Преподавание литературы Урок по теме "Загадки" в 5-м классе. В творческой лаборатории "Путешествие по загадочной стране"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1139 Лизунова Светлана Анатольевна, учитель русского языка и литературы Цели урока:
Задачи урока:
Ход урока (Слайд 1) Учитель: Сегодня мы пришли в творческую лабораторию. А значит, мы будем изучать, анализировать, делать выводы и обязательно каждый из вас сделает небольшое научное открытие, станет автором своего маленького проекта. (Слайд 2) Учитель: Объектом нашего исследования станет загадка. Прочитайте определение В.Даля. Загадка пришла из фольклора. Вспомним, что такое фольклор? Ученик: Читает (см. справочные материалы в Приложении 1) (Слайд 3) Учитель: Давайте проследим историю происхождения загадки и вернемся в глубокую древность. Когда и почему возникла необходимость в загадке? (Слайд 4) Ученик: Происхождение загадок относится к глубокой древности. Ученые предполагают, что их происхождение связано с условной, тайной речью, к которой человек прибегал, чтобы не давать настоящие названия животным, предметам, явлениям. Люди боялись называть какое-либо существо, чтобы не накликать беды; например, избегали произносить названия болезней, волка, чёрта, змеи и т.д. Учитель: Что придумали охотники, чтобы не спугнуть удачу? Ученик: Охотник, боясь неудачи, окружал свое занятие тайной, не говорил, куда он направляется на охоту, на какого зверя, не называл охотничьих орудий. Охотнику, уходящему на промысел, не следовало задавать вопрос: «Куда идешь?». Ответ на этот вопрос означал бы раскрытие тайны. Когда вопрос был задан, охотник возвращался домой, бранился или шутливо отвечал: «На кудыкину гору журавлей пугать». Учитель: Что такое «подставные» слова и зачем их придумывали? Ученик: Вместо запретных слов человек стал употреблять «подставные» слова. Так, сибирские крестьяне, «чтобы не навлечь на себя беды» и по забывчивости не сказать дурного слова о медведе, избегали употребления самого слова «медведь», называли его «дедушка», «зверь», «хозяин», «черный зверь». Отправляясь в тайгу, произносили заговор: «Пень, колода, крутая гора, не видать чёрному зверю меня». Учитель: Как «испытывали» мудрость человека? Ученик: Когда-то в древности загадки служили средством испытания «мудрости». Древний человек был заинтересован в том, чтобы была обеспечена победа в военном столкновении, благополучный брак, удачная охота. Поэтому проводили испытания «мудрости» при выборе вождя, жреца, при приеме в род, испытывали жениха перед свадьбой. В русском фольклоре сохранились следы таких загадок. Например, существовали сказки, в которых царевна обещала выйти замуж за того, чьи загадки она сумеет отгадать или наоборот, выйдет за того, кто отгадает ее загадки. Учитель: Постепенно функция загадок изменяется. Они становятся средством развлечения. Испытания, состязания загадками приобретают игровое значение. Их очень любят дети. Отгадывая загадку, они испытывают большое удовлетворение. Загадка как бы по-новому раскрывает мир, заставляя видеть предметы или явления в новом, часто совершенно неожиданном свете. В этом состоит большое познавательное и воспитательное значение загадок. Загадки очень поэтичны, они используют иносказание, метафоричность. Что же такое загадка? (Слайд 5) Ученик: Читает (см. справочные материалы в Приложении 1) Учитель: Чтобы изучить построение загадки, мы поплывем к Загадочному острову и посетим города (Слайд 6,7):
Учитель: В путь? Учитель: Перед нами город Звукоподражание. (Слайд 8, 9) - Что вы понимаете под звукоподражанием? (см. справочные материалы в Приложении 1) Откроем сборники загадок (Приложение 2), найдем примеры. Отгадаем! - Запишем в рабочую тетрадь(Приложение 1) по одной загадке (подчеркнем пример звукоподражания). Продолжаем наш путь! Учитель: Мы в городе Сравнение. (Слайд 10, 11) - Что такое сравнение? (см. справочные материалы в Приложении 1) - Найдите в загадках (Приложение 2) прием сравнения. Отгадайте! - Запишите их в рабочую тетрадь (Приложение 1), подчеркните само сравнение. Едем дальше! Учитель: Что это за веселая поляна? Сейчас узнаем? (Слайд 12, 13) (Интерактивное задание, гиперссылка-«солнышко».) Задание: совмести загадку с верным ответом. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/18ece49a-69cc-4218- 9c48-88eb1faee117/116205/?interface=teacher&class[]=47&class[]=48&subject=10 Вперед! Вперед! Учитель: Еще один город! Отрицательное сравнение. (Слайд 14, 15) - Прочитаем примеры загадок, построенных по принципу отрицательного сравнения. (Приложение 2) - Запишем пример. Отгадаем! (Приложение 1) Продолжим путь. Устали? Учитель: Мы на нашей любимой поляне! Мы часто здесь бываем! (Слайд 16) Музыкальная физкультурная минутка. Учитель: С новыми силами едем дальше и попадаем в город Признаков. (Слайд 17, 18) Чтобы сориентироваться в нем, мы должны вспомнить, что такое эпитеты? (см. справочные материалы в Приложении 1) - Найдите примеры загадок с эпитетами. Отгадайте! (Приложение 2) - Прочитайте, запишите. (Приложение 1) Учитель: Мы приближаемся к финишу! Перед нашими глазами город Действий! (Слайд 19, 20) Загадки, которые описывают предмет через его действие - Найдите примеры загадок с действиями. Отгадайте! (Приложение 2) - Запишите. (Приложение 1) Учитель: Ребята! Дорога не закончена! Давайте продолжим наше путешествие! Что это? Удивительный город – «Добавлялочки»! (Слайд 21) Есть загадки, где отгадка- последнее слово небольшого стихотворения, отгадать его можно по смыслу. Важное условие: мы должны сохранить рифму в стихотворении. (Приложение 2) Тесно связаны с «добавлялочками» авторские загадки. Известные детские писатели: С. Маршак, К. Чуковский специально для детей сочиняли загадки. (Слайд 22) - Послушайте такие загадки, попробуйте их отгадать. (Приложение 2) В нашей школе выходит ежегодный альманах «Мир глазами детей и взрослых», где в том числе нашли свое достойное место и загадки, которые сочинили дети). Прочитаем! (Приложение 2) Учитель: А вы хотите стать авторами загадок? Сегодня у вас есть такая возможность. Прочитав инструкцию в рабочей тетради (Приложении 1) и опираясь на нее, сочините загадку! (Слайд 23) Учитель: Объектами нашего творческого процесса станут 3 предмета. Я предлагаю их вам неслучайно, ведь они неразрывно связаны с нашим городом. Их даже считают символами нашего Подмосковного города Лобня. Это береза, чайка и самолет. (Слайд 24) (Дети сочиняют загадки и зачитывают их.) Домашнее задание. Сочини 2 загадки, используя разные приемы составления загадки, нарисуй отгадки! (Слайд 25) Интерактивное задание: http://school-collection.edu.ru/ Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |