо, но с какою-то тихою горделивостью…” Синонимический ряд помогает уточнить, дополнить представления читателя. В данном случае, чтобы показать важность и подчеркнуть трагичность момента, выделить героев. - Почему одежда “болталась на них ветхими лоскутьями”? (Целесообразно обратиться к толковому словарю) Узнаём, что лоскутья – это остатки одежды, ветхие – очень изношенные. Таким образом автор показывает, в каком плачевном состоянии была их одежда. - Как показаны казаки? (“Впереди всех шёл Остап…” Остап – предводитель, вождь. Казаки гордые, сильные духом.) 3-4 абзац - Почему абзац начинается с риторического вопроса? (Передаётся чрезвычайное волнение автора.) - Почему Тарас “ни проронил ни одного движения его”? (Не упустил из виду, внимательно наблюдал) Устаревшее словосочетание, в современном русском языке - не проронил ни слова (в толковом словаре подаётся как устойчивое словосочетание.) - Что такое лобное место? (Возвышение, помост, с которого читались указы или место, где совершались казни.) - Как вы понимаете фразеологизм “выпить тяжёлую чашу”? (Принять страдания. Фразеологизмы делают речь более ёмкой, выразительной.) - Как небольшая речь, которую произносит Остап, характеризует героя? (Перед нами сильный духом, гордый, несломленный, непобеждённый даже в плену человек.) - Что такое эшафот? (Помост для казни.) - “- Добре, сынку, добре!...” Учитель обращает внимание на то, что в украинском языке сохранилась звательная форма. - Почему Гоголь подчёркивает старость Тараса, называя его “старый Тарас”, пишет “опустил седую голову”? (Тем самым автор показывает, что потеря сына для Тараса - невосполнимая утрата. Он сразу состарился, в народе говорят: “Постарел от горя”.) 5 абзац - “Палач сдёрнул с него ветхие лохмотья…” В словаре С.И.Ожегова находим, “лохмотья – ветхая, изорванная одежда” Какая информация добавляется к уже сказанному? (Возможно, одежда была порвана во время жестоких пыток, принятых в то время.) - “Ему увязали руки и ноги в нарочно сделанные станки, и …” О чём красноречиво говорит это многоточие? (О страшных пытках.) - Что значит “адские муки”? (Очень сильные, невыносимые муки.) - “дыбом поднялись волоса…” Этим фразеологизмом Гоголь передаёт состояние сильного испуга, ужаса. - “закалиться душою…” Сделаться нравственно крепким, стойким, выносливым. 6 абзац - “Остап выносил терзания и пытки, как исполин…” Автором используется такой художественный приём, как сравнение. Можно подобрать синонимы: великан, богатырь. - Какие чувства испытывает Тарас? (Боль, что теряет сына, и гордость за него.) 7-8 абзацы - “как будто стала подаваться его [Остапа] сила…” (стала уменьшаться) “Ничто, похожее на стон, не вырвалось из уст его…”, “И повёл он очами вокруг себя…” Обратим внимание на лексику. С какой целью используются старославянизмы? (Устаревшие старославянские слова нужны для возвышения героя и возвеличивания его подвига. Перед нами настоящий герой, и сам автор относится к нему с уважением и восхищением.) - “освежить силы” (подбодрить, поддержать); - “миллион народа” (очень много). - Почему Тарас обнаружил себя, ведь ему грозила опасность? (Он хотел поддержать товарищей по борьбе и хоть немного облегчить муки и страдания сына.) - “Часть военных всадников бросилась заботливо рассматривать толпы народа…” Здесь чувствуется явная ирония автора. - “Но Тараса уже…не было…” Янкель как бы оглянулся, отвлёкся от всадников, переключил внимание на нашего героя, а потом с облегчением добавляет “его след простыл” (очень быстро ушёл, исчез) Вместе с Янкелем Гоголь переживает за Тараса. Учитель: - Как же в тексте работают художественные приёмы? (В первую очередь, они помогают передать отношение Автора к происходящему и героям. Он восхищается мужеством Остапа, с пониманием и сочувствием относится к Тарасу, переживает, как бы он не попался, ироничен по отношению к военным. Автор не просто отстранённый наблюдатель, а живой человек). Если бы мог, Н.В. Гоголь, наверно, согласился со словами американского писателя Джека Лондона, который сказал так: “Писать надо сжато, рассказывать о сильных человеческих переживаниях, острых ощущениях и ярких характерах”. - Я думаю, что мы сегодня смогли более внимательно вчитаться в страницы повести и, надеюсь, что каждый из вас, ребята, оценил мастерство Н.В.Гоголя по достоинству, как это сделал В.Г.Белинский, который сказал так: “И какая кисть, широкая, размашистая, резкая, быстрая! Какие краски, яркие и ослепительные!.. И какая поэзия, энергическая, могучая, как эта Запорожская Сечь…” В качестве домашнего задания отобрать материал об одном из героев для подготовки к сочинению. (По группам.) Спасибо за работу! Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |