Преподавание русского языка Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка. Глагол как часть речи. 5-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1649 Зарипова Гулюса Ирековна, учитель русского языка и литературы Пояснительная записка В современном мире в системе воспитания подрастающего поколения наиболее актуальными становятся вопросы нравственности. К сожалению, мир книги практически закрыт для современных детей, отсутствует интерес к классической литературе, способствующей духовно-нравственному воспитанию . Шедевры мирового искусства затмили телевидение и интернет, которые не подвержены цензуре: дети "проглатывают" то, что предлагается в доступном для всех режиме. Как сохранить в детских душах верность общечеловеческим ценностям? Подобные вопросы заставляют каждого учителя восполнять пустоту детских сердец на своих уроках . Отдельное внимание вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся я уделяю на уроках русского языка. При изучении тем стараюсь подбирать материал для урока по определенной нравственной теме: взаимоотношение поколений, родители и дети, человек и богатство, любовь, дружба и т.д. Включаю тексты как прозаические, так и поэтические, заучиваемые ребятами наизусть. По возможности добавляю элементы эмоционального воздействия средствами музыки: Многие тексты трогают детей до глубины души, думаю, подобная работа даст свой результат, однако не сразу, а с годами: мои ученики смогут подняться на более высокие нравственные позиции. Предлагаю на рассмотрение урок в 5 классе по теме "Глагол как часть речи", построенный с учетом вопросов преемственности, а также проблемы духовно-нравственного воспитания учащихся. Русский язык как самостоятельный предмет в начальной школе по программе "Начальная школа 21 века" изучается во 2-4 классах. Программа реализует задачи ознакомления учащихся с основными положениями науки о языке, формирования умений и навыков грамотного безошибочного письма, развития устной и письменной речи школьника, его интереса к языку и речевому творчеству. Какие же знания по теме "Глагол" получают учащиеся в начальной школе?
Класс: 5 Цель: повторить и углубить знания о глаголе, его грамматических признаках, синтаксической роли в предложении. Задачи:
Опережающее задание: подбор пословиц и поговорок о дружбе Оборудование:
Используемые методы и приемы:
Литература:
Ход урока 1.Организационный момент 1) приветствие; 2) проверка готовности учащихся к уроку; 3) 3-4 ученика пишут интерактивный словарный диктант в режиме он-лайн на правописание проверяемых безударных гласных в корне слова( сайт www. gramota.ru). 2. Сообщение темы и целей урока (Приложение 3, слайды № 1, 2) Учитель: Мудрая пословица гласит: "Не имей сто рублей, а имей сто друзей" (слайд №3). Ребята, не потеряла ли эта пословица своей актуальности сегодня, в эпоху экономического кризиса? Ученик: Думаю, этой пословице суждено бессмертие. Несомненно, сегодня деньги имеют особую ценность для человека, каждый стремится к хорошей жизни. Для многих накопительство стало смыслом жизни:Но так нельзя! Настоящему человеку всегда нужен человек, собеседник, друг! Деньги не могут выслушать, дать совет: Учитель: А вот какие строки о друзьях написал известный детский поэт С.В.Михалков (на доске спроецирован текст стихотворения с пропущенными орфограммами, который учитель читает наизусть): (слайд №4)
Учитель: О чем говорит поэт в своем произведении? Какие советы вам дает? Ученик: Человек не может жить без друзей, это его опора: Учитель: Найдите слова, которые обозначают действие. Ученик: Живется, быть, ссориться, любить, бери, помогут. Учитель: К какой части речи они относятся? Почему? Ученик: Эти слова обозначают действие, поэтому мы их относим к глаголам. Учитель: Итак, мы поговорим сегодня о глаголе и вспомним, что вам о нем известно. 3. Актуализация опорных знаний Учитель: Ребята, а что о глаголе вы узнали в начальной школе? Ученик: Глагол- это часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делает? что сделает? предмет. Он изменяется по временам, числам, имеет спряжение, лицо или род: Письмо по памяти: Учитель: Выучите стихотворение и запишите его по памяти, вставляя пропущенные буквы (в сильном классе заучивают все четверостишие, в слабом - достаточно двух строк, остальное допишут при проверке написанного с доски). Давайте проверим (слайды №5, 6) Учитель: Расскажите стихотворение, соблюдая авторскую интонацию (2-3 ученика читают вслух). Какие орфограммы вы вспомнили, вставляя пропущенные буквы? Ученик: Правописание -ться, -тся в глаголах, правописание безударных гласных в корне слова. Учитель: Укажите грамматическую основу 3-го предложения. Ученик: Мы можем выделить 2 грамматические основы: ты бери, они помогут . Это сложное предложение. Учитель: Каким членом предложения обычно является глагол? Ученик: В предложении глагол является сказуемым (слайд №7) Учитель: Это синтаксическая роль глагола. Выпишите глаголы из 3-го предложения, укажите их признаки (один ученик работает у доски, обращаю внимание на таблицу "Морфологические признаки глагола"). Ученик: Бери - 2 лицо, ед.ч., 1 спр. Помогут- наст.вр., 3 лицо, мн.ч., 1 спр. Учитель: Какими морфологическими признаками обладает глагол? (отвечают с опорой на таблицу) (слайд №8) Учитель: Найдите глаголы, соответствующие схеме (схемы на доске ):
4. Реализация домашнего задания Учитель: Дома вы подобрали пословицы и поговорки о дружбе (зачитывают некоторые из них). Раскройте их смысл. Есть ли в вашей жизни настоящая дружба? (слайд №9) Ученики:
Человек может назвать себя по-настоящему счастливым только тогда, когда имеет преданного друга. Я рад, что и у меня есть верный товарищ: мы дружим с первого класса, помогаем друг другу готовить уроки, вместе гуляем, посещаем спортивные секции:Даже мечты у нас одинаковые:Это, на мой взгляд, настоящая дружба. Учитель: Давайте запишем 2 пословицы, в которых встретились глаголы, укажем их морфологические признаки и синтаксическую роль в предложении (Пословицы записываются на доске, разбор выполняют самостоятельно, затем взаимопроверка). 5. Игровой момент Учитель: К слову "ДРУЖБА" ,написанному на доске, вам нужно подобрать глаголы, имена существительные и прилагательные, с которыми ассоциируетсяу вас это слово. Какой ряд в течение двух минут подберет больше слов, тот и выиграл. ДРУЖБА
6. Словарная работа Учитель: А теперь к этому же слову подберите однокоренные слова. Ученик: Дружба- дружить, дружный, дружеский, дружественный, дружок, дружелюбный, дружище. Учитель: Уточним значение прилагательных по словарю: (слайд №10) Дружеский - проникнутый симпатией, расположением к кому-либо: дружеский тон, улыбка, встреча. Дружественный - взаимно благожелательный( преимущественно о государствах и отношениях между ними): дружественные страны. Учитель: Запишите в словари. 7. Анализ текста (слайд №11) (Тексты раздаются в отпечатанном виде (Приложение 1) или возможна работа с рабочей тетрадью "Комплексный анализ текста", автор А.Б.Малюшкин) Учитель: Прочитаем текст. Учитель: Понравился ли он вам? О чем он? Может ли Игорь Марков быть настоящим другом? Ученик: Этот текст о взаимовыручке, о дружбе. Игорь пожертвовал своим меню, согласился есть ненавистную манку, лишь бы товарищ не остался голодным. Марков скрыл , что не ест эту кашу с детства. Ведь настоящее желание помочь не знает корысти. Думаю, Игорь может быть настоящим другом, верным и надежным. Учитель: Озаглавьте текст. Определите его тип( пользуются карточками-информаторами. Приложение 2). Ученик: Можно озаглавить следующим образом: - Однажды в экспедиции: - По-товарищески Это повествование, так как есть цепочка событий, герои, начало и завершенность события. Учитель: Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Объясните ваш выбор. (слайд №12) Учитель: Определите лексическое значение слова флюс( работают со словарем). (слайд №13) Флюс - воспаление надкостницы, сопровождающееся отеком щеки. Учитель: Найдите в тексте все глаголы и укажите их карандашом сверху. Ученик: Работал, привелось, пойти, простудился, болело, есть, жевать, имелась: Учитель: Почему так много глаголов в данном тексте? Ученик: Это текст-повествование, а для него характерно обилие глаголов. Учитель: К данным словам и словосочетаниям подберите близкие по значению: - работал в отряде (был вожатым) - привелось (случилось, пришлось) - сидеть на питании (особое питание) - вернулись (возвратились, пришли назад) 8. Творческое задание Учитель: В начале урока вы читали наизусть строки С.Михалкова. Хотелось бы и от вас услышать поэтические строки о дружбе. Попробуйте сочинить продолжение предложенных строк( на доске проецируются начальные строки предполагаемых четверостиший): (слайд №14)
Учитель: Если сложно быть поэтом, попробуйте себя в роли прозаика: составьте небольшой текст о дружбе, используя слова, подобранные вами во время игры( слова на доске в таблице). Прочитайте свои работы. МОЛОДЦЫ! Примерные работы учеников:
9. Итоги урока (слайд №15) Учитель: Что вы вспомнили о глаголе? Ученик: Это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делает? что сделает? предмет. Учитель: Что нового узнали на уроке? Ученик: Мы познакомились с пословицами о дружбе, обсудили, что значит быть настоящим другом; узнали о синтаксической роли глагола: Учитель: Какова роль глаголов в нашей речи? Ученик: Они являются основой текста-повествования: Учитель: Каковы его морфологические признаки? Ученик: Глагол изменяется по временам, имеет категорию числа, рода или лица, а также глаголы бывают 1 или 2 спряжения: Учитель: Спасибо. Запишите домашнее задание: прочитайте параграф 106, выполните упражнение на выбор: 607 или 611 (повышенной сложности). (Ученик сам выберет упражнение по своим способностям). Желающие могут отшлифовать и дополнить свои творения (слайд №16). (Объявление результатов словарного диктанта, оценка деятельности учащихся на уроке) Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |